v-borbe-za-mesto-pod-solncem

Изучению проблемы конкуренции, как субъективному явлению в фотографии, мне пришлось, к сожалению, уделить немало времени. Во-первых, потому что начиная с самого низа, хочешь не хочешь, а услышишь про конкуренцию и демпинг. Во-вторых, нет-нет да и посмотришь на то, как занимаются ценообразованием коллеги в твоем регионе. В-третьих, просто не успел, к сожалению, перечитать всю доступную бизнес-литературу и потому не располагал нужным, а точнее сказать — минимальным багажом знаний.

Со временем, накапливая теорию, перепроверяя ее на практике, оставляя хорошее и двигаясь, как было намечено изначально, от сферы услуг к жизни свободного художника, сумел уйти от восприятия коллег как конкурентов, и от множества предложений как личной угрозы.

<…>

Понимая, что кто-то из новичков может идти аналогичным путем — я берусь за эту заметку и постараюсь сжато обозначить основные тезисы-советы, которые, естественно, не заменят вам раздела бизнес-литературы в личной библиотеке, но, все-таки, помогут не сбиться с пути; что еще важно — воспитать в себе правильное восприятие коллег.

Не подражай

Уникальность — уловка маркетологов. Нет ее. Есть отличия: в бизнес-процессах, в «почерке» и в системе ценностей, в характере, в понимании творчества, в используемых инструментах и в степени мастерства, в количестве опыта, в понимании фотопроцессов и т. д.

Учитывая количество «переменных», не трудно догадаться, что изучать «конкурента» — если не бессмысленное, то по крайней мере, не самое полезное занятие, поскольку в творчестве ни столько техника и процессы решают, а личность, и «подсмотреть» ее невозможно, и значит — мы не сможем предугадать следующий шаг «конкурента».

Если не сможем, то зачем напрасно тратить время?

Лучше развивать себя. Да, подсматривать отдельные моменты, но не следовать им «слепо», и, если получится, всегда подвергать сомнению и перепроверке то, что тебе «открылось», ведь в информационном поле полезной информации не более 1%. Все остальное — шум, которым, в определенном смысле, устраняются случайные люди из ремесла.

К тому же, умение отстаивать свои идеалы делает конкуренцию ненужной, поскольку мастер, по мере возрастания над собой, собирает вокруг себя зрителей, которым интересны его кадры и образ мысли, и это его выделяет из толпы, в которой все настолько слилось в подражании, в стремлении «быть как все», что заказчик/покупатель уже давно принимает решение исходя из цены, а это известная «дорожка», которая всегда заканчивается демпингом.

Не поддавайся на провокации

Скидки, как предвестие ценовых войн, — показатель того, что где-то не дорабатываешь и чем больше они тебе нравятся, тем больше тебе хочется «победить», а не сделать что-то. И в этих, в определенном смысле, извращенных бизнес-взглядах, нет творчества; нет фотографии. (Как показал опыт Cirque du Soleil, самый простой способ победить конкуренцию — это перестать пытаться победить.)

Не смотри на мир чужими глазами

Фотография — множество направлений, борьба между искусство/не искусство, халтура/образ и прочее, что не дает спать человечеству в течении (без малого) двухсот лет. Никто из тех, кто почему-то тебе видится «конкурентом» не может безошибочно знать будущее (и порой — мог бы вернее понимать настоящее, для начала), а значит умение «иметь свое суждение» полезно; его развить — не плевое дело, но вполне посильное, если научиться объективно оценивать — без посторонней «помощи», достижения технического прогресса, теоретические знания, если чувствуешь явные пробелы, и так далее.

В каком-то смысле, это отражение мудрого совета: «Все испытывайте, хорошего держитесь.»

Не замыкайся на себе

…чтобы не впасть в другую крайность.

Несмотря на кажущуюся цикличность, фотография, как ремесло, вовсе не стоит на месте и во все дни всегда найдется, что подсмотреть на страницах ее истории, в портфолио коллег. И как бы это скучно не выглядело, но именно эта рутина возделывает ум, приглушает страсти:

  • зависть,
  • злоба
  • и т. д.

Которыми и питается миф, что «все фотографы конкурируют между собой».

Не спеши

Все мы помним слова Гюстава Доре: «У меня терпение вола!» — хотя мало кто понимает, что хорошие заработки, хорошие зрители и все хорошее приходит, когда есть хорошие снимки, но главное — когда все это приходит вовремя, когда успехи других ты воспринимаешь как свои, а свои — как что-то незначительное, ведь ты уже занят чем-то более интересным, полезным и какая там конкуренция…

Дополнено 21.04.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: