nazvanie-fotografii-001

Начало творчества — свет, натура, образы и техника, фототехника, но все это ничто, если нам нет дела до названия фотографии: своей или коллеги, классика фотографии. Стыдно признать — большинство словесных обозначений моих первых работ — «Без названия» или «Untitled» и не припомню, чтобы я горевал по этому поводу. Но вот когда отчизна не принимала работы, принятые иностранными редакторами, сетовал (чего скрывать-то).

Конечно, сейчас все это вспомнишь — рассмеешься: напомнишь себе «роль» названия любой фотографии — «импульс» к тому, как воспринимать произведение, и внимательно изучишь (в в очередной раз) великие произведения классиков, и поймешь: название — важный фактор во времени, который помогает идентифицировать автора, из массы, возможно, более толковых, в работах которых все хорошо, но из-за неверного названия или его отсутствия, произведения и сама их оценка, как предметов искусства, меркнет по прошествии времени.

Большинство черновых названий заменяю на новые, — пусть поздно, но задался вопросом — Как же этот снимок назвать?

Есть время — пишу заметку, которая пригодится таким же фотографам-самоучкам, которым в будущем открывать персональные выставки, издавать фотоальбомы или фотокниги. (конечно, тем, кто публикуется только на фотосайтах — тоже пригодится, но думаю сам онлайн-формат исключает вдумчивое прочтение содержания фотографии, — название заметят единицы.)

Почему подобрать — выбрать, а не придумать

Большинство шаблонов, курьезных импровизаций или просто — отстраненных заголовков — название, ради названия: во время поспешной отправки на конкурс или выставку (лучше хоть что-то, чем ничего — ошибочное суждение), во время публикации на фотосайте. Но, хорошее название создается раньше и если мы говорим про постановочную фотографию — задолго до съемочного дня, подбора команды и поиска натуры — в момент осмысления кадра, который в будущем познакомит зрителя с тем-то и тем-то.

Хорошее название становится метафорой, если повезет — символом времени, но прежде, ему «здорово достанется» от автора, потому что ценный проект — всегда переживания, искания и непрерывные штрихи-уточнения… По итогам которых, выбирать уже приходится из десятков фраз, которыми можно озаглавить будущее произведение.

На выдумки попросту не остается времени и сил, все «затрачено» на осмысление главного — автор, над чем же ты работаешь?

Почему прочитать, а не обратить внимание

Идеальное название служит прологом — дополняет произведение, помогает зрителю лучше в нем «разобраться»: понять характер изображения и главную мысль; в идеале: название станет неотъемлемой частью произведения искусства.

Аллегория, метафора, — почему бы нет? Главное — отражение внутренней сути фотографии, а будет это через красивое емкое слово или отрывистую мысль — на усмотрение автора.

«Цепляющие» и «продающие» заголовки — лучше оставить без внимания, поскольку шаблон быстро считывается, но процесса осмысления не вызывает (все известно, о чем думать-то?), а скорее наоборот — вызывает насмешку и желание побыстрее забыть увиденное.

nazvanie-fotografii-002

Как подобрать название, которое поможет зрителю

Выбирать необязательно наобум. Есть вполне логичные советы, от писателей и художников, с помощью которых можно подобрать название для своего произведения:

  1. Время действия. Примеры: Евгения Антипова Полдень, Исаак Левитан Солнечный день, Вечер, Март, Архип Куинджи Днепр утром, Лунная ночь на Днепре, Ночное.
  2. Место действия. Примеры: Василий Поленов Московский дворик, Бабушкин сад, Заросший пруд, Архип Куинджи Берёзовая роща, Константин Коровин В лодке.
  3. Основной сюжет. Примеры: Иван Шишкин Утро в сосновом лесу, Жан-Франсуа Милле Анжелюс, Сергей Григорьев Вернулся, Николай Ярошенко Всюду жизнь.
  4. Действующее лицо. Примеры: Василий Суриков Боярыня Морозова, Валентин Серов Девочка с персиками, Винсент Виллем Ван Гог Едоки картофеля.
  5. Имя главного героя. Примеры: Виктор Васнецов Алёнушка, Иван-царевич на Сером Волке, Константин Флавицкий Княжна Тараканова.
  6. Профессия. Примеры: Вильям Бугро Пастушка, Винсент Виллем Ван Гог Сеятель, Иван Крамской Полесовщик, Михаил Труфанов Горновой, Шахтёр.
  7. Соединение образов или персонажей союзом «и». Примеры: Константин Коровин У балкона. Испанки Леонора и Ампара, Винсент Виллем Ван Гог Валуны и дуб.
  8. Числительные. Примеры: Виктор Васнецов Три царевны подземного царства, Фёдор Решетников Опять двойка, Василий Перов Тройка.
  9. Цвет объекта. Примеры: Исаак Левитан Золотая осень, Марк Шагал Белое распятие, Винсент Виллем Ван Гог Розовые розы, Василий Поленов Золотая осень.
  10. Фактура или материал объекта. Пример: Константин Коровин Бумажные фонари.

Примечание:

Можно сочетать разные условия, к примеру: картина «Христос в пустыне», «Утро стрелецкой казни», «Бурлаки на Волге». Если не нравится слово — подбираем синоним. Нужна динамика — заменяем существительное глаголом. Не хватает опыта — можно почитать мемуары классиков литературы или живописи, чтобы изучить историю названия того или иного произведения, — не самый быстрый метод оттачивания навыка, но все же.

Вместо заключения

Хорошее название не гарантирует успеха произведения; оно просто нужно, чтобы зритель его понял (не нужно иллюзий).

Дополнено 10.01.2019

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: