… если его профессиональная цель — путь фотографа.

С наступлением холодов, как это принято, начинаются гастроли фотографов-преподавателей, точнее — обостряются, потому-что образовательные курсы — круглогодичное явление, и ни в коей мере не сезонное, хотя осень-зима — лучшая пора, чтобы научиться круто снимать — думают одни, и лучшая, чтобы заработать — понимают другие.

Дело тут не в деньгах, хотя и они отягощают карманы — позади свадебный сезон или череда коммерческих проектов, а в осенней хандре, на которой удобно делать деньги:

  • продажа эмоций
  • продажа информации
  • продажа «волшебных таблеток»

И главное — мотивации.

Ассортимент так себе, но если подобрать грамотную обертку — «повышение квалификации» и сделать ставку на подвешенный язык, то никто и ничего не заметит. Проверено временем. В этой заметке я не хочу переходить на личности или кого-то обличать, нет, моя цель — помочь коллегам, которые отдают деньги организаторам мастер-классов, разобраться в проблеме: как так получается, что оплачиваешь знания, а получаешь трату времени?

Проблема формата

Мастер-класс, и его производные, — изначально неудачный образовательный формат, даже в ситуации с порядочным фотографом-преподавателем:

  • Спикер доносит информацию до группы людей и серьезно ограничен по времени, как итог: отсутствие персональных решений, обилие тезисов, необходимость разбираться самостоятельно в мелочах, разумеется — после семинара или мастер-класса.
  • Уровень подготовки, способности к усвоению информации и знаний, у всех разный. И сегменты, деление на группы не решает проблему полностью, как итог: доклад пухнет от энциклопедических знаний и прописных истин, теряется основная мысль семинара.
  • Преподаватель вынужден акцентировать внимание слушателей на достижениях (иначе не будут слушать) и выбрасывать факты, без внимания к которым, аудитория не может объективно оценивать наработки и опыт преподавателя.

А если главная или единственная цель преподавателя — деньги, решение своих финансовых проблем, то имеем, что имеем:

  • Имитация. Большинство курсов — обман, торговля эмоциями. Успех мастер-класса и его производных, определяют два фактора: предприимчивость и хорошо подвешенный язык преподавателя. Об этом знает любой организатор.
  • Мотивация. Большинство курсов — одномерные и мотивационные рекомендации, без описания системы ходов. Спикеры подобных семинаров, МК — маргиналы, чей успех определяют два фактора: умение запутать простые вещи и усыпить бдительность.
  • Модное хобби. Большинство курсов — развлечения выходного дня, которые проходят под девизом: «Главное — не знания, а развитие, победа над страхами, новые эмоции и знакомства. Важно уметь общаться, а не работать.» Дурка!
  • Мошенничество. Большинство курсов — манипуляции. Приведи друга или поделись ссылкой — получи бонус, скидку. Приходи и узнаешь как стать популярным, богатым и успешным за 3 недели. Перестрой социальные связи, мышление и т. д.
  • Скрытая реклама. Большинство курсов — реклама своей деятельности: творчества, школы, инфопродуктов. «Я не успеваю всем поделиться, но вы можете прийти ко мне в школу, на индивидуальное обучение, купить книгу и т. д.» — обычная речь спикера.

Инфобизнес — не плохо, плохи люди, которые приходят в него ради славы, быстрых, легких, как им думается, денег. В основе большинства докладов прописные истины, красивые слова, которые ласкают слух участников и плоские примеры из личной практики: слова, мысли про моделей, упругость их задниц и форму груди — все, чтобы аудитория сидела с умным видом, иногда кивала головой, но чаще — молча записывала и не задавала сложных вопросов.

pochemu-fotografu-luchshe-ne-poseshhat-mk
Ближе… ближе… бандерлоги.

Проблема знаний

Недостаток МК (и производных) — не только формат, но и сами знания:

  • Знания неоднородны. По природе — декларативные (описательные) и процедурные (алгоритмические). Первые можно, и нужно, получить самостоятельно, из интернета или книг, буквально за один-два вечера, а вторые — купить, или потратить годы на их приобретение. Чем торгуют организаторы выбранного мастер-класса? Неизвестно!
  • Знания недолговечны. Большинство знаний устаревает раньше, чем их передали, это касается не только семинаров, но и любых инфопродуктов. Беда в том, что фотографу, как и любому ремесленнику, нужно знать именно то, что применимо в данный момент времени и в его конкретной ситуации. Не истек ли срок годности знаний спикера? Хз!

Принято считать, что посещая мастер-класс (или производные) человек оплачивает не только знания, но и время, которое потратил организатор на структурирование информации. Шкаф и порядок на его полках — хорошая аналогия для такой системы, и хорошо осознавать — кто-то потрудился за нас, но что на практике? «Покупаем шкаф», когда можно купить одну книгу — достаточно сходить в гости к мастеру или стать его другом, помощником. Переплачиваем!

Проблема спикера

Еще одна проблема — преподаватели, точнее — профпригодность:

  • Назови себя сам. Нет единого стандарта, который бы внес ясность в вопрос — каким должен быть фотограф-преподаватель: личные и профессиональные качества, знания, навыки, опыт, необходимые фотографу, как преподавателю, для ведения развивающей деятельности. Сертификаты, от производителей фототехники и ПО, в портфолио — не аттестация, а бумажки и ничего не гарантируют, потому-что достаются по известной формуле: «Хочу — учу, не верят — дайте бумажку!» Маркетинг, не более.
  • Нахватайся по верхам. Воскресным вечером почитать книги, а утром в понедельник пересказать слушателям и назвать это семинаром — нормальная практика, потому-что многие спикеры более наглы, нежели их клиенты, и считают, что если добились чего-то в одной профессии, то заслужили индульгенцию в другой, отличной от светописи, и могут не отвлекаться на освоение педагогической деятельности. Научиться и научить — не одно и тоже.

Преподаватель — эксперт, в этом убеждены многие, но на практике, большинство спикеров плохо разбираются в предмете, делают упор на узкое направление, а предоставить систему — логическое единство знаний — базис, не могут. Чтобы это скрыть, большинство предпочитает «забалтывать» трудные и неприятные, для себя, вопросы. Увы, но прием работает — усыпляет бдительность, опустошает кошельки доверчивых граждан.

Проблема ученика

Но не преподавателем единым, теряется смысл в посещении МК, многие ученики не вынесут из воркшопа или семинара ничего полезного, а всему виной:

  • Отсутствие базовых знаний, минимального опыта. Работы со светом, камерой (да, многие не знают как ей пользоваться, несмотря на инструкцию в коробке), моделью и декорациями, заказчиками и членами команды. Многое не поймешь, даже из хорошего доклада, по одной простой причине — рано слушаешь. В институт после школы, а не наоборот.
  • Отсутствие умения задавать вопросы. Многие ученики не знают о чем спрашивать, а главное — как. Бесконечный монотонный поток мыслей — пожалуйста, а грамотно, с понимаем собственной проблемы и неудачного опыта — «кто-то другой, но не я!» В записной книжке есть отдельная заметка на эту тему, поможет подтянуть навыки.
  • Отсутствие цели. Незнайка — замечательный сказочный персонаж. Учился играть на трубе, писать картины, водить автомобиль. Правда последнее закончилось больничной койкой. Аналогичный персонаж — ученик, у которого нет цели, а только слова: «Хочу снимать лучше! Хочу больше денег!» «Хочу! Хочу! Хочу!» — вспоминаем «Морозко».🙂
  • Проблема лени. Посетить мастер-класс грамотного преподавателя, прослушать, но не услышать доклад, потому-что внутренний голос твердит: «Это сложно, долго, а я хочу завтра» — следствие лени, которая предложит снимать как и раньше — у камина, пока не появится новый МК и надежда, что там раздают «волшебные таблетки».
  • Проблема поиска. Очень трудно найти фотографа-преподавателя, который не просто близок по творческому стилю, а еще находится в аналогичной жизненной ситуации со своими учениками, но, на шаг впереди. Такой опыт — трамплин, который поможет выйти на новый профессиональный уровень.
  • Проблема самолюбия. Зачастую результат от посещения МК зависит от самооценки гостей, разумеется — завышенной. Оказывается в фотографии надо работать, много и внимательно читать, ежедневно практиковаться и осознавать себя балбесом, искать — а не ждать, новое, формировать в себе личность! Тот, кто развлекает себя словами «фотография — бизнес», не ценит и не воспринимает знания. Увы.

Также при выборе образовательной программы многие вредят себе сами, когда оценивают не результаты, а лицо их достигшее, верят, что привлекательная внешность — следствие знаний, ума и приобретенного опыта. Вредят себе, когда учатся у тщеславных, забывая, что силы в их знаниях нет, они рассыпаются, стоит только чуть измениться обстоятельствам, потому-что не знания, а простая информация. Вредят себе, когда выбирают программы, в основе которых — общие решения, пусть и рабочие, а не оптимальные, под конкретные условия слушателя.

P. S.

Посещать ли мастер-классы, воркшопы и конференции? Если хочешь засветиться в тусовке и любишь саморекламу — да, если тянешься к знаниям — нет. Слушая доклады можно быстро укрепить веру в свое дело, повысить мотивацию, но научиться — нет. Для этих целей формат подобран давно — подмастерье.

Дополнено 06.09.2017

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: