Сегодня мы поговорим об ошибках, которые способны испортить первое впечатление потенциального клиента и оставить фотографа без работы.

5-zabluzhdenij-fotografa-pri-formirovanii-portfolio-ili-kak-ne-isportit-pervoe-vpechatlenie

Говоря о формировании портфолио, я постарался затронуть все, наиболее значимые, аспекты, которые необходимо учесть новичку, для грамотной демонстрации собрания собственных работ.

Но сегодня я хочу дополнить свое повествование, правда отдельной заметкой. На мой взгляд, так удобнее для чтения, нежели «раздувать» имеющийся пост до многостраничных размеров.

Приступим.

5 заблуждений фотографа при формировании портфолио

Продающее портфолио

Большинство новичков (и не только) понимает эту фразу буквально, веря что «вываливая фотографии на зрителя» они демонстрируют портфолио и занимаются продажами. Не стану огорчать, а приведу пример: прилавок и витрина.

В обоих случаях мы имеет предложение, нацеленное на спрос потенциального покупателя. Но что видно со стороны?

  • Прилавок — свалка, на которую вывалили весь ассортимент, дабы все и разом охватил взор клиента, уровень которого, кстати, ясен изначально.
  • Витрина — выборочная демонстрация значимых товаров, цель которых — формирование доверительного облика в глазах целевой аудитории, завлечение для последующего внимательного изучения и приобретения.

К чему это я? Портфолио фотографа — не продает, а знакомит потенциального клиента с творчеством автора, демонстрирует его качественные и статусные преимущества. Иными словами:

Продающее портфолио — собрание работ, способных выделить автора на фоне имеющихся предложений и привлечь ЦА, с которой фотограф строит рабочие отношения.

Несогласных прошу оторваться от экрана и пройтись по ТЦ, посматривая на витрины и понять:

Нет продающего портфолио. Любое продает, вопрос в ЦА.

«Мое» портфолио

Другая крайность, способная исказить восприятие портфолио, как инструмента, и оставить фотографа без работы.

Вспоминается цитата из книги: «Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео».

«Больше всего мне платят не за те мои картины, которые я особенно ценю».

И действительно. Фотограф может включить в портфолио только те работы, которые будут характеризовать его авторский стиль и это вызовет молчание аудитории, т. к. она, скорее всего, будет нуждаться в другом — компромиссе.

И тут 4 решения ситуации:

  1. Выходить на свою ЦА.
  2. Подстраиваться под имеющуюся.
  3. Комбинировать снимки в портфолио (и свою деятельность).
  4. Иметь «два лица», т. е. 2 отдельных портфолио и рабочих стиля.

Выбор индивидуальный, я тут не советчик.

Отсутствие иерархии, структуры

Отобрав лучшие, уместные для портфолио 15-20 (иногда 30 и это максимум) фотографий, необходимо их расставить по своим местам, иначе фотограф предоставляет своей целевой аудитории «лукошко», в котором никто не станет ковыряться.

А время то идет… В животе урчит. 🙂

Есть рекомендации, которые подойдут многим:

  • Первыми ставьте свои лучшие 3-5 фотографий. Которые характеризуют ваш стиль и одобрены (желательно) профессиональным сообществом (редакторами журналов, творческими союзами и т. д.)
  • Следующие фотографии должны вызвать к вам доверие со стороны клиента. Показать, что вы опытный фотограф и выставляете обоснованный ценник. Обычно на эту роль берут 7-10 фотографий, которые актуальны для времени и пожеланий заказчика.
  • Для финала уместны 1-2 снимка, которые прошли проверку временем и желательно — знакомы потенциальному клиенту, а в идеале — именно эта фотография и привела человека к вам. Цель проста — успокоить клиента, подтвердить его мысли на счет вас — что он не ошибся с выбором.
  • Если хочется показать много, то рекомендую прибегнуть к разделению на тематические категории. Главное не перегружать каждую. Помните, зритель быстро утомляется, если перед глазами мелькает подобие.

Обновление портфолио, или как научиться удалять фотографии

Большинство из нас очень трепетно относятся к избранным фотографиям (помним историю рождения снимка и наши чувства долго не остывают), что естественно.

Но какой прок от этого заказчику? Никакого! Следовательно — меняем своей подход.

  • Учимся не хранить в портфолио стадии своего творческого взросления. Неактуальный снимок — место в урне.
  • Учимся не засорять портфолио эмоциональными картинками. Одна-две уместны, но больше — «ранг домохозяйки» и сферы услуг. Надеюсь это не ваш случай.
  • Устарела техническая составляющая картинки — или переснимаем, или заново обрабатываем, или — вновь урна.

Кто-то скажет:

Какого …?

И будет прав, но для себя. А я поясню:

Убирая мусор (неактуальную визуальную информацию, проще — фото) из портфолио, мы улучшаем облик автора, поднимаем уровень работ и увеличиваем ценник.

Понимая, что многие не поверят, я предлагаю вам сделать копию своего портфолио и суровым взглядом, непреклонного критика, отсеять все работы, которые вызывают хоть каплю сомнений. «Улетит прочь» 2/3 и это нормально, за то вы увидите нового себя. С подросшим уровнем работ, облагороженным обликом и основаниями для увеличения стоимости оплаты собственного труда.

Нет времени

У клиента

Фотографу необходимо помнить, что его потенциальный заказчик не рассматривает днями и ночами фотографии, а принимает решение на основе первого впечатления. Уделите этому большее внимание, нежели стремлению оформить «портянку фотографий».

У фотографа

Большинство новичков тратит много времени на размещение и поддержку своего портфолио на всевозможных площадках: фотосайты, галереи, региональные порталы и т. д.

Я и сам прошел эти «грабли», пока не понял, что:

Необходимо расставлять приоритеты и понимать, где работы смотрит потенциальный заказчик, а где просто люди, коллеги или чужая аудитория.

А если хочется внимания от разных площадок, то впору задуматься над известной фразой:

«Вам шашечки или ехать?»

В качестве заключения

Напоследок, оставлю ряд тезисов, которые необходимо помнить.

  1. Формирование портфолио — регулярная деятельность. Нельзя сделать раз и забыть.
  2. Да, встречают по одежде, но только в мире свадебщиков. В сфере фотографов — портфолио.
  3. Нельзя публиковать много и не к месту. Всему свое время, и любимый снимок не исключение.
  4. «Рабочая сторона» свойственна не только моделям, но и портфолио.
  5. Портфолио — инструмент, которым необходимо уметь пользоваться.

И еще…

При работе с портфолио уместны ревизии, черновые версии, премодерация.

Формирование продающего портфолио — процесс постоянного подбора фотографий.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: