
Цианотипия, амбротипия, дагерротипия — альтернативные фотопроцессы позволяют решить главную проблему цифровой фотографии: массовость. Если мыслить шире, то и социальную; речь про усиление разобщенности: внутри профессиональных сообществ, внутри общин.
Во многом потому что воспринять всю ценность рукотворных отпечатков онлайн нельзя, и не сразу, но постепенно люди вспоминают, что выставки — не китч, а необходимость, а значит и посещение, и проведение их — хороший опыт, который нужно возрождать.
Безусловно, есть и другие причины, которые могут озвучить коллеги, искусствоведы, зрители и все, кто понимает назначение искусства, но мои вот такие: устал от трансляции своих работ в онлайне, а так же от технологической зажатости, от изобразительной нищеты.
Альтернативные фотографические процессы
К альтернативным относят отличные от общепринятых в современной фотографии процессы. Например:
- Дагерротипия
- Цианотипия
- Альбуминовая печать
- Гуммимасляная печать
- Амбротипия
- Ферротипия (Тинтайп)
- Карбоновая (углеродная) печать
- Платиновая печать
- Бромойль
- Палладиевая печать
И т. д.
Исследование каждого — отдельная история, как самого процесса, так и самой фотографии, а причина тому проста: каждый вновь открываемый процесс — веха в истории фотографии, и с каждым открытием связана какая-то существовавшая на тот момент проблема, в том числе — долговечность получаемых изображений.
Осознание, что меня эта проблема тоже касается, началось с повального отказа лабораторий в моем городе от традиционной фотопечати в пользу струйной; на невнятной бумаге, используя водорастворимые чернила.
Примерно в тоже время коллега поделился ссылкой на книгу «Идентификация, хранение…», а ее внимательное прочтение помогло вспомнить не только смысл амбротипии, но и иных — не известных мне ранее исторических фотопроцессов.
Не помню, как нашел публикации Майка Уэра, но, именно после его упорядоченных заметок, пришло понимание, что надо пробовать, пока есть время и информация в сети Интернет.
Как освоить
Проживая в провинции, ты не особо рассчитываешь на мастер-классы, да и сам формат их, — в моем понимании, не несет конкретики, по сути — не ценнее внятной публикации коллеги, в отличии от меня, не только-только приступившего к изучению, а уже давно практикующего, в мелочах понимающего конкретный фотографический процесс.
Подмастерье или индивидуальные занятия — конечно, оптимальный формат обучения, но мы не всегда располагаем такой возможностью (причем речь не всегда касается денег, особенно в наши дни, «пропитанные» пандемией и рядом всем известных ограничительных мер).
Самообразование — доступный формат, эффективность которого прямо зависит от источника знаний, в нашем случае — от источников: книг, статей и видеоуроков.
Откуда черпать знания
На данный момент, в браузере созданы закладки:
- Alternative Printing: A Conspectus
- Preparations for Alternative Printing
- The Argyrotype Process
- The Traditional Cyanotype Process
- The New Cyanotype Process
- Towards an Unproblematic Cyanotype Chemistry
- The Platino-Palladiotype Process
- The New Chrysotype Process
- Gum print registration
- Paper for Alternative Printing
- The Choice of Cation in Ferric Print-out Processes
- Chrome free Copperplate photogravure process
Внимательно читая их, понял, что нуждаюсь в следующих книгах:
- Heliography & Physautotype Manual
- Book of Modern Carbon Printing
- A Non-Silver Manual
- Platinomicon. A Technical History of Photographic Printing in Platinum and Palladium
- Cyanotypes on fabric
- Cyanotype workshop compendium
- Cyanomicon. The History, Science and Art of Cyanotype: Photographic Printing in Prussian Blue
- Argyronomicon. Silver Photographs on Paper: Chemical History of their Invention, Deterioration, and Conservation
- Gum Bichromate Pigment Printing
- Chrysotype: A Contemporary Guide to Photographic Printing in Gold
- The Albumen Print: A practical guide
- The Carbon Print
- Salted Paper Printing
- The Ambrotype: A Practical Guide
- Platinotype
- The Book of Carbon and Carbro
- The Old Made New
- The Salt Print Manual
- Experimental Photography Workbook: A Manual of Analog Black & White Darkroom Practice
- Anthotypes
- The world of lith printing
- Gold in Photography: The History and Art of Chrysotype
- The Chrysotype Manual: The Science and Practice of Photographic Printing in Gold
- The Wet Collodion Plate: 16 Steps To Making The Plates
- Book of Alternative Photographic Processes
- Alternative Photographic Processes: Crafting Handmade Images
- Gum Printing and Other Amazing Contact Printing Processes
- Jill Enfield’s Guide to Photographic Alternative Processes
Надеюсь, успею приобрести; не пригодятся мне, так тому послужат, кто библиотеку мою, или в дар, или по наследству получит.
<…>
В качестве «бонуса», подписан на следующие YouTube-каналы:
И не прочь приобрести видеокурс Анны Останиной:
Но это позднее (почему — об этом в заключении).
<…>
Несмотря на неприязнь к соцмедиа, подписан на Мутные техники (время от времени можно в публикациях заметить работы интересных авторов, а так же пусть и устаревшие, но все же не самые плохие книги по основам того или иного альтернативного фотопроцесса).
Где закупиться химией и необходимым оборудованием
Пожалуй, простой бытовой момент, который давно решен силами Bostick & Sullivan и прочих интернет-магазинов:
Какие-либо трудности, зачастую, связаны лишь с условиями доставки.
Вместо заключения
В изучении альтернативных фотопроцессов я вижу для себя не китч и не аргументы, чтобы (в определенных кругах) требовать «надбавку» за свой труд, а скорее выход; выход через серию, через цепочку экспериментов к свободе от утратившей смысл цифровизации.
В конечном итоге, хотелось бы прийти к одному-двум процессам, — на которых можно смело остановиться, но каким будет выбор — еще не знаю; все только-только началось.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий