biblioteka-fotografa

Но, оказывается, мало обладать честным и горячим сердцем. Надо еще уметь во всем самому разобраться.

/Вагнер Л.А., Григорович Н.С. — Айвазовский/

Свое базовое образование я получил в отрыве от визуальной культуры. Хотя чему удивляться, если с детства решил идти по инженерному направлению. В моей голове, кроме бытовых тем и стремлений, мало что было, а книжная полка — сплошная физика. По мере взросления мне многое стало надоедать: режимный график работы и само понимание «карьерной лестницы», которая волею человеческой глупости превратилась в железную клетку, в которой выживет не сильнейший, а более выгодный.

Дорога в фотографию не была гладкой: менял профессии, перестраивал мышление, приходил к пониманию культуры и к необходимости визуального образования. Книжную полку сменил на шкаф, технические книги уступили место трактатам об искусстве. Приучил себя читать не все, а только по интересующему вопросу; читать и делать заметки на полях. Книжные знания — топливо познания и без движения они будут истрачены напрасно, как и время, на чтение, и приобретение книги.

Этим объясняется моя дорога в фотографии, личное критическое восприятие к своим делам и мыслям. Я отчетливо понимаю, что большинство книг можно было не читать, выбери я иную — коммерческую фотографию, но мои личные предпочтения находятся в иной плоскости, и я не могу воспринимать конспект книги иначе, как план действий, которые я обязан совершить, проанализировать и, если в том потребность, исключить из своей практики, или наоборот — взять за основу.

Я осмысленно иду в направлении арт-фотографии. Спотыкаюсь, иногда шагаю в неведении и трачу много времени на проверку прописных истин, но как говорит учитель: «Корень навыка — опыт, а его основа знание, но оно мертво, пока ты не сдобришь его временем, старанием, и четким понимаем результата. Глупо сетовать на то, что из семечки вырос подсолнух, когда ты хотел пшеницу. Бери нужное, воздавай должное и забудь про выходные: учись, работай и жди — терпение тоже навык

В своей практике я стремлюсь к упрощению, к воспитанию самостоятельности: сможешь сам — делай, не умеешь — учись и делай. Делегирование оставил в прошлом и считаю этот опыт полезным, теперь мне есть с чем сравнивать.

Внимательному читателю может показаться, что я читаю много книг. Нет, это не так. Через мои руки проходит множество изданий, но 9 книг из 10 я выпускаю из рук: кладу на полку или отдаю знакомым. Почему? Поток терминологии, развлекательный формат, отстраненность автора…

… зачем такое писать, издавать — понятно сразу, как и польза от последующего прочтения. В этом нет ничего личного, простая привычка ценить время, не более. Вот и этой заметкой, я не хочу потратить время читателя, наоборот — надеюсь сэкономить, потому-что всестороннее, с учетом личного курса, образование — фундамент любого мастера. Конечно, у меня нет права говорить за всех… поэтому перестаю говорить, и берусь за перечисление книг, с которыми не заблудишься в ремесле, по пути к искусству. Актуально для коллег, чья стезя — портрет.

<…>

Примечание:

Сия заметка не умаляет ранее опубликованный список из «20 книг…», который настоятельно, независимо от выбранного жанра, я рекомендую прочитать каждому фотографу; хотя бы раз в жизни, чтобы навсегда уяснить основополагающие моменты фотографии.

Сия заметка — перечень книг, которые настоятельно рекомендую приобрести или воссоздать, если ваша творческая миссия — портрет. Именно эти книги можно считать настольными: они пригодны для возделывания ума, целостного формирования личности, профессионального —не деформированного, — нравственного стержня фотографа-портретиста.

Книги для фотографов про свет и освещение, и по нюансам экспозиции

Оптические системы, фотометрия, апертура, аберрации, дифракция — все это школьный курс физики и нет ничего зазорного в том, чтобы обзавестись школьным учебником, из которого (в удобное время) всегда можно почерпнуть подлинные знания про угол падения и отражения; и про свойства линз, к примеру, чтобы при выборе оптики, для портретной съемки, не смотреть бессмысленные отзывы, и не отвлекаться на заверения маркетологов; но делать осмысленный выбор, учитывая конструктивные особенности объектива.

Школьный учебник прекрасно дополняет книга:

Фотографическая оптикаБумажная книгаЭлектронная книга

За авторством Давида Самуиловича Волосова. В образованные времена, она была настольной книгой большинства фотографов, хотя изначально написана для студентов киновузов. Ценная и почти утраченная (букинистика бессильна, увы).

Позднее — когда «железные страсти» ослабеют, полезно взяться за прочтение книг:

Освещение в фотографии. Библия светаЛитРесЛабиринт
Экспозиция в фотографииOzonMy-shop

В них изложен весь необходимый базис по затронутым темам. А затем, как рука окрепнет, и в быту все чаще начнет мелькать ретушь, стоит обратить внимание на учебные пособия Бёрна Хогарта:

Динамическая анатомия для художниковOzon
Игра света и тени для художниковOzon
Рисование динамичных рук для художниковOzon

Поскольку для ретуши необходимы знания анатомии, а графический планшет — что-то вроде дополнительной опции (не более), и нужно своевременно расставить приоритеты.

Книги по фотокомпозиции, прочтение которых безопасно для фотографа

Почему «безопасно»? Дело в том, что за последние пару десятилетий издано множество книг, которые ничего нового не содержат, а базис фотокомпозиции, «перетянутый» из других видов искусства, давно систематизирован предшественниками:

Основы композиции в фотографииOzonMy-shop
ФотокомпозицияOzonMy-shop

Грамотным языком, последовательно и без саморекламы. Этих 2-х книг достаточно, чтобы не отвлекаться на бесчисленные МК, новомодные буклеты по теме… А если хочется углубленно в вопросе разобраться, то достойна внимания книга:

Композиция в живописиЧитай-городMy-shop

Но она, конечно, не обязательна на первых порах.

Книги по искусству и фотоискусству

Школьное образование моих лет, как фундамент, — относительно прочное основание (есть, к сожалению «пустоты», в частности: визуальное и образное мышление), но дополнительные и насколько возможно частые посещения выставок не смогли дать того, чего не вложили в годы детства, все шаблонно:

  • конус,
  • призма,
  • бумага и карандаш.

Прискорбно, но что поделать? Пониманию сути искусства пришлось учиться самостоятельно — по книгам:

  1. Всеобщая история живописи.
  2. Введение в историческое изучение искусства.
  3. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве.
  4. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

Их можно считать классикой, подлинными исследованиями, проще — настольными книгами, которые подготавливают фотографа к понимаю изложенного в книге:

Продано! Искусство и деньгиЛитРесЧитай-городЛабиринтMy-shop

Поскольку отечественного рынка фотографии нет и приходится «играть» по чужим правилам (насколько успешно — тема отдельного разговора).

<…>

С течением времени, ряд базовых книг:

Фотография как…OzonЛабиринтMy-shop
Искусство видетьOzonЛабиринт
О фотографииЛитРесЛабиринтЧитай-городMy-shop

Обосновался на рабочем столе; поскольку наследие Лапина — «долгоиграющее чтиво» и я не удивлюсь, если по прошествии очередных трех-пяти лет, я вновь что-то из них почерпну, и от наследия Сонтаг не могу отказаться, особенно после начала исследования этики фотографа…

И, если быть честным, то все чаще беру в руки одну из первых прочитанных книг по фото, — От ремесла к искусству. Именно по прошествии лет — по мере освоения профессии, я нет-нет, да и ловил себя на мысли: «А когда читаешь книгу Наппельбаума сразу, буквально «сразу после покупки фотоаппарата», то воспринимаешь ее как учебник, и выносишь малое, но «дай год-другой», и выносишь большее, поскольку начинаешь воспринимать книгу как дневник — как подлинное беллетристическое наследие, из которого можно вынести опыт, но только если ты готов… Уникальная книга!»

Книги по цвету, актуальные для современного фотографа

Те, кто начинал профессиональную деятельность в «нулевых», помнят про Дэна Маргулиса и его книги, про цветовое пространство LAB, но их актуальность, после создания курсов Андрея Журавлева, утрачена: видео лучше проясняет технические аспекты обработки, и цвет, как тема исследования — повод начать самостоятельное исследование, которое поможет, или, как нередко бывает, отказаться от этого инструмента или понять, что цвет — «приправа», а не «основное блюдо», и к такому понимаю приводят книги:

Искусство цветаOzonЧитай-город
Цвет и контраст. Технология и творческий выборOzon
Цвет в живописиЧитай-городMy-shop
ЦветЛабиринтBook24My-shop
Наука о цвете и живописьOzon
Учение о цветеЧитай-городMy-shop

Именно эта литература помогает научиться не обращать внимание на: «киношный цвет» или, что наиболее глупо звучит, — «правильный», и прочие маркетинг-словечки…

Книги по иконописи

После внимательного просмотра ролика про Владимирскую икону Божией Матери, в котором Юрий Норштейн поясняет непреходящую ценность образа:

Всерьез увлекся темой иконописи. Истоки, смысл, содержание и главное: понимание образа в нетленном контексте темы. Сдается мне, что именно уход от буквальности-материальности (в столь технологически скованном ремесле, как фотография) и есть возможное будущее нашего непростого творческого направления — фотопортрет.

На данный момент, внимательно изучаю труды следующих авторов:

  • Евгений Трубецкой;
  • Леонид Успенский;
  • Языкова Ирина.

Их книги:

Три очерка о русской иконеЛабиринт
Богословие иконы Православной церквиЛабиринт
Богословие образаЛабиринтЧитай-городMy-shop
История иконописиЧитай-городMy-shop

Хотя и не исключаю, что могу пересмотреть этот список. (Подписывайтесь на обновления).

Книги по работе с моделью

К сожалению, профессиональной литературы, по работе с моделью в кадре, мало, а памятки от «добрых» пабликов — клише, которые ничего не поясняют и лишь отучают думать.

Единственное специализированное издание, актуальное и адекватное по содержанию:

Модель. Проблемы позированияЛитРесЛабиринтMy-shop

Но мне этого оказалось мало, решил коснуться наследия Станиславского:

Работа актера над собойЛабиринтЧитай-городBook24
Работа актера над рольюOzon

Поскольку, именно его система, путем сознательной методичной работы, помогает приходить к результатам, которыми справедливо гордится отечественная актерская школа и это повод — для портретистов, — обратить на нее внимание, понять ее суть и научиться применять ее там, где наша команда — не шалтай-болтай, а идейные люди. (Да, таких ситуаций все меньше).

И просто — хорошие книги

Внимательное изучение наследия Константина Станиславского помогло научиться иначе — и более внимательно, и более требовательно, — смотреть не только на натуру, но и на себя, — а это дало понимание, что необходимо пересмотреть библиотеку и оставить лишь те книги — в традиционном понимании, далекие от фотографа, — которые помогают лучше понять нашего подлинно русского человека, Русскую душу:

  1. Богословие в контексте культуры. Беседы о культуре. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. — Сергея Аверинцева.
  2. Я побит – начну сначала! — Ролана Быкова.
  3. Воспоминания. — Дмитрия Лихачёва.
  4. То было давно… там… в России… — Константина Коровина.
  5. Письма сыну. — Евгения Леонова.
  6. Наука побеждать. — Александра Суворова.
  7. Сочинения Фёдорова Достоевского, Михаила Шолохова, Антона Чехова, и хорошо бы, ежедневно, по вечерам, читать Басни Ивана Крылова.

И, конечно же, — Библия. Книга книг! Хоть ты веруешь, хоть не веруешь, а факт — вся наша, подлинная многовековая, культура построена на этом Камне (если еще остаются сомнения — искать там что-то или нет, то стоит обратить внимание на иллюстрации Доре, версию Библии с иллюстрациями Гюстава (там неполный текст Писания), чтобы убедиться — Там есть что почерпнуть).

<…>

Вместо заключения

К сожалению, портретист — не только фотография, есть быт: нужно кушать, нужно одевать и себя, и близких, и, как это не прискорбно, чем больше ты научаешься снимать, тем больше тебе нужно учиться продавать плоды своего труда (фотоуслуги, фотографии, фотокниги и так далее).

Это вовсе не «ложка дёгтя»; просто помните об этом.

Дополнено 14.12.2019

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: