knigi-dlya-portretnogo-fotografa

Портрет — самый популярный и меж тем — самый непростой жанр. Во многом, потому что за него берутся все кому не лень и нескончаемый итог посредственных работ искажает вкус, что особенно заметно в социальных сетях; а возможно потому что портретная фотография — еще не до конца осознанный жанр, который предстоит заново открыть фотографам будущего.

Если хотите преуспеть в этом направлении, то вам не обойтись без книг:

  1. Complete self-instructing library of practical photography, Volume VI-VIII
  2. The Book of Portrait Photography
  3. Модель. Проблемы позирования
  4. Динамическая анатомия для художников
  5. Рисунок человека в движении
  6. Игра света и тени для художников
  7. Рисование динамичных рук для художников
  8. Человек и драпировка
  9. Взгляд сквозь одежду
  10. История костюма
  11. Костюмы к фильмам Андрея Тарковского
  12. Труд иконописца

Поясню, чем полезна для портретиста каждая из них.

Complete self-instructing library of practical photography, Volume VI-VIII

Автор: Роберт Джонсон

На мой взгляд, это лучший экскурс в историю классического портрета. Объем повествований, конечно, не самый маленький, но это лучше, чем собирать знания по крупицам (из различных лекций или семинаров, например). К тому же, это полноценные руководства, учебники (серия издавалась для практикующих фотографов 20 века), которым можно смело следовать сегодня, ведь кроме оборудования, ничего в быту фотографа не изменилось.

v.6. At-home portraiture, flashlight, interiors, lenses (Internet Archive | AbeBooks)

v.7. Studio portraiture, pt. I (Internet Archive | AbeBooks)

v.8. Studio portraiture, pt. II. Studio system (Internet Archive | AbeBooks)

The Book of Portrait Photography

Авторы: Хорхе Левински, Майотта Магнус

Интересная, хотя и не самая легкая для чтения книга по студийному портрету. В ней мало про технику и много о том, как понимать портретируемого (натурщик(ца), обыватель, модель). На ряде простых примеров, авторы показывают: как отразить индивидуальные черты модели (те, пусть немногие, но подмеченные фотографом самостоятельно), как не следовать штампам, ну и так далее.

В определенном смысле, книга не про то «как снять», а про то «кем быть, чтобы снять». И, на мой взгляд, это выделяет ее из всего многообразия профильных книг.

Купить книгу: Amazon | AbeBooks

Модель. Проблемы позирования

Авторы: Уильям Мортенсен

Ценная и, пожалуй, безальтернативная книга по позированию. В ее основе простая мысль: вы можете добиться выразительности, не издеваясь над моделью (не заставляя ее принимать те и шаблонные и неестественные для нее позы, которые вам «нравятся»).

Примечательно, что в книге разбираются лучшие примеры в стиле «как не надо»: поясняются ошибки и даются советы, как исправить, чтобы стало лучше.

Купить книгу: Лабиринт | Читай-город

Динамическая анатомия для художников

Автор: Бёрн Хогарт

Мне очень нравятся книги Бёрна Хогарта для художников. В них нет медицины, а вот советы, в данном случае — как понять фигуру в ракурсе, в пространственной глубине, — изложены в удобной и наглядной форме, без избыточного увлечения сухой терминологией.

Подробнее: LiveLib

Рисунок человека в движении

Автор: Бёрн Хогарт

В этой книге объясняется, как представить фигуру человека в движении, как понять пластику и отобразить на плоскости естественную для тела позу, а не что-то «вымученное», с претензией на какое-то там искусство.

Подробнее: LiveLib

Рисование динамичных рук для художников

Автор: Бёрн Хогарт

Куда девать руки, — всем портретистам знакома эта проблема. И в этой книге объясняется — как придать рукам выразительности, как с их помощью раскрыть индивидуальность человека и научиться это делать быстро, и безошибочно.

Подробнее: LiveLib

Игра света и тени для художников

Автор: Бёрн Хогарт

Так или иначе, затрагивая тему выразительности Бёрн Хогарт касается светотени в каждой из выше перечисленных книг (поэтому все они мне и нравятся), в этой больше геометрии и слов в защиту необходимости учиться светописи, а не расстановке осветительных приборов.

Подробнее: LiveLib

Человек и драпировка

Автор: Енё Барчаи

Интересная книга, хотя скорее брошюрка, на страницах которой автор раскрывает главные — подсмотренные им закономерности в образовании складок ткани. В качестве иллюстраций — авторские рисунки, а не фотографии.

Подробнее»

Взгляд сквозь одежду

Автор: Энн Холландер

Главы «Нагота» и «Драпировка» являются вводными в соответствующую область культуры, и от понимания фотографом, что в ранее созданных произведениях искусства является не более чем художественной условностью, модой или данью традиции, зависит привлекательность — фотографий, да и современного творчества в целом.

Купить книгу: Лабиринт

История костюма

Автор: Надежда Каминская

История пластики одетого тела, — рассмотренная в двух главах вышеуказанной книги, нас не только ставит перед необходимостью изучения нравов каждой эпохи, но и к необходимости, а вернее сказать — к обязанности различать понятия «одежда» и «костюм», осознавать колорит народного костюма, его образность и закономерности развития.

В целом, это огромная тема, наработки по которой собираются на отдельной странице, и если по какой-то причине хочется ограничиться прочтением только одной книги, то можно смело в настоящее время рекомендовать данную монографию, в ней рассмотрено историческое развитие костюма, начиная от Древнего Египта и до наших дней.

Подробнее: LiveLib

Костюмы к фильмам Андрея Тарковского

Автор: Нэлли Фомина

Альбом, коллекция эскизов, фотографий и воспоминаний, — книгу оценивают по разному, но ценность ее в том, что с ее помощью можно научиться через костюм создавать образ героя — в кадре, в сердце смотрящего. (А уж потом эта книга про костюмы для «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», да и про другие подробности создания этих кинокартин.)

Подробнее: LiveLib

Труд иконописца

Автор: Мария Соколова

Стоит обратить внимание на вторую и третью части, т. е. начинать прочтение можно сразу же с «Руководство для начинающих иконописцев», поскольку вступительное слово написано без участия Марии Николаевны.

Фотографу книга полезна тем, что дан ориентир, — что изображается на плоскости: не плоть, не наши размышления, а личность. А ее нужно учиться видеть, прежде — иметь в себе (и для этого нужно научиться жить, научиться отличать истину от человеческой правды).

Купить книгу: Лабиринт

Дополнено 24.05.2023

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: