biblioteka-fotografa

Знания на расстоянии вытянутой руки…

 

Но, оказывается, мало обладать честным и горячим сердцем. Надо еще уметь во всем самому разобраться.

/Вагнер Л.А., Григорович Н.С. — Айвазовский/

 

Свое базовое образование я получил в отрыве от визуальной культуры. Хотя чему удивляться, если с детства решил идти по инженерному направлению. В моей голове, кроме бытовых тем и стремлений, мало что было, а книжная полка — сплошная физика. По мере взросления мне многое стало надоедать: режимный график работы и само понимание «карьерной лестницы», которая волею человеческой глупости превратилась в железную клетку, в которой выживет не сильнейший, а более выгодный.

Дорога в фотографию не была гладкой: менял профессии, перестраивал мышление, приходил к пониманию культуры и к необходимости визуального образования. Книжную полку сменил на шкаф, технические книги уступили место трактатам об искусстве. Приучил себя читать не все, а только по интересующему вопросу; читать и делать заметки на полях. Книжные знания — топливо познания и без движения они будут истрачены напрасно, как и время, на чтение, и приобретение книги.

Этим объясняется моя дорога в фотографии, личное критическое восприятие к своим делам и мыслям. Я отчетливо понимаю, что большинство книг можно было не читать, выбери я иную — коммерческую фотографию, но мои личные предпочтения находятся в иной плоскости, и я не могу воспринимать конспект книги иначе, как план действий, которые я обязан совершить, проанализировать и, если в том потребность, исключить из своей практики, или наоборот — взять за основу.

Я осмысленно иду в направлении арт-фотографии. Спотыкаюсь, иногда шагаю в неведении и трачу много времени на проверку прописных истин, но как говорит учитель: «Корень навыка — опыт, а его основа знание, но оно мертво, пока ты не сдобришь его временем, старанием, и четким понимаем результата. Глупо сетовать на то, что из семечки вырос подсолнух, когда ты хотел пшеницу. Бери нужное, воздавай должное и забудь про выходные: учись, работай и жди — терпение тоже навык.»

В своей практике я стремлюсь к упрощению, к воспитанию самостоятельности: сможешь сам — делай, не умеешь — учись и делай. Делегирование оставил в прошлом и считаю этот опыт полезным, теперь мне есть с чем сравнивать. Внимательному читателю может показаться, что я читаю много книг. Нет, это не так. Через мои руки проходит множество изданий, но 9 книг из 10 я выпускаю из рук: кладу на полку или отдаю знакомым. Почему? Поток терминологии, развлекательный формат, отстраненность автора…

… зачем такое писать, издавать — понятно сразу, как и польза от последующего прочтения. В этом нет ничего личного, простая привычка ценить время, не более. Вот и этой заметкой, я не хочу потратить время читателя, наоборот — надеюсь сэкономить, потому-что всестороннее, с учетом личного курса, образование — фундамент любого мастера. Конечно, у меня нет права говорить за всех… поэтому перестаю говорить, и берусь за перечисление книг, с которыми не заблудишься в ремесле, по пути к искусству. Актуально для коллег, чья стезя — портрет.

Примечание: для удобства, публикую ссылки на Ozon.ru, где всегда можно найти подробное, от издателя или автора, описание и заказать приглянувшуюся книгу.

Анатомия и свет

Почему?

Для грамотной работы со светом и ретуши фотографий — необходимо знание анатомии. А не графический планшет.

Вначале творческого пути я листал анатомический справочник, но это самообразование меня никуда не привело.

Обратился к живописи — погряз в многообразии, — слишком много книг и многие, наверно, полезны. Но я фотограф и мне нужны основы, общие знания, простое и наглядное изложение материала.

Как портретисту, мне понравились учебные пособия Бёрна Хогарта, а именно:

Ставка на выразительность, применимо в фотографии — аргументы, благодаря которым эти книги я считаю лучшими.

Цвет

Почему?

Цвет, в фотографии, или работает на идею, или неважно какой он: правильный, киношный … Да, я слишком рано начал читать Иттена («Искусство цвета»), Железнякова («Цвет и контраст … »), но это уберегло меня от волны «шоколада» и «пленочного цвета».

Мое творчество черно-белое, поскольку читая книги я понял — мы ничего не знаем о цвете и все книги — макулатура, если браться за них в поисках приема, рецепта или догмы.

Необходим подход исследователя, а для этого — необходимо перепробовать все известное, не только нам, но и нашим предшественникам; освоить работу со светом и тенью, композицией, контрастом, научиться повествованию на языке символов и образов. Не только применить, но и сказать — могу, и довести до совершенства… остановиться в шаге от гармонии.

Цвет — приправа, а не основное блюдо. К таким мыслям меня привели книги:

И переписка Ван Гога с друзьями, и братом Тео. Но об этом позже.

Искусство

Почему?

Школьное образование — фундамент, но имеются пустоты, в частности — визуальное и образное мышление.

Если ребенок не посещает дополнительные секции, школы или курсы, то его развитие, в этом вопросе, остановится на:

  • конус
  • призма
  • бумага и карандаш

Однобокость мышления в понимании места и возможностей человека в этом мире. Никого не виню, просто говорю как есть.

Поскольку я рос в провинции, то старался посещать все доступные, для семейного бюджета, выставки: живописи, графики и скульптуры. Думаю это близко многим.

Отличным дополнением стали книги, но собирать их было трудно и дорого. Самые полезные и применимые для жизни, развития и творчества фотографа:

Эти книги для анализа, построения упорядоченной картины сферы искусства. Они помогают в понимании прекрасного и совершенства, поиске образа. Портретисту без этого никак.

Культура

Почему?

Чтение книг по фотографии — баловство. Уместно на раннем этапе знакомства с профессией, но дальше — трата времени. Законы света не изменятся, а ремесло не держится на свете, и сухом понимании фотографии; выжить — не значит жить.

Да, есть минимум, но он же и максимум, на который стоит потратить свое время. Дальше — практика: вопрос-ответ, подмастерье, исследования.

Для всестороннего развития, а это необходимо, если фотограф планирует работать с образом, полезно читать художественную литературу. Желательно — классику, опять же — дело вкуса.

Отдельный интерес — переписка авторов произведений, черновики; воспоминания эпохи, на основе видимого творческими глазами, да, порой, субъективные, но не такие стерильные, как из-под пера историков.

Классическая литература — вдохновение, познание и облагораживание читателя, потому-что нельзя быть в чем-то культурным, а в остальном — животным. Нет. Человек или культурный, читай — воспитанный, или же… «… покажи мне страсть, почувствуй гайморит, радикулит».

Мои предпочтения скромные:

  • Михаил Шолохов
  • Антон Чехов
  • Федор Достоевский
  • Александр Пушкин
  • Иван Крылов

и обусловлены стремлением к познанию Русского человека.

Мемуары

Почему?

Биография — сухо, формально и цифры: годы юности и творчества, падения в немилость (и такое бывало со многими в истории). Не могу понять, зачем люди учат биографии, советуют это другим. Цифры в тексте — ничто, а на самом деле — годы, недели и дни борьбы, работы автора. Ценно это, а не итог. Итог жизни — приманка. Таково мое мнение.

Читаю:

и восхищаюсь тем, как глубоко можно описать Русского человека. Благодарю за опыт, мысли, и возможность подсмотреть — что может ждать меня далее, там, за поворотом… и что я могу отыскать в своих героях.

Письма

Почему?

Как уже говорилось выше, письма — личное, иногда — вне времени, но всегда — полезное и актуальное для портретиста. Ведь как формируется образ? Верно, через слово. Мы читаем, а перед нами (или в нашей голове, мыслях) оживают персонажи, и тем они реальней, и полнее (по содержанию), чем внимательней наш подход к изучению строк.

Портрет рождается из слова, формируется в набросках и оживает в фотографии.

Из любопытства, я читал письма многих: Шаляпина, Достоевского, Чехова и прочих. Но мои любимые строки — письма Ван Гога, к брату Тео и друзьям.

Конечно, есть более красивые, да и просто — другие письма. Но Винсент, на мой взгляд, ближе всего к фотографу, а может — мне. Поэтому и рекомендую.

Режиссура

Почему?

«В равновесии нет покоя…», — этими словами я прервал тишину во время заседания членов местного фотоклуба.

Прошли годы, эти слова стали моим критерием отбора фотографий. А началось все с книги «Искусство драматургии» (Лайош Эгри).

Режиссура — основа работы фотографа. Без конфликта не будет фотографии, точнее — она не привлечет к себе внимание на выставке. Для меня это важно.

Примечание: к сожалению, на Ozone.ru нет данной книги, как и «Репетиция — любовь моя» (Анатолий Эфрос), которая пригодится не только фотографам, но и тем, кто пойдет дальше — к режиссерскому креслу. Бегаем по магазинам, книжным ярмаркам…

Маркетинг

Почему?

Я всегда недолюбливал маркетологов. Анализировал различные компании, международные и отечественные, учитывал их цели и приоритеты в развитии после перехода на маркетинговые рельсы; сравнивал качество продукта до и после. Результаты обнадеживают.

Чтобы как-то упорядочить свои знания по данному вопросу, выработать иммунитет к «врагу» и обезопасить свое здоровье, финансовое положение, я обратился к литературе. Как выяснил, в мире есть хорошие книги:

Ознакомился, посмотрел на профессию фотографа со стороны, облегчил свой рюкзак на пару килограмм, задумался о своей речи и рабочей переписке. Прочитал книгу «Слово живое … », за авторством Норы Галь, тут же нашел уйму нелепых «продающих фраз» в своем лексиконе, вынес их в отдельные заметки. Авось читателям пригодится.

Со страниц своей книги, Нора Галь обращается к литераторам и переводчикам, и ко всем, кто ценит красоту и выразительность родного языка. Отрадно, что в наши дни есть редакторы, которые продолжили ее дело и выпустили книгу, в которой делятся знаниями о том, как же писать кратко, ясно и убедительно.

Экономика

Почему?

Все мы зависим от финансов: кушать надо, одеваться надо, оборудование — аналогично. Но в этой «потехе» главное не строить свою деятельность на финансах — песок, придет вода — крах.

Со времен Маркса ничего не изменилось в жизни капиталиста (намек, кого нужно читать), но тем, кому нравится смотреть на точку актуальности, рекомендую ознакомиться с творчеством Валентина Катасонова. Конечно, я всех его книг не читал, только «Кабала» и «Проценты», но их вполне достаточно, чтобы понять экономическую модель современного мира.

Дополнено 16.11.2017

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: