Курс валют стабилизировался, никто более не скупает холодильники и телевизоры. Кризис — реальность, в которой мы пробудем до 2030 года (ориентировочно), а далее будет видно: или искусственный интеллект (а не машинное обучение, как нынче) принесет человеку свободу и достаток, или наоборот — отнимет последнее.

Ожидая, можно действовать по-разному:

  • жрать и веселиться

или

  • смотреть по сторонам, оценивать реальное положение дел и приспосабливаться

Поскольку я не вращаю финансовые шестеренки и не могу править ситуацию под себя, мой выбор невелик — второй вариант.

Чем заняться фотографу в кризис

chem-zanyatsya-fotografu-v-krizis

Мир прекрасен, только нам страшно за пределами коробки.

Опыт прошлых лет, а главное — предшественников, напоминает: отсутствие стабильности — время, когда лучше не делать поспешных действий и скорых заявлений. Фатальные ошибки в профессии и стыд — не самое опасное, можно загубить жизнь, а это… конец.

Для начала необходимо:

  • разобраться с вопросами

далее:

  • начать работать.

Немного мыслей для читателя.

Разобраться с вопросами

Кризис заставил больше трудиться, точнее — эффективней, искать новые пути для заработка и точнее описать свою деятельность. Да, все еще трудно, но суеты и агонии нет.

Фотограф может задаваться разными вопросами, меня беспокоили следующие:

Культура или рабство

Финансирование образования и культуры, со стороны гос-ва, снижается. Люди отданы в руки маркетологов, психологов и компаний. Крепчает роль «биг дата».

Как следствие — люди в обществе разобщены и стабильно потребляют: информацию, товары и услуги. Про одичание душ принято умалчивать, но меня беспокоит:

  • как это отразится на зрителе
  • какие фотографы придут нам на смену

О спросе не переживаю, ибо если занят своим делом — спрос будет.

Культура или рабство это то, кем себя видишь в профессии фотографа и как ее оцениваешь. В продаже себя и эмоций — бизнес, но фотографа гонят именно в этом направлении: вырастут продажи техники, инфо-продуктов, рекламных услуг, зависимость фотографа от трендов, а не от собственных навыков и достижений.

Если человек продает себя — он раб. И тут вспоминается Рим, в понимании которого раб — орудие говорящее, идет наравне с сельскохозяйственным инвентарем и скотиной; подлежит покупке и продаже. Иными словами — человеком не является, а понимается как имущество.

Отдать время жизни культуре — возможность поднять взгляд зрителя вверх, уход в рабство — отсутствие возможности поднять собственные глаза.

Человек создан (и рождается) свободным, но по своей глупости лезет в оковы. Зачем? Ответ индивидуален и характеризует выбираемую дорогу. Кризис — лучшее время, чтобы встать у верстового камня и подумать о выборе и награде.

Создание или обслуживание

Любой нормальный семьянин желает достатка своей семье. В кризис — тем более, отсюда и потакание маркетологам, чьи уста сложили правило:

  1. Who. (кому). Кому продаем.
  2. What. (что). Что продаем.
  3. When. (когда). Когда продаем.
  4. Why. (зачем). Собственно, зачем?

Актуально, но однобоко, точнее — эгоизм: паразитирование на чужой семье (или ближнем) в угоду своей семье (или интересам). Согласен, «забавные» слова во времена капитализма, но я и сам забавный, считаю, что у любого нового правила — есть более мудрый предшественник, который прошел проверку временем и сделал человека лучше.

Вышеизложенное правило «Четырех W» — суетливая перетасовка основ любого ремесла:

  1. Что. Что именно я делаю.
  2. Когда. Зачем. Когда и зачем нужен мой труд или его результаты.
  3. Кому. Кому интересен, полезен или выгоден мой труд или его результаты.

«Кому и далее» — обслуживание потребностей клиента, сфера услуг: беготня за рублем и клиентом, обслуживание индустрии (маркетологи, производители техники и т. д.). Рабство.

«Что и далее» — ремесло, труд: продажа личного времени, точнее результатов — изделий, в случае с фотографом — фотографий; совершенствование навыков и орудий труда; Наемный рабочий.

Раб — зависимый человек, наемник — свободный: может работать по-найму, изготавливать изделия на продажу и получать оплату своего времени — вознаграждение.

Рождать зависимость или искать своего зрителя — очередной верстовой камень, у которого полезно задуматься в кризис.

Богатство или материальный достаток

«Если занят делом, то на хлеб с маслом всегда будет» — слова учителя. В кризис они часто звучат в голове, особенно когда рядом мысли о богатстве. Гонишь их, да возвращаются…

Богатство — не самоцель, потому-что богатство — не количество денег (они заработанные средства — материальный достаток), а разность потенциалов: когда есть богатые, а вокруг много бедных; когда деньги, как инструмент, помогают богатому угнетать других людей — вынуждают человека делать то, что ему не нравится. Богатые без бедных не существуют.

Богатство — условно, материальный достаток — осуществимо, достаточно оценить аппетит, собственные амбиции и жить по средствам — в любой момент творчества и жизни. Богатый фотограф в мечтах — бессмысленный бег человека с камерой в жизни…

Тема сложная, но актуальная для размышлений в кризис. Рекомендую. 🙂

Поиск ответов — прокладывание маршрута. Далее легче:

Начать работать

Схема неизменна:

  1. Изучение рынка.
  2. Поиск возможностей.
  3. Обзор технологий.
  4. Время экспериментов.

Работает. Проверено временем.

P. S.

Поиски знаний начинаются в Google, а там и до книг недалеко.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: