Будущее — результат шагов.

/2017/

Не так страшен кризис, как его ожидание: всюду агония, поиски выгоды. Гармония забыта, в основе быта — суета.

chemu-fotografa-uchit-krizis

Работаю над ошибками, общаюсь с коллегами вне фотографии, делаю записи в блокноте. Что полезно — переношу в записную книжку фотографа.

Буквы помогут читателю задуматься — хорошо. Нет — тоже хорошо, заметка короткая и ее прочтение не отнимет много времени.

Не спорить

Да, кризис — плохо. Виновны те и эти, и еще вон те…

Легче стало? Что-то изменилось?

Корабль тонет, время спасать жизни, а не расставлять двойки, тратить время на слова. Нужны силы, мудрость и новые знания, а главное — действия.

Не попадать под влияние

Телевизор выброшен давно, но его заменили социальные сети. Политикой и пропагандой не удивишь, а вот молодежное мышление, как догма, — пожалуй единственное, чего не увидел сразу.

В урну, вслед за СМИ.

Не искать легкой жизни

В падении спроса на визуальное искусство виноват не кризис. «Отрывались, как в последний раз!», — устами ресторатора, по прошествии Новогодней ночи. Заесть и запить проблему — не решение проблемы, а попытка заполнить пустоту — суета, без слова о душе, потомках и наследии.

Погоня за легкой жизнью приводит в тупик. Неизменно.

Брейгель велик! Басни Крылова вечны!

Не уповать на «антикризисный…»

Антикризисных таблеток нет, как и рекламы, маркетинга. Решение проблемы в настоящем — анализ опыта в прошлом: время читать книги, задавать вопросы, быть учеником. Перенимать опыт — лучше, чем учиться. Мастер — лучше, чем эксперт. Мудрость важнее знаний.

Эксперт — не источник знаний. О мудрости и речи не идет.

Эксперт — вид бизнеса: формирование зависимости, кабала, и стремление заработать на тех, кого удастся подмять под себя. Облик формирует аудитория.

Но эти ребятки полезны, если держать их на расстоянии:

  • всегда актуальная информация о результатах исследований

и

  • оценка агонии на внутреннем (и не только) рынке.

Важно искать не антикризисные меры, а авторов кризиса, точнее — их цели, список проблем, которые они собрались решить. От этого зависит будущее, направление наших шагов. Иное — суета.

Не касаться моды

Проблема моды — узнаваемость, гарантия переизбытка предложений. В кризис спрос падает и нужно искать менее конкурентные ниши. Тренды — тупик, мир хаотичный, никто и ничего не знает, или — всего. Такова расплата за уход от гармонии.

Не мерить количеством

Впаривание услуг под видом продукта:

  • сервис, вместо авто
  • обновления, поддержка и уязвимости, вместо гаджета
  • «костыли», вместо «Винды»

не лучший пример, и фотосъемка, оказание услуг, вместо продажи фотографии — не лучший итог деятельности.

Проблема не в том, что люди не покупают, а в том, что не нужно в таком количестве. Бизнес — капитализм, его итог — пресыщение. Все предсказуемо, чему удивляться?

Не паниковать

Кризис обнажает проблемы, в том числе — культуры. Говорить о том, что кризис уничтожит профессию фотографа — неверно: необходимо уничтожить потребность в фотографии, чему не быть.

Кризис — проверка: когда рушится дом, человек спасает самое ценное, по его мнению, и от труда фотографа зависит, спасет ли человек его фотографию.

Не лениться

Кризис — лучшее время, чтобы научиться работать. Зачем? Основа жизни — труд. Сытые времена закончились, даже для рынка, необходимо предложить изделие, а не слова.

Вспоминается замечание школьного учителя:

Если вы с детства не приучите себя работать, то вы не научитесь работать никогда.

Собственная голова — лучший объект инвестиций. Делегирование — модно и затратно, но не всегда эффективно и уместно. Фотографу многое лучше делать самому.

Знания — хорошо, но главное не меняться и не развиваться, а расти. Слово короче, смысла больше.

Обучение ничего не гарантирует и для заказчика знания — не аргумент. Интересно, что ты можешь, точнее — чем ты полезен для него. А какая у тебя дорога — не грузи.

Кризис — ограничения. Необходимость — мать изобретательности. Если не хватает еды или воды — не повод для паники, а пинок для творчества.

Не бояться ошибок

Ошибки полезны, главное делать выводы, а не повторяться. Не понял этого в сытые годы — поймешь в кризис, через карман доходит быстрее, чем через голову. Парадокс.

Но собственные ошибки — не самое лучшее, важен опыт предшественников. Старец Паисий Святогорец говорил:

Взрослый человек использует как собственный, так и заимствованный у других опыт для того, чтобы помочь неопытному юноше избежать каких-то промахов. Если юный не слушает опытных, то он ставит эксперименты на самом себе, но, слушая наставников, он обогащается.

Строки надобно перечитывать почаще, учителя берегут нам годы жизни.

Не бояться одиночества

Окружение непостоянно. Портфолио — не услада глаз, а способ общения со своим зрителем. Отвернулись — не повод огорчаться, осмеяли — не повод ронять слезы. Если не признали, то рядом были не те и полученные деньги ничего не значат. Необходимо идти дальше.

Внутри каждого автора, фотографа, должен быть цензор: беспристрастный, неподкупный и способный вычеркивать временное, тщеславное и пагубное для зрителя.

Редактор — внешний инструмент и он полезен, но важно, что внутри: понимаешь ли этику и смысл портфолио, что не трудовая книжка, а витрина, причем не фотографа, а фотографии.

Отвергнись себя, оставь пользу зрителю.

Все прекрасно в свое время.

Не торопиться

Слова старца Паисия Святогорца:

В хорошей семье дети ведут себя свободно. В такой семье живет уважение перед родителями, казарменной дисциплины и хождения по струнке там нет. Дети радуются, глядя на отца и мать, а те радуются, глядя на них. «Любовь не ведает стыда». — говорит Авва Исаак.

помогают найти свое место, взглянуть со стороны, в обход самомнения: что мы — дети, наше отношение к опыту и мудрости предшественников и учителей — радость, в свою очередь — радуются и учителя, которые видят как прорастает их зерно — доброе слово, и приносятся добрые плоды. Такой путь не заведет в тупик.

Не скупиться

Кризис — не повод изображать из себя всезнайку и бежать на конференции за рублем. Достаточно оставить строчки. Ищущий найдет, добрым словом вспомнит. Воздастся.

Эпилог

В кризис нужна зубная паста. Стоя на полке, челюсть должна быть красивой. 🙂

Кризис — сложная, но полезная пора. Помогает задуматься о смысле и облике фотографии, о том, что же такое светопись; махнуть рукой производителям техники и повернуться к людям, и понять — быстро хорошо не бывает.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: