chto-proiskhodit-kogda-odin-fotograf-nanimaet-drugogo
Photo by Martin Jernberg on Unsplash

Сапожник без сапог, — нашему брату живется не слаще: фотограф без фотографий; и хотя бы одной, которая Фотография, а не что-то бытовое или салонное, трудно разжиться: то некому в руки камеру передать, то передать есть кому, да тот «автор» читать сцену не желает и все как-то не получается, да не получается, пока и вовсе — не оставишь затею.

Но попадется на глаза интересное портфолио — захочешь рискнуть, обратиться и поговорить — вдруг понимающий проблему человек? Не ошибаешься, но по ходу дела начинаешь видеть то, что можно назвать «штампом профессионального поведения»:

  1. Общение во время встречи носит формальный характер: извечные погодные «бла-бла» и непонимание, что отказать — принять решение и оно может распространяться почти на все: от нюанса съемки, до самого сотрудничества.
  2. Предварительная встреча, если мы не выходим за рамки персональной фотосъемки, — разовое событие, имеющее свои цели и тайминг, а не формальность, из-за которой два, а то и три часа жизни (учитываю дорогу) тратятся впустую.
  3. Онлайн-контакт не может быть навязчивым, поскольку если все уточнили при встрече, то оставшиеся нюансы (гардероба, чаще всего), решаются парой сообщений с фото — лестницы очевидных сообщений показывают не уровень сервиса, а развития.
  4. Избыточное сюсюканье: накануне съемки и по утру, в день съемки, — раздражитель, в котором только маркетолог видит заботу, любой взрослый человек — навязчивость (ну и видение своего клиента идиотом, который обязательно забудет, если не ты, — ага).

«…»

Перемещение на место клиента помогает заметить существующие проблемы, но откуда брать решения? Маркетологи? — на мой взгляд, эти ребята — источник проблем, поскольку многие из них слепо копируют наработки западного рынка, не рассматривая отличия менталитетов (и научая этой «слепоте» других), что приводит к появлению устойчивых штампов, которые нас, российских фотографов, калечат: приучают отсекать свое суждение по теме, и «запудривать», как многие уже успели заметить, головы своим клиентам, словами: «уникальный», «лучший» — клише.

Есть ли выход? Конечно. Нужно изучать тех, кто нас окружает: их ценности, их привычки, — задуматься над тем, для чего живет человек, и тогда придет понимание, что работа фотографа — не типовое сюсюканье, а решение проблем клиентов и все клиенты разные и значит нужно понимать, что проблемы клиентов схожи, но все-таки разные, и нужно понять отличие, чтобы предложить индивидуальное решение, а не типовое, с индивидуальным подходом (вспомним, к примеру, цыган, они — наглядный пример «типовое, с индивидуальным…»).

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: