В наши дни, фотография стала частью повседневной жизни общества и трудно представить, что пару веков назад все было иначе: мир без фотоаппарата и стремления к массовости. Но чем же обладали люди?

Ответ на этот вопрос вы найдете в рубрике «Страницы истории», первая статья которой перед вами и посвящена дагерротипии.

Дагерротип: история и человек.

Современный человек, подстегиваемый техническими способностями камеры, все чаще стремится к протокольной фиксации предметов и ускользающих моментов. Это рождает чувство вседозволенности, могущества и ощущение того, что технический прогресс и развитие искусства идут параллельно, и равными шагами, но это огромное заблуждение…

И молчаливые дагерротипы 30-50хх гг. 19 века способны это подтвердить. Достаточно посетить экспозицию, где выставлены данные работы, и задуматься над увиденным.

Знакомство с первыми (в истории человечества) фотографиями, оставляет в нашей голове короткий и парадоксальный вывод: эти старые и потертые фотокарточки ничуть не уступают в художественности своим современникам.

По технике исполнения, дагерротипы «не краснеют от стыда» и в целом — «поглощают» зрителя сильнее, чем современные аналоги. Дело в эффекте старины? — спросите вы. Возможно, но это лишь психологическое «вау», которое длится недолго.

Более интересны другие причины:

  • Уникальность снимка. Только оригинал, без возможности копии (разве только сканировать и переводить в пиксели на экране).
  • Отсутствие ретуши. Она попросту невозможна.
  • Динамический диапазон. От ослепительного белого, до глубокого бархатного черного.
  • Детализация, которая будоражит воображение и оставляет в стороне грубую цифровую эпоху…
  • Визуальное путешествие. Внимательно рассматривая дагерротипы, мы погружаемся в прошлое и видим: старинное ателье, в котором используется копфгалтер (устройство, приспособленное для фиксации головы клиента, т. к. выдержка в те годы была от 3 до 15 минут) и непонятный огромный «коробок», который и есть фотоаппарат 19 века.

И люди…

Да, не живые, но создающие момент своего присутствия. Суть этого эффекта восприятия кроется в процессе получения изображения: в дагерротипии нет посредника между объектом (на который воздействует свет) и полученным результатом; свет создает изображение другим путем, непривычным последующим принципам создания фотографии: частицы серебра лежат на поверхности пластины, а в бумажной фотографии они имеют склонность впитываться. Поэтому, когда смотришь на дагерротип, отражение света позволяет точнее пережить момент съемки.

О дагерротипах можно говорить очень много: о преимуществах и недостатках, но однозначно: в этих снимках есть свой неповторимый внутренний мир, чарующий зрителя и удерживающий за дагерротипом статус очень личной фотографии.

Технология.

Дагерротип — это медная пластина, покрытая тонким слоем серебра. Процесс создания требует много времени и сил:

  • Полировка металлической пластины (толстый лист меди, к которому припаивался тонкий лист серебра) до зеркального блеска.
  • Обработка (в темноте) полученной заготовки парами йода (именно так пластине придавали светочувствительность).
  • После этого пластина хранится в светонепроницаемой обертке и в темноте помещается в фотоаппарат. Объектив открывается на длительное, по современным меркам, время — от 3 до 15 (а то и 30) минут.
  • Скрытое изображение необходимо проявить и закрепить. Для этого пластина помещается в небольшую кабинку над контейнером с ртутью, которую спиртовкой (а ныне горелкой) нагревают до 67 градусов по Цельсию. Далее необходимо дождаться момента когда начнет образовываться ртутная амальгама на экспонированных частях пластинки. Это говорит о том, что йодид серебра разрушился и серебро превратилось в металл.
  • После этого пластина помещается в холодную воду, для затвердевания поверхности.
  • Для окончательной фиксации, необходимо поместить пластину в раствор гипосульфита натрия.
  • Далее необходимо промыть пластину, для прекращения действия фиксажа. И все, дагерротип готов. 🙂

Да, процесс сложный и вредный для здоровья. Но главное — высокая стоимость фотографии: из-за использования серебра, дагерротипы были доступны немногим.

Именно эти нюансы не давали покоя как общественности, так и заинтересованной сфере бизнеса: им требовалось что-то простое и безопасное, для массового производства и создания новой индустрии. И вскоре метод был найдет — амбротип.

Дагерротипию признали тупиковой ветвью развития фотографии, хотя Луи Дагер с самого начала хотел массовости и популярности. Он был, по своей сути, шоуменом. Но его изобретение сыграло с ним злую шутку: метод не позволял делать множество копий, да и процесс создания был весьма опасен и сложен.

Дагерротип в наши дни.

Дагерротипия не исчезла и заняла свое место в сфере искусства фотографии, найдя почитателей: среди фотографов и заказчиков.

Да, это определенная ниша, со своими особенностями, но при каждом погружении в мир серебра и йода, понимаешь: дагерротип намного ближе к искусству, нежели цифровая стерильная картинка.

 

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: