Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

/Ф. М. Достоевский/

Для чего нам фотографии? — вопрос, решение которого спасет мир: сервера таких гигантов, как Google, Facebook и Microsoft потребляют мегаватты электроэнергии, чтобы обеспечивать сохранность пользовательских данных, в том числе — фотографий.

 

dlya-chego-nam-fotografii-001

Сколько лампочек… и все из-за нас…

Да, фотография — потребность человека, но думаем ли мы о ней?

Текст ниже — система, классификация потребностей человека в фотографии. Идея поста — пирамида А. Маслоу.

Да, я не исключаю ошибки, но время есть — вношу правки.

Прикладная и художественная фотографии

Условно, фотографию можно разделить на два «лагеря»:

  1. Прикладная. Отличительная черта подобных снимков — документалистика, точное двухмерное изображение произошедшего в единицу времени. К этому виду можно отнести фотографии из сферы криминалистики, фото на документы и т.д.
  2. Художественная. Особенность данных фотографий кроется в необходимости «читать» рассказ, оставленный автором (изучаем язык фотографии). К данному виду можно отнести жанровые портреты, арт, пикториализм и т. д.

Фотография насчитывает огромное количество жанров: свадебная, парадная, коммерческая, репортажная, модная, уличная и т. д. Но абсолютно все виды можно отнести к обозначенным «лагерям» или в плоскость между ними.

Почему между? Да потому что они берут часть от своей природы — протоколирование, и добавляют повествование автора. Выбор: продукт или искусство — процентное содержание исходных компонентов.

— И какая фотография нужна человеку?

Думаю многие задаются этим вопросом и отчасти поступают верно, но… не будем спешить с ответом. Для начала проясним основополагающие моменты.

Фотография, как потребность человека

dlya-chego-nam-fotografii-002

И зачем все это?

Историческая и технологическая природа, особенность, фотографии — протоколирование — «Что и как вижу — сохраняю!» Примерно так рассуждает фотокамера в наши дни и многие люди не смеют что-либо менять.

Фотографический опыт наших предшественников установил, что каждый человек, в течении своей жизни, обязан предстать в фотопортрете минимум семь раз:

  1. Малышом
  2. Подростком
  3. Юношей
  4. Молодым человеком
  5. В расцвете сил
  6. В элегантном возрасте
  7. В пожилом возрасте

Необходимость объясняется простой документалистикой моментов истории жизни человека.

Многим такая минимальная потребность в фотографии может показаться достаточной и они успокаиваются, но позвольте я поясню последствия самоограничения.

Основные потребности в фотографии

  • Прожиточный минимум
  • Принадлежность
  • Признание
  • Познание, развитие
  • Эстетика
  • Самореализация

Согласен, непонятно: система без пояснений и не совсем логичная.

Постараюсь внести ясность, в случае чего — оставьте комментарий, или напишите письмо.

Прожиточный минимум

Семь портретов — минимум, который я и назвал прожиточным. Почему? Время, а зачастую и процесс создания, таких фотографий продиктовано государственным строем и минимальным набором документов, удостоверяющих личность или предоставляющих доступ к чему-либо.

Без этих портретов никуда, даже в наш цифровой век. Да, пара снимков делается из уважения к традициям, но это мелочь.

Прожиточный минимум — примитивное ограничение, отчет: человек был в этом мире, о чем свидетельствует молчаливый набор технических фотографий. Обеспечивание своих потребностей в еде, воде и т. д.

Принадлежность

Семейные фотоархивы — демонстрация своей принадлежности к группе людей: к родным и близким, друзьям и коллегам.

Принадлежность — наши аватарки в социальных сетях, или на сайте, в разделе — коллектив компании.

Закрепиться среди значимых, для нас, членов социума — принадлежность к группе людей. А что лучше подтвердит это? Верно, фотография.

Это временная потребность, иногда — необходимость. Иногда — прожиточный минимум, а это шаг назад, или вниз на одну ступеньку…

Признание

Как сильно мы себя любим?

Можно не утруждаться с ответом, а просто посмотреть на количество «себяшек» и график их создания. «Лайки» стимулируют человека «штопать двухмерную модель себя» и собственной жизни. Иногда так растет популярность, признание в обществе. Возможно, многие делают это неосознанно, но крайне эффективно.

Согласен, во многих фотографиях такого направления нет ничего плохого. Напротив — они необходимы: для медийной персоны или серьезного бренда. Это часть имиджа, одна из потребностей на таком уровне.

Познание, развитие

Встречаются уникальные люди: во внешнем облике или душевном мире, в своих увлечениях или способностях. Таким личностям необходима фотография — она помогает им раскрыться, выразить себя, отразить то, что порой мелькает в повседневности, но упускается из виду, или игнорируется взглядом толпы.

Победить равнодушие — основа потребности познания.

Познание — основа развития, которое пребывает в неведении о внутреннем «Я». Конечно, к этому относится и личный взгляд человека на окружающий мир, а не только я — как полюс этого мира.

Эстетика

Владеть оригиналом, а не копией; посещать выставки, всматриваясь в настроение автора, его манеру повествования; размещать фотографии на стенах, осознавая красоту и ценность…

Малая часть общества способна рассмотреть в фотографии искусство, для остальных она — потеха, мазня или того хуже — способ весело скоротать время.

И действительно, зачем нам чувство прекрасного? Эта наивысшая эстетическая ценность и «нелепое» умение видеть больше, чем просто вещи, события или потребность.

Самореализация

Жизнь некоторых людей тесно связана с фотографией: ремесло, инструмент познания и отражение внутреннего убранства души.

Благодаря фотографии такие люди находят себя в этом мире и языком зрительных образов общаются с остальными, попутно реализуя собственные цели, пускай и понятные только им.

Самореализация не зависит от материального достатка, положения в обществе и статуса.

Постскриптум

Прожиточный минимум — не лучшая отправная точка для счастливой жизни, но она — шаг, с которого начинается длинный путь: о фотографии не думаешь, пока голоден, но когда сыт, подними глаза — есть другие интересы, которые ведут к гармонии, поднимают взгляд вверх, к свету.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: