Продолжаю обращать внимание читателей записной книжки фотографа на фильмы, которые можно расценивать как источник знаний и вдохновения. Для удобства, киноленты разделены на группы:

Появится новый добротный фильм, или узнаю о достойном старом, — дополню подборку и уведомлю подписчиков.

Черно-белые фильмы для вдохновения фотографа

Текст ниже — подборка черно-белых фильмов. Многие скажут: «Она невелика!» — и будут правы. Мое восприятие субъективно, т. к. я смотрю черно-белые фильмы ради:

  • Работы оператора и режиссера. Благодаря которой, стоп-кадр большинства фильмов — самодостаточный кадр, фотография.
  • Развития образного мышления. Важно уметь абстрагироваться от цвета, который не всегда нужен для передачи символов, образов, ритма и авторской мысли.

Еще хочется сказать, что черно-белых фильмов великое множество, но не все чб одинаково и мне не нравятся киноленты с одним лишь визуальным стилем, с плоским мышлением автора и его неспособностью мыслить, доносить свое послание до зрителя. Поэтому в моем списке не будет фильмов, создатели которых прикрыли «вкусной картинкой» отсутствие мысли.

Броненосец «Потемкин». 1925

filmy-dlya-fotografa-cherno-beloe-kino-Bronenosets-PotemkinСюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.

Фильм примечателен тем, что он стал первым и наиболее ярким воплощением идеала формы и содержания — идеалом искусства. Сюжет и декорации, свет и герои — основа чувственно-мысленной картины.

С помощью монтажа, Сергей Эйзенштейн управляет визуальным ритмом (замедляет, иногда — останавливает), темпом повествования. «Потемкин» — фильм-учебник по режиссуре.

Дождь / Regen. 1929

filmy-dlya-fotografa-cherno-beloe-kino-regenВ течении четырех месяцев Ивенс снимал Амстердам во время дождя: улицы и реку, каналы, окна и крыши домов, трамваи и машины, а также прохожих, укрывающихся зонтами, а затем сложил все эти кадры в гармоничный музыкально-поэтический ряд.

Опасность грозит голландцу со всех сторон: сверху льется дождь, внизу бегут каналы, а под ногами растут лужи. Вода капает с неба, чтобы соединиться с водой, которая течет по земле.

Кинолента «Дождь», с его импрессионистской образностью, близка к эстетике французского авангарда.

Фильм примечателен тем, что рисует черно-белый потрет воды.

Иван Грозный. 1944

filmy-dlya-fotografa-cherno-beloe-kino-Ivan-GroznyyЭто фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, — о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный.

Фильм примечателен тем, что Сергей Эйзенштейн применил множество новаторских техник в операторской работе и режиссуре. Фильм снят с размахом: тысячи статистов, все декорации дворцов и церквей, а также костюмы, предметы быта, — точно соответствуют эпохе.

Многочисленные крупные планы и панорамы, на которых грамотно выверены и расставлены акценты. Совершенная кинокартина, наполненная символами и образами.

Летят журавли. 1957

filmy-dlya-fotografa-cherno-beloe-kino-Letyat-zhuravliФильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание…

В центре киноповести — трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.

Фильм примечателен тем, что практически каждый ракурс и кадр завораживают глубиной, и художественной завершенностью. Очень тонко расставлены световые акценты. Операторская и режиссерская работа выполнены на эталонном уровне.

Еще одна ценность картины — повествование. Фильм не о войне, а о людях в этой войне. Об отчаянии, разрушенных мечтах и судьбах. О надежде, ведь снова журавли летят… значит — нужно жить, ведь солдаты сражались, отдавали свои жизни, чтобы жили мы… и не создавали херни.

Андрей Рублев. 1966

filmy-dlya-fotografa-cherno-beloe-kino-Andrey-RublyovРусь начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ… В эту трагическую эпоху появляется на Руси великий живописец, жизни и творчеству которого посвящен фильм.

Фильм примечателен тем, что авторы стремились воссоздать духовный мир Андрея Рублева, сведения о котором скудны и отрывочны. Великолепная режиссерская и операторская работа — не вся ценность фильма для взгляда фотографа. Кинокартина полностью передает природу и характер русского человека: богомольного, изобретательного, творческого, доброго и порой — бунтарского, жестокого. Фильм для сердца, о душе человеческой, о которой из этой ленты узнаешь больше, чем из множества книг

Комиссар. 1967

filmy-dlya-fotografa-cherno-beloe-kino-KomissarВ разгар гражданской войны, когда части Красной Армии заняли небольшой южный городок, комиссар Вавилова поселяется в многодетной еврейской семье и рожает ребенка…

Фильм примечателен тем, что его переполняют образы. Мысль автора — не плоская реплика, а доставляемое, через видеоряд, послание.

Фильм о любви. Любви матери к ребенку. Любви мужчины к женщине. В одном из эпизодов проводится эта параллель и камера мечется, не зная, что выбрать: то ли как мадам Вавилова укладывает своего сына спать, то ли как Ефим моет ноги Марии; колыбельная, или простые слова: «Я люблю тебя, Мария». Не в силах разорваться, камера сливает всех вместе: Марию и Ефима, мадам Вавилову и ее сына. Превращает их в одну свечку на темном окне. В луч света.

Ренессанс / Renaissance. 2006

filmy-dlya-fotografa-cherno-beloe-kino-Renaissance2054 год. Париж превратился в лабиринт, в котором фиксируется каждый шаг. На всем лежит тень компании «Авалон», торгующей красотой и молодостью. Неожиданно из компании похищают молодого ученого Илону, на розыск которой отправляется полицейский Карас.

Начиная опасное расследование, Карас попадает в параллельный мир корпоративного шпионажа, организованной преступности и генетических исследований, в котором ему открывается истина и являются чудеса, за обладание которыми придется заплатить высокую цену.

Фильм примечателен тем, что это нуар XXI века

Список фильмов будет обновляться по мере выхода новых кинокартин.

P. S. Ряд кинокартин содержит сцены 18+

За описание и обложки благодарю «Кинопоиск».

Дополнено 28.10.2017

Рекомендую к прочтению: