Современные тренды и вкусы стремятся диктовать условия. Не обходит эта участь и фотографа. На каждом шагу нам стремятся впарить очередной рецепт «как жить лучше». То ли от наглости, то ли от неблагоразумности, но так и есть… Оглянитесь.

Последнее десятилетие, весьма агрессивно проявляется потребительское отношение и пиксельный бум. Маркетологи, менеджеры и прочие, далекие от нашей профессии люди, стремятся пояснить «как надо». Выглядит, честно говоря, как «попытка яиц читать лекцию курице».

В усладу моде, забывается простая истина:

Итоговая фотография – это не информация на экране, а отпечаток на стене.

Да, действительно. Слышали такое, порой держали в руках, но в чем смысл и какая надобность? Давайте это обсудим.

Говорят, традиционная фотография не нужна. Сейчас удобно смотреть на телефоне, листать в социальных сетях и порой тиражировать, покупать и подобное… Сплошной обмен пикселями, вера в файл. В пресловутый набор ноликов и единиц. Действительно, удобно.

Но это ли фотография? Нет.

Цифровая фотография – это лишь технология. Такая же как амбротипия, дагерротипия, пленка. То есть, со своей особенностью.

Но любая технология фотографии (и не только) направлена на создание чего-то физического и осязаемого. Что можно потрогать, оценить и осознать пользу от обладания, исключительную ценность.

Дают ли нам это пиксели на экране? Нет. Только осознание (хотя и за туманом легкомысленности) временного, не имеющего ценность. Ознакомительная версия, если быть точным.

Откуда же такая востребованность? Удобно!

Отправить в письме целый альбом, показать на крохотной поверхности серию, лицезреть дистанционно работы мастера, продавать/покупать одним кликом мыши и т. д.

Это лишь небольшой перечень удобств пикселей на экране. И вы спросите: «Зачем тогда ворчать? Ведь все прекрасно!»

Да, согласен, но есть «маленький» момент – вы в дураках

Шок, возмущение, стресс.

Отдышитесь.

Все? Продолжим.

Во всех операциях с цифровым файлом – вы не обладаете фотографией и не оперируете ей. Т.е. вы покупаете/продаете, показываете и т.д., лишь демонстрационный файл, демоверсию.

Думаю, не надо пояснять, что ни один экран не отображает 100% истинного итогового облика фотографии, а 99% того, что «в руках», «грешит» с балансом белого, контрастом и т. д.

Да, колориметрическая настройка позволяет приблизиться к некой условной точности, но вы окажитесь в 1% счастливчиков из 100. И опять же — обывателю это не нужно, бессмысленно.

Примечание:

  • Фотограф купил добротный монитор, пригласил мастера для проведения колориметрической настройки и стал уповать на значения в таблицах. На разницу в цветовых охватах, к примеру. Но где смысл? Точность видимого цвета зависит не только от экрана, но и от внешних условий. От температуры света в помещении, к примеру. Эталоном (тем же табличным, если следовать «истине» задрота) считаются источники D50. Узнав это, фотограф вновь обращается к специалисту и приобретает «лампочку». Красит стены в серый цвет, заколачивает окна и забывает о пестрой одежде, красочных предметах окружения. Все, жизнь удалась. Фотографии обрабатываются, отдаются заказчику и все хорошо. Вера в непогрешимость и исключительную физическую точность возносят фотографа до пиксельных небес. Но однажды, приходит время спустится и погрузиться в реальность. Автор оказывается в гостях у заказчика, покидает свою зону комфорта и выходит на чужое поле. И что он видит? К китайскому ноуту подключен телевизор (или все вещается через единственный монитор, стоимостью 100€), о калибровке никто не слышал, в окна бьет закатный свет и смешивается с ртутным источником освещения в потолке, а рефлексы от разноцветных стен дополняют картину впечатлений. «Кровь из глаз» и под ногами осколки разбитых иллюзий. Фотограф молча глотает видимое, в душе презирает несовершенство технического прогресса (точнее его фрагментацию) и понимает, что все это время он лицезрел истину фотографии на одном единственном мониторе — своем. А многие коллеги были рядом, приблизительно понимали его, ведь у них был монитор, но они дураки, т. к. их дом не серый, и его не освещают источники D50.

Ирония «условного фотографа» проста и надеюсь поможет многим коллегам, хоть иногда, вспоминать о заказчиках, которые все чаще получают виртуальное, физически не существующее творение, с рядом технологических «подводных камней». Ознакомительная версия, с возможностью стать полноценным «продуктом». Достаточно лишь распечатать, но автор поленился и облапошил заказчика.

Отпечаток – итоговый вид фотографии, ради которой и проведен целый технологический процесс. Попытка прервать его, выделить определенную стадию – выглядит как стремление слить материалы разработки в сеть, или как попытка продать незрелое вино.

Потерпи, доделай, «доведи до ума» — ключевой момент, благодаря отсутствию которого мы «свихнулись».

Многие фотографы не печатают свои фотографии. Они предпочитают «сгрузить» материал на диск, флешку и продать именно это.

Торговля демонстрационным материалом. Как вам, а?

Я вовсе не ругаю такой подход (правда к чему – не знаю), просто я не люблю дурачить людей, наживаться на чужом неведении. Честность и дружелюбная совесть – хорошие спутники фотографа, поверьте.

Именно поэтому я и решил сегодня обозначить цели, исходя из которых определяется выбор между пикселями и физической фотографией.

Пиксельная фотография имеет место быть:

  • В случаях, когда заказчик занимается дальнейшим производством: коллаж, верстка для сайта или баннерной рекламы, электронное издание и подобное.

По сути, заказчик приобретает «полуфабрикат», для дальнейшей «готовки» под себя и придания желаемого вида. Но данное применение распространено лишь в коммерческой сфере, ведь для обычного человека это бессмысленно в 100% случаев.

Физическая фотография позволяет:

  • Увидеть истинный облик фотографии, с учетом особенности печати автора и не зависеть от электронных приблуд.
  • Осознать исключительность от тактильного восприятия.
  • Получить за свои деньги фотографию, а не ее «недоношенное дитя».
  • Стать обладателем фотографического изображения, которое может стать семейной реликвией, возможно украсить домашний интерьер.
  • Возможность последующей перепродажи. Не всегда, надо понимать, т.к. фотографий, приравниваемых к объекту искусства – не так уж и много.

На самом деле, в обоих случаях особенностей существенно больше, но я выделил лишь те, которые имеют отношение к затронутой теме.

Да, необходимость и востребованность занимаются «растлением» сферы фотографии, но сама она не изменит своей сущности. Проблема лишь в нас, будем ли мы помнить истинный облик (и предназначение) фотографии, или же скатимся в «фастфуд».

Будем ли мы хоть иногда задаваться вопросом:

Где, кроме рабочих условий фотографа, заказчик сможет увидеть итоговый облик (преимущества пиксельного файла) приобретенной фотографии?

Популярность пикселей временна и обусловлена ленью:

  • Фотографов. Хочется скорости, комфорта, отсутствия ответственности. А изучать технологии печати, особенности красок и передовые достижения в производстве бумаги — зачем? Дайте-ка я упакую флешку в коробочку ручной работы и назову это сервисом.
  • Производителей техники. Вспомним пленку. Многие фотографы отказывались (и продолжают) переходить на цифру и приводили веские аргументы компаниям. В ответ на это, чтобы оправдать дальнейшее производство цифровых фотокамер, они прекратили производство пленки. Тем самым они решили «обескровить» противоборствующую сторону и ждать, пока все перейдут на цифру и займутся приобретением (и периодическим обновлением) мониторов. И смысл жизни фотографа будет сокрыт в приобретении «свежей тушки», ведь у нее больше пикселей и это преимущество будет написано на экране, где-то в свойствах файлах.
  • Индустрии. Печать — сложный технологический процесс, для развития которого необходимы исследования, а это финансовые затраты. Но вот беда, бизнесу интересна только прибыль. Могу ошибаться, но кроме Fujifilm, в последние годы, мало кто занимается инновациями на деле, а в целом индустрия занята «накруткой рюшечек и бантиков».

Если подытожить сегодняшнее повествование, то хочется сказать, что истинная фотография – это не информация на экране, а отпечаток на стене, который не испытывает страха перед зарядом батарейки и случайным нажатием на кнопку… Но очень нуждается в технологическом прорыве, чтобы демонстрировать красоту фотографического мира без ограничений и традиционным способом, удобным для всех и вся, на планете Земля.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: