Третьего дня, невольно, стал свидетелем интересного диалога. Посетитель выставки разговаривал с кем-то по телефону и пытался для себя понять — нужна ему картина или нет. Дело не в сюжете и не в размере, «проблема» в стоимости. Да, общественности часто мерещится «кусающийся ценник» и начинается спор… Немножко смутившись тем, что пришлось услышать «пару» фраз, я решил пойти в другой зал и призадумался — где авторы ищут аргументы? Особенно фотографы. Давайте подумаем.

sovety-nachinayushhim-modelyam-logo

Вопросы ценообразования

Ими принято «затыкать рот» любого, кто скажет фотографу «почему так дорого?» Признаться, я очень редко стал обращаться к этим прописным истинам. То ли целевая аудитория подросла вместе со мной, то ли люди наконец-то начинают читать и способны самостоятельно понять очевидные вещи. В любом случае — спасибо!

Да, можно расценивать схему ценообразования для подсчета стоимости работы фотографа. Итоговой, частичной или «развлекательной» (надеюсь таким не балуетесь, не «фотографер»). Но все это привязано к фотосъемке. Как ни крути. А меня последнее время интересует вопрос стоимости штучной работы. Готовый оттиск утвержденного размера, отпечатанный по определенной технологии; хранящийся в должном виде и имеющий художественную ценность.

Задумавшись о продаже трех своих работ, я сразу решил:

  • никакого потока и копий.
  • никаких «технологий моды».
  • никаких шкурных интересов во главе угла.

Видимо поэтому, я всерьез задумался о диалоге в галерее. Но продолжим.

Не исключаю, что в ближайшее время эта статья будет дополнятся. Знания поступают регулярно. Беседы с художниками позволяют отходить от «шкурного» и «смотреть душой» на творчество.

Из чего же складывается стоимость фотографии

Детище художника

  • Картина для художника (а хороший фотограф подобен художнику, по восприятию мира и манере повествований) — это его детище. И поверьте, очень непросто расстаться с произведением, даже за достойное вознаграждение. Это как оторвать частичку себя, своей души. Ради других, во имя чего-то. Многие на это способны в нашем мире? И 1% не будет. То-то и оно…

Оригинальный сюжет

  • Рождение сюжета, зачастую, неподвластно автору. Когда «осенит» или благословит Бог — неизвестно. Мы можем лишь трудиться, ждать и быть начеку. Далее процесс проработки всех мелочей. Формируется общая концепция, композиция и цветовое исполнение. Нередко делаются эскизы, организуются пробы натуры. Задача автора — безошибочно подобрать компоненты, интересные только ему. Ведь фотограф должен влюбиться в то, что создает. Иначе в результате не будет одухотворенной фотографии и продавать можно лишь тираж, а не единственный экземпляр.

Мое личное мнение в этом вопросе:

Продать готов только ту фотографию, которую с удовольствием мог бы повесить у себя дома и не трогать до последнего дня жизни. А в последние минуты земного пребывания снял бы, передал приемнику со словами «храни и цени, потому что…»

Эмоциональный заряд

  • Достойная работа мастера всегда несет в своем повествовании глубинный эмоциональный заряд. Зачастую он раскручивается нашим разумом по мере прочтения, взросления личности. Раскрывается он и по мере роста зрительских навыков. Как и с какого расстояния смотреть на фотографию, к примеру. Всему виной процесс создания фотографии. В каком настроении пребывал автор, какие средства колорита использовал и о каком эмоциональном фоне заботился. Какую культурную жизнь вел и т. д.

Автор в фотографии

  • По многим работам можно понять, что из себя представляет автор. Кто он, как смотрит на мир. Насколько образован или талантлив. Творит ли он с душою или ремесла ради. Наверное, это обобщающий момент, который закладывается неосмысленно автором, но является определяющим фактором, который учитывается по прошествии лет.

Печать автором

  • Особую ценность приобретают работы, которые самолично печатал автор произведения. Величина надбавки может закружить голову, но стоит помнить, что не каждая технология производства фотографии предусматривает ручную печать.

Подлинник

  • Как в живописи, так и фотографии ценна уникальность. Единственный экземпляр. Покупатель готов отдать все только за подлинник, в этом есть своя ценность (о ней можем как-нибудь поговорить). Репродукции и прочие средства конвейерного обогащения резко сбивают цену, а порой и вовсе, могут оттолкнуть потенциального клиента от покупки произведения. Зачем фотография за баснословные деньги, когда копия будет встречать тебя на каждом шагу?

Мое личное мнение в этом вопросе:

Свои работы продам только в единственном экземпляре, с заверением в соответствующих документах.

Физический труд

  • Вот мы и подошли к привычному. Можно с калькулятором рассчитать весь бюджет, затрачиваемый на технические средства для создания фотографии. Стоимость, в рамках творчества автора, практически фиксированная и не имеет ценности. Это лишь довесок, покупается не фотография, а то, что она дает обладателю.

Изначально я не ставил целью говорить о цене, даже обсуждая стоимость итоговой фотографии. Я хотел пояснить, что цена и ценность — различны. Надеюсь эти мысли помогут кому-то перестать думать о «мыльных пузырях» сферы творчества и искусства. Статья будет периодически дополняться, на это уйдут годы. Хотя я никуда и не спешу. 🙂

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: