iz-chego-skladyvaetsya-stoimost-fotografii

Оценить собственную работу, если работаешь на заказчика, очень просто — ценообразование фотографа — традиционные рыночные отношения (продавец стремится вернуть свои затраты и получить прибыль, а покупатель — оправдать стоимость приобретения, получить выгоду от его использования) и цена отражает интересы всех участников рынка.

Традиционное ценообразование подразумевает, что цена напрямую зависит от качества или, в исключительных случаях, от стратегии автора, но если фотограф выйдет на арт-рынок, то там его ждет сюрприз: он далеко не законодатель, его аргументы никому не интересны и, если его заметят, то «обрадуют» — конечная стоимость зависит не столько от автора и его помощника, сколько от дилера, куратора, критиков и коллекционеров, которые «поддерживают» данное произведение, — неприятно, согласен, но если хочется продавать репродукции своих работ (в перспективе — найти поддержку меценатов), то придется отказаться от мифов и выучить кое-какие нюансы установки цен на произведения искусства.

Во что верим

Так сложилось, что большинство отечественных фотографов начинают свой творческий путь, и постигают азы ценообразования, во время работы на заказчика, — формируется пагубное, и в определенной мере — эгоцентричное, понимание оценки своего труда:

  1. Во сколько обошлась съемка (себестоимость отпечатка).
  2. Что заявил миру (эмоциональное содержание произведения).
  3. Ну и конечно же — имя / бренд (самодурство автора).

Поскольку есть время, рассмотрю эти «аргументы» более подробно:

  1. Бюджет на съемку, на самом-то деле, волнует только исполнителя. Заказчику главное в итоге получить то, что ему нужно, если возможно — бесплатно (если не получится, по минимальной рыночной стоимости).
  2. Покупателю безразличны эмоции автора. Искусство побуждает людей к размышлению и требует от зрителей энергичного умственного усилия, которое и доставляет им удовольствие (истина).
  3. Брендирование целесообразно для компаний (желательно — после смерти основателя) или среди представителей массовой культуры. (фотографу достаточно быть известным среди своей целевой аудитории.)

Ценообразование на арт-рынке игнорирует затратный метод и эгоцентризм автора — самое, в определенной мере, главное, что необходимо знать фотографу, перед выходом на арт-рынок.

И что на самом деле

Спрос на предметы изобразительного искусства подвержен сильным колебаниям, в основном — из-за причуд богатых коллекционеров, поведение которых непредсказуемо, поэтому никто, в том числе — самый порядочный дилер (интересно — есть ли такие), не называет реальных, по большому счету — максимально возможных цен; речь всегда идет об «оправданной» цене, — ее всегда называют после оценки предмета искусства и примечательно — после сравнения с другими, которые висят на той же стене (увы, но современные коллекционеры — это далеко не П. М. Третьяков или С. И. Мамонтов).

По большому счету, ценообразование на арт-рынке зависит от емкости рынка и концентрации на нем капитала — традиционный фондовый рынок, цены на котором непредсказуемы, хотя с главными аргументами, которые используют галеристы и арт-дилеры, все предельно ясно:

  1. Распиаренность автора. Цена на предметы искусства зависит от репутации автора — формируется искусственно, благодаря СМИ (важны и частота упоминаний и авторитет издания), авторитетным покупателям (в идеале — крупный коллекционер), выставкам, которые формируют галерейную историю автора (на основании показателей продаж за последние 3-5 и более лет).
  2. И спрос на его работы. Цены на произведения автора не должны снижаться, и лучше, если будут постоянно расти. Самое главное, на рынке искусства — иллюзия успеха. И, к сожалению, это условие обязательно для обоих рынков: первичного и вторичного, на котором публика мгновенно реагирует на снижение цен: «Автор вышел из моды? Пора искать нового дилера, раз он не умеет выбирать авторов!» — могут смолчать раз, но от повторного снижения цен спрос точно упадет (возможно — исчезнет, совсем).
  3. Способ продажи. Продажа через аукционные дома — максимальная ценовая надбавка и статус (потому что клиенты Christie’s или Sotheby’s приобретают качество, предметы роскоши, — входной билет в привилегированные слои общества). Но неизвестному —автору-новичку на первичном рынке — можно ориентироваться на локальных дилеров (помогут выстроить карьеру и цены на свои произведения), и по мере «взросления» — на брендовых дилеров.
  4. Творческий период. Развитие творчества любого автора нелинейно: подъемы и спады — публика любит более смелые работы (которые, зачастую, касаются раннего периода творчества), соответственно цены на эти произведения — выше.
  5. Сюжет. Также цена произведения искусства зависит от его роли в культурной жизни и новаторства автора: всегда ценятся пионеры новых направлений, которые отражают не только современное мышление, но и привносят новые приемы в сферу искусства.
  6. Тираж. Цена в мире фотографии тесно связана с тиражом (исключительная редкость и ценность — амбротипы и дагерротипы — максимальная цена). Стандартный тираж — от 8 до 15 работ, но решение о том, сколько копий печатать, принимает сам фотограф и он же контролирует появление новых принтов. По мере продажи отпечатков, цены на оставшиеся, естественно, растут. (Понятно, что фотография из тиража в 3 экземпляра будет дороже, чем фотография из тиража в 50 копий.)
  7. Авторская печать. Чем меньше времени прошло с момента съемки, тем выше цена, и чем больше размер отпечатка — тоже, но самый важный критерий — самостоятельная ручная печать автором (разумеется, речь про аналоговые технологии).

На первичном рынке, к сожалению, цена скорее порождает ценность самого произведения — нежели отражает его, к тому же цена определяется стараниями галеристов и дилеров — автор соглашается на условия и принимает участие, — символическая экономика.

Дополнено 10.01.2019

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: