kak-fotografu-otnositsya-k-slave

— У вас есть образование?

— Нет.

— Своя мастерская?

— Нет.

— А влиятельные знакомые и покровители?

— Их у меня тоже нет…

— А может наследство или проще — деньги?

— Нет… при рождении Бог даровал мне зрение, с годами я понял, что этого вполне достаточно, чтобы жить, радоваться, созидать.

/2015/

Работать по совести — поднимать глаза зрителя вверх, прочь от суеты и тлена, удовлетворять потребность человека в зрелищах, которые возвышают его душу, а не шокируют низменные и безобразные поползновения, которым многое потворствует в «настоящем» любого автора. Не получить награду за служение искусству — лишиться славы и почестей при жизни, покинуть сей мир неведомым мастером.

С материалистической точки зрения, такой взгляд на историю шокирует любого, кто хотел бы отдать все силы достижению какой-то ясной, правильной и в чем-то святой цели; делать все и желать взаимности от общества, чтобы последующие поколения унаследовали, приумножили и оценили доброе, а не столкнулись с привычным, в истории нашего народа: «Ломай! Круши! Еще построим!»

Служить искусству необходимо с пониманием того, что никто и ничего не унаследует, навряд ли с уважением отнесется к памяти предшественника и его заслугам, умению стерпеть в свой адрес презрение. Как и жизнь, творчество ведет автора к мысли, что на Земле справедливости нет, к миропониманию, что не нужно искать славы мира сего: время вычеркивает имена, рано или поздно мастер уходит из памяти людей и это нормально.

Как воспринимать известность

Конечно, прославление и признание — не одно и тоже. В нашем обществе отсутствует шкала объективной оценки: нравится творчество — назовем автора гением, не нравится — сбросим на его главу камень, назовем «никем». Оценка «хорошо» и его градации — не про нас. Найти своего зрителя — получить шанс, для человека, которого недооценили и лишили надежды на признание заслуг перед обществом; найти своего зрителя — получить возможность, подарок времени — новую жизнь; найти своего зрителя — вовремя осознать, что твое творчество еще кому-то нужно и ты можешь полностью раскрыть свой потенциал; найти своего зрителя — решить проблему недооценки личности, обрести возможность отстаивать свою точку зрения, быть услышанным в обществе, где мудрые мысли может сказать дворник, но услышат только самодура, который скажет угодное, и его мигом разберут на цитаты.

Известность — признание узким кругом лиц, привилегия, награда и возможность для автора, как мастера, остаться свободным, независимым и не выбивать высшей ступени искусства из-под своих ног — свободы самовыражения; утратив которую, придется делать всем понятные фотографии, работать на публику и обслуживать ее капризы, стать шутом.

Как относиться к славе

Признание тесно связано с достижениями, иногда — наградами. Приобрести известность — трудно, но проще, чем ее удержать, найти своего зрителя. Потребуется стать сильной мудрой личностью, а это череда испытаний, исключение возможности служить собственному Я; над собой возрастание, а не словом человеческим, которое держится на идеологии и моде, иногда — политике. Быть не таким как все, получить клеймо изгоя — не страшно, лучше, чем искать славу мира сего, благодаря которой сегодня твоим именем назовут улицу или дом, а «завтра» прикажут убрать со страниц истории, облить дерьмом в СМИ и всевозможных шоу.

Воспринимать славу скромно, равнодушно, — понимать, что все внешнее предопределено на служение человеку, чтобы через временное он познал вечное, через смертное — бессмертное.

Преждевременно уйти в небытие для мира сего, но обрести своего зрителя — мудро, пойти в ином направлении — стяжать внешние временные блага: богатство и власть, любовь массы и славу миру сего — уподобиться сыну, который однажды получил в наследство от своего отца много золота, но растранжирил его, покупая пепел

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: