Денег нет и не будет. Пока вы боитесь оставить зону комфорта.

Экономика ряда стран СНГ переживает не лучшие времена: политические противоречия, военные конфликты, протестные движения, замедление темпов роста. На этом фоне лихорадка курса национальных валют воспринимается как должное и не беспокоит население. Такова особенность нашего менталитета — ждать пока петух не клюнет.

Эта статья не понравится тем, кто живет миром иллюзий. Кто боится принимать решения самостоятельно, порой ошибаться и быть преданным выбранной профессии.

Понимание кризиса.

Kak-fotografu-perezhit-krizis-rastem-i-zarabatyvaem-v-slozhnoj-ekonomicheskoj-situacii-001

В прошедшем 2015м году организованно большое количество курсов и МК на тему кризиса. Каждый спикер рассказывал как все плохо и «раздавал хорошо-таблетки», чтобы аудитория оставалась платежеспособной к моменту проведения следующего семинара. Цикличность, закабаление, принцип рыбы-прилипалы (пока живет акула и рыбка будет сыта).

Аналитики старательно формируют наше с вами представление о кризисе:

Финансовый кризис отразился на доходной части экономики страны. Как следствие — падение доходов населения и низкая платежеспособность общества в целом. Поскольку фотографии нет в списке жизненно важных лекарств и продуктов — на нее не тратятся. Фотографы затягивайте пояса.

Подобными репликами фотографа приучают слушать советы экономистов, маркетологов и прочих сторонних наблюдателей. А главное — вовремя ходить на всевозможные курсы и приносить денежку, в обмен на «ценный» совет. Беда (для фотографа) в том, что оценить полезность указаний невозможно, особенно сейчас, пока мы и наши заказчики «живем на финансовой подушке», сформированной в стабильные годы.

Если говорить прямо, то никакой пик мы еще не видели и самое интересное ждет впереди. На момент написания статьи, финансовый кризис ошивается в районе околицы и мелко пакостит.

Если в работе авто сбои — загляните под капот. На худой конец — в инструкцию.

В студенческие годы для нас, «за каким-то дедом», читали курс по микро- и макроэкономике. Тогда я сетовал, что студента отрывают от профилирующих предметов и забивают голову гуманитарной ересью. Но с годами, я все чаще благодарен за «нелепые» основы в инженерной голове.

По рекомендации лектора, вне образовательной программы, некоторые из нас читали «Капитал» Карла Маркса. Эту книжицу я рекомендую к прочтению и сегодня. По заверению многих экономистов (разумеется, не современных), лауреатов Нобелевской премии, политических деятелей, философов и историков, Маркс был великим знатоком природы капиталистической системы и его труды актуальны по сей день.

В 2008 году, когда «стартанул» мировой экономический кризис нам умолчали о его искусственной природе. Вспомните с какой скоростью крупные корпорации скупали перспективные проекты, своих потенциальных конкурентов.

Если обозначить реальную проблему максимально коротко, то:

Микрозкризисы — регулярны и цикличны, зачастую создаются искусственно. Но они тесно связаны (если строить синусоиду) с макрокризисами (так же цикличны и предсказуемы, но естественны), которые глобальны и представляют серьезную опасность для экономик мира. Макрокризис еще называют — кризисом перепроизводства.

И причем тут фотограф?

Последнее десятилетие фотография усердно стремилась заявить о себе в сфере экономики. Добровольно отказалась от искусства (в своем большинстве), назвалась бизнесом и тесно подружилась с сферой услуг, оттолкнув в сторону морали творчества, основы искусства.

Легкие деньги, получаемые за протокольную фиксацию производимых товаров, вскружили голову и «подсадили на рекламную иглу».

Отныне мечта фотографа — легкая жизнь, основанная на пиаре, контексте, агентах и контракте с конторой, производящей тряпочки/колечки/прочие товары потребления.

Иными словами — фотография, как и жизнь фотографа, стала зависима от индустрии потребления.

Поддавшись легкомыслию в контакте с партнером, фотография подхватила для себя опасные экономические болезни и стала товаром, услугой на время. Забыт смысл инвестиций, ценностей и культуры.

В такой ситуации на фотографию малозаметное влияние оказывают разговоры об искусственных кризисах. Пока идет передел рынка — у фотографа всегда будет работа (заказы от лидеров, их сотрудников, поклонников). Технический прогресс, и равноценный уровень потребления, помогает держаться на плаву и фотографу, обеспечивая его притоком контрактов, заказами на протокольную фиксацию производимых товаров, развлечение и досуг уставших тружеников индустрии.

Но в ожидании (или при наступлении) кризиса перепроизводства, когда люди понимают что не нужно менять каждые полгода свои авто/ дома/ телефоны и прочие гаджеты/ оборудование и лишают производство притока капитала (обескровливают его), фотография попадает под раздачу — становится никому не нужной, под нее не планируется бюджет (наступили условия жесткой экономии).

Конечно, многим подобные мысли покажутся странными, ведь «единственным» врагом фотографа по прежнему считают демпинг. Дело ваше, а я продолжу.

Раздвоение. Нам куда?

Сложная экономическая ситуация усиливает расслоение в обществе, «разбег» между доходами малоимущих и обеспеченных. Реальность такова, что те, кто беден — становятся беднее, а богатые — приумножают капитал.

Надеюсь вы заметили январскую новость о финансовом состоянии 62 человек нашей планеты, которым принадлежит половина богатства Земли. Согласно докладу, они резко увеличили свои состояния за последние 12 месяцев. А начиная с 2010 года их капиталы выросли на 44%, в то же время финансы менее обеспеченных сократились на 41%.

Если фотограф вовремя проведет аналогию, то ему хватит времени на принятие решений и корректировку личного курса.

Кустари и ремесленники.

Среди фотографов растет расслоение и оно будет только усиливаться. Но к досаде многих, оно опирается не на финансы, а умение работать в своей профессии.

Забытые реплики о кустарном производстве становятся актуальны и характеризуют работу очень и очень многих. Работа в «тяп-ляп» режиме, побыстрее и побольше, да деньги вперед и никаких слов о качестве.

Как противовес, выступает иной лагерь — ремесленников. Тех, кто любит свою профессию и просыпается с мыслями сделать ее, и окружающий мир, лучше. Ежедневное развитие, рост, совершенствование.

В условиях кризиса работы хватит обеим сторонам, но финансовая обеспеченность будет варьироваться.

Пока доминирует искусственная составляющая кризиса — весельем переполнен дом кустаря и деньги льются рекой. Ведь никогда не переведутся те, кто хочет всего и сразу, подешевле и побольше. Когда не получается видеть разницу и нет смысла платить больше. Ремесленнику тоже сетовать не на что, своя ЦА не даст скучать и работой мастер обеспечен. На хлеб есть и слава Богу.

Но при наступлении реального кризиса и падения платежеспособности основной части населения все резко изменится. ЦА кустаря займется паникой, истерией и какая там фотография… Нужно деньги спасать, кого-то слушать и покупать что-то ненужное, чтобы его продать (как говорил Дядя Федор из всем известного мультфильма). А вот ремесленник будет при деле. Его аудитория или не пострадает, или ощутит финансовые проблемы в меньшей степени.

Отдельным пунктом, прошу учесть, и навыки грамотных людей в вопросах долгосрочного планирования, инвестиции и сохранения капитала. Они оценивают (и приобретают) фотографию не потехи ради, а как добротное средство для вложения денег. Для последующих поколений, вариантов перепродажи и т. д.

О причинах покупки штучных работ я писал в отдельной статье, рекомендую почитать о смысле приобретения дорогой фотографии.

В выборе отношения к профессии, фотографу стоит помнить простую мораль:

Фотография опирающаяся на стоимость — временный продукт, который, зачастую не имеет ценности даже в момент создания. Фотография создаваемая ради ценности (художественной, эпохи, социума), всегда будет ее приумножать и обеспечивать своей стоимостью жизнь автора, индустрии, обладателя.

— Автор самодур и навязывает свое мнение! — доносится от очередного читателя. Не спешите судить, я поясню.

По заверению многих, 21 век — эпоха визуалов. Соглашусь, т. к. аргументами для опровержения не обладаю.

Последние пару-тройку лет, ценообразование фотографа стало опираться на самопровозглашенный аргумент — продажа эмоции. Затраты на поддержание и развитие тренда окупаются и привлекают зевак. Количество последователей растет в геометрической прогрессии, но давайте подумаем о долгосрочности и разумности, особенно в реалиях кризиса.

Яркими представителями продажи эмоций являются юмористы. А теперь оглянитесь. Кто из них актуален хотя бы 10 лет? А кто создал что-то ценное? Да, на задворках еще слышна возня «клабов» и прочей мишуры, но это благодаря самопиару, искусственному стремлению поддерживать равнодушную аудиторию. Сколько не раздувай мыльный пузырь, а он все равно лопнет.

Есть старая индейская поговорка:

«Лошадь сдохла — слезь».

Эмоция — один из инструментов в работе фотографа и продавать его вместо итогового продукта (фотографии) — обман заказчика, покупателя. Мошенничество, если быть точным.

Такие аферы простительны в сытые времена (когда заказчик менее бдителен и не стремится нервничать по пустякам), но с приходом кризиса вы под ударом и стоит думать иначе, учиться работать и оперировать разумом. Ведь не зря он дан человеку и выделяет его среди звериного царства, в котором то и живут эмоцией.

Аналитика, или почему фотографу выгодно думать.

С началом падения продаж, фотографу бросили «спасательный круг», умолчав «о медвежьей услуге». Имя сему закабалению — контекст. Отныне фотографу предлагают заниматься рекламными кампаниями на просторах социальных сетей и иных площадках. Разумеется, это требует времени и тут же появились «добрые души», стремящиеся помочь (за кругленькую сумму).

Очередная рыба-прилипала.

В итоге фотограф обязан серьезно увеличить свои доходы, чтобы обеспечить затраты на рекламу и содержание еще одного дармоеда. А это лишние рабочие часы, нагрузка, порой выполнение неинтересных заказов и рутина, которая временно держит на плаву и отнимает время на творчество и его развитие.

Как итог: прямая выгода для создателей и кабала, возможная стагнация (а это опасно в условиях кризиса) для фотографа.

Контекст — хороший инструмент, по своей задумке, но на практике — игра в одни ворота. Выгода владельцу площадки и опасные затраты для фотографа.

На фоне протянутых рук со стороны, я предлагаю фотографам демонстративно отвернуться и начать думать, анализировать. Стать ремесленниками, «переключить тумблер с режима пиастров на развитие».

Раз и навсегда понять, что микрокризисы не представляют смертельной угрозы, а вот «старшего брата», макро-, стоит уважать и расценивать его намерения с максимальной серьезностью и вниманием.

Когда наступает кризис, на исследования нет времени. Перспектива скорой смерти быстро заставляет сосредоточиться. — Ли Якокка

Отсюда и подготовка к возможным развитиям сценария.

Как фотографу пережить кризис.

Kak-fotografu-perezhit-krizis-rastem-i-zarabatyvaem-v-slozhnoj-ekonomicheskoj-situacii-002

1 — Анализировать.

Стоит начинать с трудов предшественников. Садиться за парту и читать мемуары, к примеру, Наппельбаума. Акцентировать свое внимание на том, как автор пережил годы революции. О чем думал, что снимал. Как не потерял востребованность и интерес к своему творчеству со стороны сильных мира сего.

Как это не странно, но полезно почитать труды Федора Шаляпина. Большая часть его жизни — личный финансовый кризис. Он подробно рассказывает о жизни культурной части населения в условиях страшной революции. Как выступал при свисте пуль, что зарабатывал и чем должен дышать человек искусства в тяжелые годы.

Разумеется, данные авторы не икона для современного фотографа и вы можете анализировать биографии иных личностей, я лишь указал наиболее близкие к Русскому Духу.

Кроме того, необходимо приучить себя к непрерывному анализу окружающего мира. Забыть об иллюзиях, комфорте. Вспомнить о мире, в котором мы живем и не отрываться от него. Быть в курсе: куда движутся котировки, как это сказывается на ЦА, какие последствия возможны для творчества и где то дно, которое опасно для погружения.

2 — Оценка.

Проблема большинства авторов — неумение (или нежелание) донести ценность своего творчества. В условиях глобального перераспределения ресурсов, необходимо иметь сформированный и веский облик в глазах своего зрителя. ЦА должна точно понимать: ценны ли ваши труды и будет ли от них выгода (в условиях сбережения это правило №1) в дальнейшем, потеряет ли заказчик финансы при инвестиции в фотографию.

Дарить эмоции и обслуживать потребности в фотографии это конечно хорошо, но нагляден принцип «сегодняшнего дня».

Для анализа перспективы не забываем смотреть на пару шагов вперед, в рамках окружающего мира:

Последние заявления (и патенты) ПС говорят о скором внедрении ИИ в сферу СМИ, для автоматической генерации новостей. Исчезнет штат сотрудников, во главе с редактором и это хорошая оптимизация для всех, кроме попавших под сокращение…

Если планируете и дальше оказывать услугу, то поглядывайте на угрозу вытеснения оптимизацией и возможность падения спроса по завершении сытых лет.

3 — Активы и пассивы.

Если дать человеку рыбу — он будет сыт один день. А если дать удочку —
он будет сыт всю оставшуюся жизнь.

Вопрос здравого смысла. Еще на подступах кризиса необходимо заняться распределением имущества (даже возможного) на активы и пассивы, отказаться от необоснованных затрат.

К примеру:

Фотостудия — актив, но при условии, что она действует давно и вы окупили затраты на ее открытие. Актив, приносящий стабильный и прогнозируемый доход. Обеспечивает вас работой и является частью бизнеса.

Фотостудия — пассив, если вы планируете открытие в кризис. Пассив, если в разгар финансовой нестабильности вам придется вкладывать капитал на ее открытие, развитие, прохождение кругов бюрократии. В такой ситуации — пассив, т. к. первые 4-6 месяцев вы будете терять деньги. В условиях финансового кризиса такие авантюры опасны.

Или:

Оборудование — пассив, если вы решились на приобретение, с целью сохранения капитала. Еще до выхода из магазина вы теряете 10-30% стоимости.

Оборудование — актив, если новая камера/ объектив/ комплект света приобретаются для необходимой работы или сдаются в аренду, приносят доход.

Аналогично применяется и на НЕ профессиональные аспекты:

Золото — надежное средство сбережения и приумножения (в долгосрочной перспективе) капитала, но при условии покупки слитка и хранения в банковской ячейке. А вот ювелирные украшения — потеря денег, т. к. продажа на лом всегда убыточна…

Проведите самостоятельный анализ своего имущества на активы и пассивы, избавьтесь от балласта. Сложные экономические условия необходимо пройти с минимальными затратами.

4 — «Тихая гавань», финансы.

В условиях финансового кризиса, важно умение переждать. Выбрать для себя наиболее удобные (надежные и стабильные) жанры, площадки, регионы, а то и страны.

Задача проста — скорректировать свои ежедневные/ еженедельные/ ежемесячные расходы, перейти в режим финансового сбережения, акцентировать все силы на продвижении и росте, борьбе в сложных условиях.

Если для этого требуется смена региона/страны проживания — подготовьтесь заранее. У вас должна быть крыша над головой, стабильная работа (на длительную перспективу) и минимальные затраты на «адаптацию» (разбег в курсах валют, переводчики, ассистенты, лицензии и т. д.).

5 — «Социальные лифты», ошибки.

Кризис — хорошая штука, НО, для любителей нестандартно мыслить и рисковать. В условиях перераспределения капитала, активно работают социальные лифты. Может оказаться, что вчерашний стартап, над которым смеялись старожилы — завладел рынком, а компании, пировавшие в хорошие времена, разорились.

Вспоминается Давид и Голиаф.

В ошибках виноват не кризис, а каждый, кому не хочется изменить свое отношение к деньгам.

Нас многому учат поражения, а не победы.

Занимаясь планированием своего будущего, фотографу не удастся избежать ошибок. Поэтому крайне важно научиться их объективно воспринимать, классифицировать (для удобства) и делать выводы.

Классификация ошибок:

Осознанный риск.
  • Эксперимент с постановкой цели, прогнозами. Опыт, даже в случае отрицательного результата.
Неосознанный риск.
  • Эксперимент без цели, авантюра. Трата времени, ресурсов.
Бытовые ошибки.
  • Неизбежные ошибки. Возникают случайно, от вас требуется быстрота реакции и принятие мер для исключения возможности повторения.
Грабли.
  • Тяжелая ошибка. Тянет на дно бизнес и творческий рост. Крайне опасно увлечение «граблями» в кризисных условиях.

6 — Экспертность, коллеги.

Кризис для фотографа — это не просто падение спроса на фотографию, уменьшение интереса людей к творчеству и ограничение финансов. Прежде всего, кризис — обострение борьбы за выживание, которая всегда присуща человеку и не зависит от развитости эпохи.

В отношениях с камрадами, фотограф не сильно выделяется в рамках современного общества. Многим свойственно потребительское отношение к коллегам по цеху и поиски выгоды для себя. Это прискорбно, но прогрессирует и надо говорить как есть, а не называть это повышением экспертности за чужой счет.

В сложные экономические времена, сообщества фотографов перестраиваются, консолидируются для повышения шансов на выживание. Обмениваются знаниями, помогают с выполнением работы, пониманием возможных векторов развития. Это неосознанная, врожденная особенность человека — объединяться, когда затрудняется выживание в одиночку.

В таких условиях необходимо посмотреть на себя. Способны ли вы что-то безвозмездно отдавать, жить ради других и общего блага. Быть коллегой для других. Или же вы «эксперт», которому интересно говорить при условии ежесекундной отплаты рабочего времени.

7 — Заработок, инвестиции.

Финансовый кризис полезен для фотографа. Он обнажает имеющиеся проблемы. Да, тычет носом и это неприятно для самолюбия многих, но стоит отдать должное — сказать спасибо кризису.

Не будь его и фотограф продолжит обесценивать фотографию, уничтожать культуру своего народа и калечить умы сограждан.

Профессия фотографа оказывает прямое воздействие на общество и об этой ответственности следует помнить всегда и воспитывать свое отношение к личному заработку. Куда инвестировать чистую прибыль, на поездку в теплые страны или оборудование? А может поучиться? Хотя нет, я же «большой мальчик» и все знаю, чему меня могут научить другие, особенно те, кто зарабатывает меньше?

Могу ошибаться, но в условиях кризиса фотограф должен воспринимать свой заработок иначе. Теперь это не оплата его рабочего времени, сопутствующих затрат, а средства. Ресурсы, которые помогут прожить ближайшее время. Ресурсы, необходимые для инвестиции не в развитие (средствами маркетинга), а в знания, которые и приведут к прогрессу. Ресурсы, которые помогут пережить тяжелые времена.

Заключение:

Кризис меняет мир, выводит его на новый виток развития, попутно обнажая проблемы общества и ремесел. Остаются в прошлом легкие времена, веселье и бессмысленные траты, периоды стагнации и наивные мысли о собственной значимости.

Вокруг нас все обесценивается: валюта, богатство, некогда авторитетные мнения/ эксперты/ компании/ и т. д.

В таких условиях единственная опора для фотограф — собственный ум.

Да, мы не знаем дороги, которая поможет пройти с минимальными потерями и риском для собственно творчества, но ясно одно — рецепт выживания в кризис сводится к умению представить профессию фотографа в мире, пережившим конфликт интересов и финансовой нестабильности. Представить свое место там, где можно и не оказаться, побоявшись выйти на старт.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Как справиться с волнением перед камерой? Совсем недавно мы разобрали основные причины страха, который появляется у людей перед объективом фотоаппарата. Многие читатели задумались […]
  • Как подготовиться к фотосессии love-story? За годы съемки love-story, я заметил один вопрос, который объединяет почти все пары – как подготовиться? После длительных размышлений, […]
  • Как выбрать фотографа? Сталкиваясь с необходимостью получить качественные фотографии, человек обращается к фотографу. Профессия эта творческая, с рядом […]