Кто-то прогнулся, кто-то согнулся, но проблему не решили — кризис продолжается и надо что-то в жизни своей менять.

/2016/

Экономика стран СНГ переживает не лучшие времена. Политические противоречия, военные конфликты, протестные движения, замедление темпов роста — на этом фоне лихорадка курса национальных валют воспринимается как должное и не беспокоит население. Возможно, наш менталитет, точнее его особенность — «ждать пока петух не клюнет», — исключил панику (в обществе, среди самых незащищенных слоев населения), но пора бы уже признать — кризис, на который обратили наше внимание в 2008 году, спровоцирован крупными корпорациями, от решений которых зависит судьба множества стран.

«Капитал» — главный труд Карла Маркса, после изучения которого, понимаешь, что в основе нашего кризиса — стремление корпораций скупить, по дешевке: потенциальных конкурентов и перспективные проекты, которые могут представлять угрозу интересам крупных игроков (в будущем, естественно). Миром давно правят монополии и рукотворный кризис — это один, и быть может — самый безобидный, инструмент, с помощью которого перераспределяются все ресурсы, в том числе — власть и деньги. Но искусственный кризис — не реальный кризис, на который я хочу обратить внимание читателей этой заметки.

Оглавление

  • Что происходит
  • Кто в этом виноват
  • Как фотографу пережить экономический кризис
    • Во что инвестировать
    • Как привлекать клиентов
    • Какие эксперименты проводить, чтобы не погибнуть
  • Вместо заключения

kak-fotografu-perezhit-krizis-rastem-i-zarabatyvaem-v-slozhnoj-ekonomicheskoj-situacii-001

Что происходит

Кризис, в буквальном переводе с древнегреческого — переворот, перелом, поворотный пункт, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся бесполезными или неадекватными, и как результат — непредсказуемые ситуации. Кризис — это не только (в более широком понимании — не столько) экономика; кризис переживает любая система: хоть экономическая и политическая, так производственная и личностная (отдельный человек). Нет фиксированной длительности кризиса (любые публичные заявления — самопиар) и природы, что понимаешь, опять же, после прочтения труда Маркса:

Микрозкризисы — регулярны и цикличны, зачастую создаются искусственно. Но они тесно связаны (если строить синусоиду) с макрокризисами (так же цикличны и предсказуемы, но естественны), которые глобальны и представляют серьезную опасность для экономик мира. Макрокризис еще называют — кризисом перепроизводства.

Если говорить прямо, то никакой «пик» мы еще не видели. Публичные заявления: «Ура, наша экономика стабилизировалась, после спада, вызванного внешними силами!» — манипуляции: вниманием, потребительским спросом и настроением общества, и самое интересное нас ждет впереди: закончится череда искусственных кризисов, перераспределятся богатства мира сего, в очередной раз, долгосрочные финансовые обязательства — кредиты — оставят без денег (и это логично) производство, упадут реальные доходы населения, следом — спрос, как итог — безработица, обнищание трудоспособного населения.

«И причем тут фотограф?» — своевременный вопрос.

Основа стабильности фотографа — средний класс, который формируется в сытые годы, и так быстро исчезает, если нарушен экономический баланс. Крах стабильности — одна из причин, по которой Генри Форд, рекомендую к прочтению его книгу, не брал кредиты (с его слов). Но сейчас кредитами стимулируют спрос на товары с высокой стоимостью; никого не пугает тот, очевидный, факт, что разовый финансовый толчок приведет экономику к коллапсу в будущем (и хорошая кредитная история — это не то, чему должно радоваться гос-во, если оно хочет от своих граждан покупательской активности, а не платежеспособности по кредиту).

Кредитный бум, вопреки радости государства, обогатил банки и лишил денежных потоков, не все, но многие традиционные сферы бизнеса. Кредитная история, платежеспособность — это то, ради чего люди ведут свой бюджет по четырем основным позициям: социальные платежи, еда, выплаты по кредиту, развлечения — алкоголь; все остальные сферы оставлены на втором плане: потом… может быть, с большой распродажи, или если найдем очень дешево; нравится нам или нет, но привычка — брать в кредит — привела к тому, что половину (а то и большую часть) семейного бюджета занимает банк. Легко подсчитать — на каком плане фотография.

Настоящий экономический кризис впереди, как и падение спроса на фотографию.

kak-fotografu-perezhit-krizis-rastem-i-zarabatyvaem-v-slozhnoj-ekonomicheskoj-situacii-002

Кто в этом виноват

В январе этого года, некоторые СМИ рассказали нам о том, что:

За последние 12 месяцев, финансовое состояние 62 человек, которым принадлежит половина богатств Земли, резко увеличилось; а начиная с 2010 года, их капиталы выросли на 44%, в то же время, финансовое состояние менее обеспеченных — сократилось на 41%.

Статистика, не более. Но именно она показывает: как перераспределяются ресурсы, почему и кому выгоден искусственный кризис — крах стабильности, и почему нельзя избежать выбора — приумножить, за счет ближнего, свое состояние, или наоборот — лишиться власти и денег, положения в обществе. Кризис приведет к стагнации, к перепроизводству и обнищанию всех, кто окажется внизу, и фотограф, если он хочет выжить, должен вовремя понять, что:

  • Сложная экономическая ситуация усиливает расслоение в обществе; и богатые станут богаче, но их количество не изменится. Их потребность в фотографии не вырастет, но активность менее обеспеченных снизится, поскольку они будут обслуживать кредиты, банки, — любую возможность удержать свой общественный статус (дорогой телефон, авто, дом и прочее). Рынок сожмется, конкуренция вырастет!
  • Падение спроса на фотографию — очевидное следствие перераспределения финансов и власти, потому-что переливание бюджета, из кармана рабочих, в руки капиталистов, приводит к снижению реальных доходов населения и покупательской активности, без которой производство ждет стагнация, общество — депрессия (вспомните Америку, и ее 30е годы 20 века). Есть потребность, но нет денег — упадет спрос!

Главная цель — не прибыль, а оптимизация производства, с целью снижения издержек, роста благосостояния. Кризис — время, чтобы снизить затраты, освоить новые технологии, пойти в сторону оптимизации всего, что может повысить реальные доходы рабочего класса и как итог — рост экономики. Это понимал Генри Форд, капиталист, но мудрый, с которым боролись, не боялись судиться, другие капиталисты, все мысли которых были устремлены к созданию авто — статусной вещички, доступной узкому слою населения… что тут скажешь… повторяем их ошибки и не сможем избежать их последствий. Увы.

kak-fotografu-perezhit-krizis-rastem-i-zarabatyvaem-v-slozhnoj-ekonomicheskoj-situacii-003

Как фотографу пережить экономический кризис

Аналитики старательно формируют наше представление о кризисе:

Сложная экономическая ситуация привела к падению реальных доходов населения и низкой платежеспособности. Поскольку фотографии нет в списке жизненно важных лекарств или продуктов — фотографы, затягивайте пояса!

Благодарю за честность, но сценарий — ждать — меня не устраивает, потому-что сейчас наш клиент, и мы сами, «живем на финансовой подушке», сформированной в стабильные годы. И, думаю будет правильно, если вовремя задать себе вопросы:

чтобы найти ответы, провести эксперименты, собрать статистику, скорректировать свой труд, образ жизни. Базовые вопросы рассматривал ранее, в 4 заметках, указанных выше; в этой же, рассмотрю другие моменты, которые повышают шансы фотографа на выживание.

Во что инвестировать

Конечно, свободные финансы — соблазн:

  • Может инвестировать в пассивные источники дохода?
  • Открыть фотостудию, чтобы снизить издержки?
  • Вложиться в фототехнику?

С одной стороны — это неплохо, деньги, как нам думается, будут целее, но если задуматься и немного почитать, то становится понятным, что золото, как инструмент инвестирования, — в прошлом; акции — большие риски, непредсказуемость рынка в условиях кризиса; студия для себя — источник расходов, а студия, как бизнес, — неразумно, во время кризиса — падения и отсутствия контроля спроса на локальном рынке; покупка фототехники — рост издержек, без которых, как мне думается, можно обойтись (снимал ранее, всего хватало — снимай дальше).

«Во что же тогда инвестировать?» Мой совет — образование, потому-что поток клиентов, как говорилось выше, не увеличится, возможно — наоборот, а это свободное время, которое, хоть и не хочется, но лучше потратить на приобретение навыков: обработки фотографий (мало ли) и печати (аналогично), интернет-маркетинга, HTML и CSS (пригодится в будущем), ну и всех фото-дел: работа со светом, цветом и т. д. Приобретенные навыки помогут снизить издержки: убрать зависимость от сторонних специалистов, повысить эффективность труда (переговоры, согласования — воры времени), снизить стоимость привлечения и удержания клиента, выйти на повышенную доходность от каждого заказа.

Если не хватает денег на персональное обучение, то небольшие суммы лучше вкладывать в книги — быстро окупится.

Как привлекать клиентов

Рекламных каналов много, как в интернете, так и за его пределами, но доходность от каждого — величина непостоянная, говорилось ранее. Что же делать? На мой взгляд, в кризис, автор и его команда (если командная работа) должны найти ответ на вопрос:

Как донести ценность своей фотографии до заказчика?

Именно до заказчика, целевой аудитории, а не зрителей, или тех, кто ставит лайки, хвалит и т. д.; будет потребность — купят, не будет ее — ответ ясен. Ищите свои слова, методы, формы и подходы, но прежде — составьте потрет своей целевой аудитории (ЦА).

Какие эксперименты проводить, чтобы не погибнуть

Кризис — это время, когда нужно больше читать, считать, анализировать; привычные методы и стандарты могут оказаться бесполезными, и это нормально. Нормально и то, что фотографу необходимо искать новые решения, а это эксперименты, риски. Но как верно подметил Уолли Бок:

«Идеи, которые почти наверняка сработают, черпаются из передовой практики своей отрасли. Но революционные идеи часто приходят извне, из другого бизнеса, который рутинно решает проблемы, новые для вас».

Не стесняйтесь заимствовать хорошие идеи у других ремесленников, компаний или команд; и не удивляйтесь совету — в мире есть ответы на все наши вопросы, главное — это правильно, и своевременно, их задавать. Например:

  • В быту. Учет доходов, контроль расходов, увеличение фактического дохода, снижение издержек — этому можно научиться из книги Генри Форда; да, без цифр, пошаговых и иллюстрированных инструкций, но там дан метод — примените, подстройте под себя.
  • В творчестве. Найти свой жанр и клиента, за пределами локального рынка, — этим, к сожалению, не все делятся, но вот Игорь Сахаров, рекламный фотограф из Питера, — кладезь информации, достаточно изучить его биографию и профессиональное кредо.

Идея — знание.

Опыт — действие.

Жизнь фотографа — творчество, без отрыва от реальной жизни. Не бойтесь экспериментов и, быть может, финансовый кризис — это лучшее ваше время, когда действительно можно чего-то достичь.

kak-fotografu-perezhit-krizis-rastem-i-zarabatyvaem-v-slozhnoj-ekonomicheskoj-situacii-004

Вместо заключения

Когда наступает кризис, на исследования нет времени. Перспектива скорой смерти быстро заставляет сосредоточиться.

/Ли Якокка/

Кризис перепроизводства изменит существующий мир: останутся в прошлом легкие времена, бессмысленные траты и мысли о собственной значимости. Мы увидим реальные проблемы, в обществе и ремеслах, и должны будем их решить самостоятельно, потому-что экономическая нестабильность, к тому времени, обесценит валюту и экспертные мнения лидеров индустрии, которые зарабатывают на искусственных кризисах, и не понимают, что будет завтра.

В таких условиях, единственная опора фотографа — собственный ум; необходимо расставить приоритеты в делах. Определиться с тем, что развивать, а что оставить в прошлом, что делать ежедневно, а что сделать раз и забыть, чтобы сэкономить время — самый ценный ресурс. Нет единого метода — как пережить кризис, но можно найти свою дорогу, чтобы свести потери, и риски, к минимуму.

P. S.

Полезные вопросы, для ежегодного самоконтроля:

  • Повлиял ли кризис на профессиональную деятельность? Если да, то как?
  • Что было предпринято, чтобы выровнять положение дел? Какие меры оказались эффективными, а какие нет?
  • Что планируется сделать для будущего роста?
  • Есть ли положительные моменты от кризиса?

Дополнено 25.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: