Начало истории — первые пару недель ноября 2015. Внезапная болезнь, масса свободного времени и вот, сам того не замечая, я оказался во власти лени.

Лень и творчество.

Настроение ухудшилось, вдохновение исчезло, творческая составляющая фотографа чинила бунт, но безрезультатно — я полюбил диван.

В ситуацию вмешался учитель и, отвесив подзатыльников, научил высматривать лень во всех делах, которые сопровождают день творческого человека. Получилось примерно так:

  • Отсутствие планирования рабочего графика: в течении дня, недели, года и т. д.
  • Хаотичный образовательный план, касание мотивации.
  • Спонтанные проверки почты и визиты в социальные сети.
  • Акцент внимания на болезни, а не свободном времени.
  • Наличие ежедневных желаний, а не каждодневных шагов по направлению к цели.
  • Отсутствие системы личных штрафов и поощрений.
  • Привычка «завтра».

Лень — «хитрый зверек». И в моем случае она пряталась в недостатке трудолюбия, прикрываясь естественной потребностью в отдыхе, ежедневном обещании что-то изменить.

Победить лень, или с чего все началось.

poborot-len-1

Лень сильна и всегда рядом — прописная истина, как и — лень искореняется трудолюбием, усердием и дисциплиной. Но эти знания не мешают лени торжествовать, манипулировать жизнью человека.

В качестве первого шага, я задумался о планировании, и занялся группировкой своих действий по дням:

  • Съемочный день. Внимание заказчику и коллегам, которые участвуют в проекте.
  • Технический день. Обработка фотографий или работа над блогом. Подготовка проектов.
  • Образовательный день. Выставки, чтение книг, встречи с наставниками. Практика.
  • Вдохновение и обработка заявок. Звонки, встречи и переписка. Время на вдохновение.
  • Отдых. Воскресенье. Всегда.

График составляется на 1-2 недели и при необходимости дополняется. Основа такого подхода — группировка задач, создание модулей, с целью работы в одном ключе весь день.

К примеру:

  • В съемочный день я не пишу для блога, не корректирую фотографии, не встречаюсь с друзьями и не думаю о поиске вдохновения. Мои мысли — съемка дня. Ничто не должно отвлекать, утомлять. Моя задача — организовать и провести фотосъемку на пике своей активности.
  • Занимаясь обработкой фотографий, я исключаю работу над блогом, проверку почты, рассмотрение заявок (до вечера) из технического дня, потому-что глаза утомляются, да и мозг не любит непрерывной работы более 6 часов (мой случай). Необходимо выбирать или фото, или все остальное, но без фото. 🙂
  • Отдых. Единственный день в неделе, когда мои мысли должны оставить фотографию. Перетренированность есть не только в спорте, но и в профессии фотографа.

Для борьбы с ленью я выбрал трудолюбие, организованность и дисциплину. На мой взгляд, это лучшие критерии, согласно которым необходимо отбирать инструменты для удаления лени из своей повседневной и творческой деятельности.

Продуктивность рабочего времени, или как стать организованным человеком.

Желая грамотно организовать свой рабочий день, можно сутками напролет сидеть с калькулятором и считать проценты по закону Парето, или стремиться применить в своей деятельности «закон помидоров», а может и другую известную технику.

Я не говорю что это плохо, или хорошо, нет, я просто ознакомился, закрыл и забыл.

Почему?

Да потому-что ничего лучше, чем брать и впахивать, еще никто не придумал, особенно для русского человека. Пока любой иноземный специалист выстраивал кучу формул, искал закономерности, русский все успевал сделать и уютно устроиться на печи, где ему ничто не мешало отдыхать и смеяться над рациональной изобретательностью чужестранца.

Почему?

Не знаю. Возможно это сложилось генетически, а возможно — это особенность русского народа, которую, к сожалению, мы забываем и отказываемся понять, и принять, в угоду «посмотри на запад, там лучше».

Я не хочу говорить, что «там» хуже, или глупее люди… Нет!

У каждой нации своя особенность. И наша, как мне думается, в умении работать.

При организации своего рабочего дня, я применял и подстраивал под себя различные практики, советы и решения предшествующих поколений, и смежных профессий. Полученное — частный случай. Работает под меня, но при желании, можно подстроить под любого человека. Подход модульный, по тематическим дням, как было описано выше, и держится на планировании.

Если вам это близко, то далее я оставлю советы, которые помогут в работе над модулями, и в борьбе с ленью.

А если группировка своих действий по дням для вас не лучшее решение, то можно не тратить время на чтение. Каждый волен выбирать.

Советы, которые помогут искоренить лень и добиться максимальной продуктивности.

poborot-len-2

Планирование, ассоциативные связи.

Для составления планов не нужны курсы, сложные программы и техники. Важно взять за привычку:

  • перечень дел на завтра составляется вечером сегодня.
  • сложные задачи упрощаются, разбиваются на простые.
  • нагрузка в течении дня идет от сложного, к простому, а не наоборот.
  • универсальных инструментов планирования нет: «умные карты» удобны для долгосрочного планирования и основаны на ассоциациях; ежедневники и календари удобны для цикличных событий; бумажный блокнот хорош для простых задач, скорых в решении.
  • между задачами необходимо время на отдых, но без отвлекающих факторов.

В стремлении научиться жить по графику и придерживаться режима (основа дисциплины), необходимо начинать с малого — 1 день. А далее, по мере привыкания и накопления опыта, можно переходить к неделям, месяцам и даже, при необходимости, к годам.

Силы и вдохновение.

План — только список дел, для выполнения которых необходимы силы и желание, а кому-то и мотивация.

Чтобы не лениться, а работать, нужно:

  • работать с самого утра.
  • составлять план с учетом личных биоритмов.
  • высыпаться: привычные 8-10 часов сна ночью и 1-2 часа днем, если позволяют обстоятельства.
  • делать зарядку, при необходимости, и не отлынивать от нее под предлогом «нет инвентаря, или тесно…». Спортивная площадка есть в каждом дворе.
  • не уповать на гаджеты, т. к. они что-то оптимизируют, но «съедают время» на освоение, настройку, заполнение и т. д.

Как начать? — плохой вопрос. С чего начать? — лучше, т. к. ответ на него — список дел.

Творчество и взгляд реалиста.

По себе знаю, что проблема творческого человека — работать, «пока не дали по рукам», результата всегда мало: обязательно найдется что подправить или улучшить.

А это время…

И возможность для лени…

В борьбе с которой, нужно:

  • найти баланс: постепенно отладить техническую сторону и свести необходимость обработки к минимуму, чтобы трижды (оптимально) вернуться к итоговой работе и, при необходимости, внести правки.
  • отслеживать прогресс: отмечать выполненные, сорванные и отложенные на «завтра» задачи; следить за работой собственной системы штрафов и поощрений.
  • быть недоступным в рабочее время. Ради пика активности и «гигиены информационного и эмоционального пространства».
  • готовиться к встречам с заказчиками заранее, а не полагаться на импровизацию, накопленный опыт.

Вначале это может показаться излишне строгим подходом, но для полной победы над ленью, унынием и творческой апатией, а так же, для повышения продуктивности, рекомендую:

  • накапливать подлинные активы: характер, личностные ценности и стиль, т. е. то, что нельзя продать, но можно создать, в обмен на время жизни.
  • акцентировать внимание на деятельности, а не на продажах.
  • не стремиться всем понравиться.
  • убрать «мусор» из жизни: социальные сети, или хотя бы их клиенты из смартфона; пустое общение, ради мнения о себе, репутации; перерывы на чай, когда полно работы, и т. д.

Примечания и дополнения.

Добиваясь успеха в организации собственной деятельности, важно помнить:

  • перерывы на обед или отдых, должны быть фиксированы и совпадать с биоритмами.
  • рабочее место нуждается в организации и порядке, а так же — планировании (если говорить о студии, или съемочной площадке).
  • если быть строгим к себе и контролировать работу собственной системы штрафов и поощрений, то можно обойтись без наставника.
  • электронная почта — лучший инструмент для ведения деловой переписки.
  • «напоминалки» для всего — верный способ отвлекаться от текущей работы.
  • бумажные или электронные стикеры — хороший инструмент, но традиционный блокнот лучше.
  • «завтра» — аргумент для штрафа, или повод задуматься, возможно задача объемна и ее следовало упростить, разбить на составляющие.
  • отдых — 1-2 дня (в неделю) свободы от всего: заявок, фотосъемок, рабочих встреч…

Сегодня у меня все работает вот так. Завтра, возможно, что-то будет иначе.

Желаешь добра своим друзьям? Поделись с ними статьей, помоги в борьбе с ленью!

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Дополнено 19.10.2016

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: