Тщеславие приводит человека к гордости, когда его предпочитают другим, и к памятозлобию, когда его презирают.

/Иоанн Лествичник/

Осваиваясь на просторах соцмедиа, фотографы редко разграничивают темы публикаций. Еще реже: проводят границу, между виртуальной и реальной жизнью. Я понимаю, что когда-то, на самых первых этапах становления интернет-сообществ, это могло показаться странным — ни один пользователь не был оторван от реальности (он ею жил, он в ней становился кем-то, а от интернета не исходило зловоние) и понимал, что есть личное и публичное, но сейчас облик, и образ, большинства интернет-пользователей пропитан инфантильностью, нарциссизмом, и не в последнюю очередь — плохой культурой: поведения и мышления.

Фиксируя эти строки, я четко понимаю: если что-то убыло, то иное прибыло, — на смену уму и чести, пришла расхлябанность и бесчестие (весьма умело за исследование проблемы взялся Никита Михалков, рекомендую ознакомиться), и слова Петра Мамонова (про «необходимость подчищать за собою при жизни…») мало кто принял, равно как и слова Юрия Шевчука (про «носителей и разносчиков…»), которые созвучны, хотя и более глубоки — трудны для понимания, особенно сейчас, когда нам по сути нет дела до самих себя: до своего будущего и, не менее важного, настоящего.

Эта заметка пишется для тех, кто сомневается, что онлайн-трансляции своей жизни, «вставки с места события», придают уникальности его странице, ценности ее содержанию, и что так, и никак иначе, должен презентовать себя творческий человек.

Что необходимо помнить

Перед регистрацией на просторах соцмедиа, полезно вспомнить 2 момента:

  1. Безопасность.
  2. Возделывание ума.

Социальные сети никогда не были приватной территорией. Они создавались ради накопления данных, представляющих интерес для маркетологов, психологов, социологов, политологов — несколько позднее, уже на безвозмездной основе, этими данными заинтересовались силовики и прочие государственные ведомства, которым нужны премии, выслуга и прочие «заслуги» (и все это известно из нормативно правовых актов, пользовательских соглашений, — читайте).

В народе говорят:

«Деньги любят тишину.»

Но, кто этому следует? Ладно, кто об этом помнит? 🙂

Фотографии встреч, подписанных договоров, личных документов, авиабилетов, — узнать про наши планы на отпуск, пустующее жилье, ценные приобретения можно из наших же постов с необходимыми метаданными, которые безвозмездно передаются злоумышленнику, о котором, позднее, мы скажем: «Ой, а кто это?»

Есть мнение, что все пользователи социальных сетей (для нас) делятся на три категории:

  1. Знакомые, которые нас знают, любят и им все равно: что мы пишем (что транслируем, согласно трендам), кем себя выставляем, — не думают, но любят.
  2. Знакомые, которые нас знают, но не любят: подсматривают, высматривают компромат, ради которого читают нашу страницу, — думают, но не тем и не о том.
  3. Малознакомые или незнакомые люди, которым не интересны мы и наша деятельность — счастливые люди, на самом-то деле.

Но, есть проблема. Эта точка зрения не учитывает четвертого участника — дурака, который и является главным ресурсом соцмедиа. Как однажды произнес коллега:

Публикуя избыточные данные, пользователь помогает составлять досье (на себя же) и кто тут виноват? Взгляни, друг мой, на отражение в зеркале — там и ответ…

Отражение подсказывает, что «полоскание грязного белья на просторах соцмедиа» — глупо и лишено смысла, поскольку свою страницу мы должны наполнять тем, что поможет понять — проследить становление интеллигента — путь возделывания ума, окультуривания души и что важно: без вреда себе (никаких компрометирующих данных) и своему делу (творческий лик в таком подходе не утрачивается, скорее наоборот — кристаллизуется).

Ну и конечно, неплохо бы навсегда запомнить следующие строки:

«…упорядочить хаотичный процесс привлечения новых участников путем «статистического» приобретения новых друзей, «like» и другими символами симпатии и привязанности, а также автоматизированным управлением многих аспектов человеческих отношений. Основатель Facebook Марк Цукерберг приветствует все эти достижения как символ «беспрепятственного общения», не требующего никаких осознанных усилий. Есть отталкивающий момент в применении социальных сетей — это стандартизация связей между людьми. Человеческие отношения требуют доверия, обходительности и жертвенности, что, с точки зрения технократического ума, является источником неэффективности и неудобства. Общение становится похожим на привязанность потребителя к товару, которая легко формируется, но так же легко и исчезает.
Подобно чрезмерно назойливым родителям, не дающим детям поступать самостоятельно, Google, Facebook и другие изготовители программ для личного пользования способствуют уничижению и нивелированию тех черт характера, которые по крайней мере в прошлом считались незаменимыми для полноценной энергичной жизни: изобретательности, любопытства, независимости, упорства, отваги.»

Из книги «Стеклянная клетка. Автоматизация и мы», Николаса Карра.

kak-fotografu-vesti-lichnuyu-stranicu-v-socmedia-002

Что полезно учитывать

Неприятная особенность социальных сетей — все размещенные данные тебе не принадлежат и стоит измениться пользовательскому соглашению, или появиться жалобе на твой контент (в котором непрерывно копаются алгоритмы, обучения ради), тебе могут ограничить доступ или передать твой контент (в том числе — фотографии) какому-нибудь маркетинговому агентству, поэтому не стоит воспринимать соцмедиа, как личный (или семейный) архив; и в целом — не стоит перегружать личную страницу избыточными сведениями о себе.

Немного контактной информации (которая открыта только тем, кто ею должен пользоваться и этот список лучше всегда пересматривать), лайт-версия портфолио (отдельным альбомом), ну и небольшое количество публикаций, которые должны ежегодно перечитываться (устаревшие — не разделяющие наши ценности, удаляются), чтобы со временем не осталось: спонтанных, компрометирующих автора или пагубных для читателя, постов.

Конечно, публикации не должны быть рекламными (для этого есть публичная страница), и ни в коем случае — бытовыми (эпоха «что обедал воробей…» позади). Оптимальный вариант — свой, который формируется по мере возрастания над собой и по мере формирования человека интеллигента, который понимает окружающий мир, может грамотно выразить мысль (и слова подобрать, которые тронут душу читателя, а не «пощекочут» эмоциональную надстройку).

Конечно, такие публикации отнимают время: на подготовку, вычитку, цензуру своего сердца в непрестанных сомнениях: публиковать или не публиковать, но главное — о чем всегда писать — последовательность каких изречений поможет сформировать верное мнение обо мне?

Мне было не просто оторвать себя от прочтения бесчисленных заметок: «как раскрутить…» и «как часто публиковать…», «лучшее время для публикаций…», но мне повезло: учитель взял, да и произнес, неодобрительно:

«…искренность — вот и вся суть; не веди себя притворно, не стремись нравиться, но опирайся на истину: как будет добро, а как — зло. Не потворствуй маркетологам, которым нужно искоренить личность, не обслуживай прихоти владельцев социальных площадок, но веди себя как человек. Если забыл — как это — перелистай страницы истории, отыщи тех, кто стоял в истине и почитай их эпистолярное наследие. Поможет.
Если планируешь что-то публиковать, то ответь себе на два вопроса: что ты хотел бы рассказать и главное — кому? Вот тебе и отправная точка, а дальше по известному методу: упрощение, отыскивание ритма, поэтики и никакой имитации, ради… чего там нынче в моде? Популярность, адепты и самодурство? — Вот этого остерегайся, пустое.»

К этим словам могу лишь добавить следующее: не потакайте троллям (не забывайте про ЧС), не распространяйте фейки и не стремитесь ежечасно анализировать просмотры, комментарии и прочий информационный шум из раздела «Статистика».

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: