kak-izbezhat-krazhi-fototekhniki
Photo by wild vibes on Unsplash

Фотооборудование, особенно фотокамеры и объективы — ликвидный товар и это понимают в кругу мошенников; но все меньше — в кругу фотографов. Большинство коллег даже и думать не хотят о том, что в социальных сетях за ними могут вести наблюдение, а новый заказ может оказаться ловушкой, да и в путешествия не стоит брать самое лучшее оборудование, да и весь комплект тоже, ведь в излюбленных туристами местах всегда «работают» местные воришки.

«Коронакризис» принудительно завершил «тучные годы» и вполне возможно, что воровать от этого станут чаще, изощренней и пора бы подытожить накопленный индустрией опыт: как же мы можем обезопасить себя от кражи.

Не привлекайте к себе внимание

Путешествуя ли, работая ли на выездных пленэрах, стараемся одеваться неброско. Жилетки и бейсболки (именные) оставляем в студиях; на улице они маркер «дурости». Разгрузки, ремни, а так же аналогичные аксессуары, облегчают работу воришек и лучше следовать правилу: вне съемок — все оборудование в фотосумке или в фоторюкзаке, так безопасней.

Передвигаясь, не привлекаем к себе внимание: движениями, речью и оценкой окружающих, в большинстве случаев, этого достаточно, чтобы слиться с толпой, а это большое дело. Если вы не уверены в порядочности гида, то лучше попросите вас сопроводить кого-то из местных, — кого вы хорошо знаете: дальний родственник, порядочный коллега и так далее.

Коллега, конечно, предпочтительней: особенно если он живет в данной местности лет десять, успел влиться в местный ритм, хорошо понимает местных, и знает «не туристический» облик мест, которые вам хотелось бы посетить.

Если есть возможность — откажитесь от общественного транспорта

Неважно, переполненный он или нет — в общественном транспорте могут приметить, а чуть-чуть позднее, когда фотограф будет уже почти у цели, обокрасть. Увы, такое не редкость. Да и в целом: общественный транспорт — не лучший вариант, если с собой больше, чем комплект, т. е. камера+объектив. (Если заметили, что «пасут», то быстро заходим в ближайший магазин, или аналогичное заведение, вызываем такси и отправляемся домой. Да, съемку переносим, на другой день или в другие условия.)

Относительно безопасной альтернативой можно считать личный автомобиль, да и то, если вы будете следовать простым правилам (не ездим в одиночку, ничего ценного на сиденьях и если оставляем авто без присмотра, то ничего ценного внутри не оставляем, и так далее). Иначе — риски одинаковы.

Снимая на пленэре, не оставляйте технику без присмотра

…как во время передвижения, как уже частично было сказано ранее, так и во время съемки, и для этого нам пригодится ассистент, в лице коллеги или родственника (который согласился не только взять на себя ответственность, но и понимает происходящее).

Советы посторонних, пусть и внешне доброжелательно настроенных людей (истинный мотив которых нам неизвестен, увы), будь то родственники клиента, к примеру, на мой взгляд, стоит вежливо отклонять.

И не ленитесь изучать локацию, мало ли

Самостоятельно во всем убедиться — хорошая привычка. И чтобы не рассказывали местные в любой стране, лучше прогуляться накануне съемки и оценить выбранную локацию. Причем в плане безопасности, а не только из «фотогеничности местности»:

  • так ли неприметна наша работа;
  • кому мы попадаемся на глаза;
  • к чему это может привести;
  • о чем еще подумать;
  • и т. д.

Главный вопрос, на который мы должны получить ответ накануне, предельно прост: стоит ли оно того?

Приумножайте добро

Никто вором не рождается. Да, есть наследственность. Но, в итоге, человека формирует среда и мы, как фотографы, как члены общества, влияя на среду, можем облагораживать человека, и говоря проще: влиять на уровень преступности.

Подумайте над этикой.

Перечитайте эссе Сьюзен Сонтаг.

Все реально, просто нужно молча делать.

Вместо заключения

В вопросе «как избежать кражи», как и много лет назад, самым действенным способом, был и остается, самый простой совет: не привлекай к себе внимание. И дело вовсе не в том, как «слиться с местностью», а в том, как мыслить шире — как жить, чтобы не обращать на себя внимание тех, с кем не хотел бы повстречаться, а уж если «случилось», то как принять единственно правильное решение, чтобы не лишиться самого ценного — жизни.

На мой взгляд, «наше время» отличается от иного лишь тем, что мы не до конца осознаем возможности онлайна, последствия собственного хвастовства и потому так и не понимаем, что «деньги любят тишину», а фотограф — собственную фотостудию. И если мы оказываемся вне ее, то оказываемся в изначально враждебной нам среде, на которую мы можем воздействовать своим творчеством, но пока она далека от доброжелательной — мы не можем быть беспечными.

Дополнено 20.05.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: