Плыву на фрагменте кровли.

Запасов провизии нет.

Одет в домашнее.

Прогнозирую вчерашний ливень, прорыв дамбы…

/Неизвестный метеоролог/

Читаю новостную заметку «Лаборатории Касперского»: про лайки, поступки ради признания общественностью. Удивление, смущение и прозрение — выборка среди 16750 пользователей из 18 стран мира, в том числе — 1000 из России. Сказать мало — произнести очевидное: нас, в России, 146 миллионов человек. Население Земли — приближается к 7.5 миллиардам. «Fb» ежедневно посещают 720, «ВК» — 87 миллионов человек. Безликая выборка исследователей, а это так, поскольку нет информации о возрасте, социальном статусе, интересах, географии, культурном уровне и материальном положении, — не исследование, а информационный шум, мусор в цифровой корзине.

В чем проблема

Мы любим читать статьи про тренды: что будет завтра, какие технологии — преимущества, а какие лучше обойти стороной. Мы любим исследования, точнее — их результаты: наглядно и без затрат, да еще с готовым выводом. Что может быть лучше? Вот я и задумался:

  • Прогнозы от микростоков — неплохо, у них большая выборка, но прогнозируют они предложение, а не спрос. Как изменится мировая экономика, о чем задумается рынок и что потребуется бизнесу — никто не знает.
  • DxOMark — чумовой портал, но выбирать фотоаппарат по цифрам — нереально. Не знаешь, что начнет бесить, когда возьмешь камеру в руки, или какие баги всплывут в новой прошивке. Смотреть на цифры и составлять рейтинги, обзоры техники — бред.
  • Прогнозы — хорошо: можно подстелить соломы, на случай падения, или отправить в холодильник шампанское, на случай триумфа. Но прогнозы — медийное явление, те же ребята из «Microsoft» знают, как будет устроен мир будущего, но как вернуть свою систему к адекватному состоянию — тишина. Знать будущее и не понимать настоящее — не вызывает доверия, но слушаешь… маркетинг влияния.

Исследования популяризируются, тренды генерируют фейковые решения. Результаты зависят от грантов, тренды — от маркетинга.

Команда Retraction Watch ежегодно отслеживает сотни опровергаемых научных работ. Самые востребованные сферы для манипуляций — психология, социология, нейробиология, изучение потребительского спроса и маркетинга; области, которые формируют наши знания о поведении клиентов.

Почему исследователи нас обманывают? Возможно — давление, но я считаю иначе: причина в деньгах, известности, карьерном росте.

Я не против пиара, экспертного облика, но когда это в стороне, в стерильном мирке эксперта. Заявление о том, что треть пользователей готова променять друзей и родителей на телефон — вновь «утка», попытка привить обществу определенную, выгодную сами знаете кому, модель поведения. Не соблазняйтесь, стадный инстинкт есть в каждом из нас. Кто подчиняется, а кто подчинит — вопрос выбора, основа личности.

Тренды — гул масс, управляемая идеология.

Маркетинг рушит исследования, искажает тренды. Генерация сенсаций искажает реальность, травмирует общество.

Исследователи — заложники системы:

  • иногда они ошибаются
  • иногда они врут
  • часто не публикуют отрицательные результаты
  • часто рекламируют то, что не является научным
  • редко уточняют, что величина выборки или положительный эффект ничтожны
  • редко понимают, что поведение человека в лаборатории и за ее пределами — разные вещи

потребители — ее жертвы.

Как читать статьи о трендах

kak-otnositsya-k-trendam-i-rezultatam-issledovanij

Трудно найти пользу… когда ее нет.

Признаюсь — неидеален: читал статьи, иногда — маркетинговые, ошибался не раз и слепо шел по указанному маршруту.

Надоело, стал задаваться вопросом — «Кому выгодно?», но ответ неизменен — бизнес. Вот я и призадумался…

Если взять основной тезис статьи с результатами исследований и не принимать как догму, то оценка любого тренда, точнее его жизнеспособности, следующая:

  1. Пустышка. Основные тезисы сформировали, поддержкой медиа заручились, практика только на бумаге или в устах экспертов ниши. Кому выгодно — понятно.
  2. Ожидание. Обсуждаемая в сообществе идея или прогноз. Никакой конкретики. Кому выгодно — понятно.
  3. Разочарование. Обсуждение первых неудач или результатов исследований негативного опыта от внедрения технологии, метода. Поиск альтернатив, размышления. Пометка, чтобы не оступиться.
  4. Опыт. Исследование положительного эффекта от внедренной технологии, метода или инструмента. Оценка перспектив, с поправкой на время и нишу. Полезно и актуально, но не для всех.

Пустышки и ожидания — развлекательное чтиво, его поменьше. Разочарования полезны, но объективных оценок мало, ищем. Опыт — ценно, но надо искать или быть в доверии…

Как относиться к трендам

В изучении трендов необходимо помнить:

  • Любые теории и прогнозы — неточно.
  • Адекватные авторы теорий просчитывают (и предвидят) негативный (и позитивный) исход. В основе — долгосрочное планирование.
  • Оптимизм и пессимизм — штампы для информационного поля, в жизни извлекается выгода из любого исхода.
  • Тенденция — гарантия максимальной конкуренции.
  • Неопределенность — тренд, главное научиться извлекать выгоду.
  • Чем длиннее прогноз во времени, тем меньше ему стоит доверять.
  • Результаты исследований — не самое важное, куда ценней — реальные планы и долгосрочные проекты, которые выполняются публично. Или наблюдение доступно вам…
  • Изучение всевозможных результатов исследований — ошибка. Обозначаем проблему, ставим цель, разрабатываем тактику и стратегию, и подбираем научную базу под себя. Наука и технологии должны решать нашу проблему, а не создавать новую.
  • Доверие к тренду — тропинка, ведущая к общественному туалету.

Тенденции и результаты исследований — помощь, а не курс или самоцель.

Выводы:

Подбор технологий, инструмента, стратегии с учетом тенденций — развитие, использование предлагаемых — зависимость.

Никто ничего не знает.

Маркетологи паразитируют на окружающих, но проблема общества — наличие трендов, а не вкуса.

Нерабочие схемы и насаживание маркетинга фотографу — тенденция. Следствие — создание аудитории для семинаров, тренингов и мастер-классов. Бизнес, ничего личного…

Бизнесу мало денег. Необходимо (и будет) больше исследований на тему исключительности и несправедливости среди населения (каст). Причина — на обиженных легче делать бабки. Да, бизнес питается слабостями, ему нужны мягкие и протертые, чтобы не жевать, а только вмиг проглатывать, а характер и личный опыт для него — угроза, сломанные зубы.

P. S. Частное мнение, ни на что не претендую, простая заметка на полях записной книжки.
P. S. S. Не живу в информационном поле, при необходимости — беру из него нужное. Читаю книги прошлого века. В них Слово предшественников, а оно прошло проверку временем, доказало свою пригодность.
P. S. S. S. Личный тренд — консервативность в делах, сведение рисков к минимуму.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: