Сегодня мы затронем тему, которая первостепенна для любого новичка в фотографии — выбор фотоаппарата.

Согласен, много уже сказано, порой написано. Но знаете… Блуждая по интернету, я заметил огромное количество текстовых портянок, на которых много демагогии, пиара брендов, решений «под ключ» да и просто — проплаченных статей, с целью потратить время читателя.

Насмотревшись подобных руководств, я решил пойти иным путем и написать короткую (насколько это возможно) заметку о том, как выбрать фотоаппарат новичку, в частности — простому обывателю.

kak-vybrat-fotoapparat-1

Почему именно так?

В моем понимании опытный фотограф не нуждается в руководствах, чего не сказать о наших клиентах, которые не живут в мире фотографии, и не должны тратить часы (а то и дни) на изучение технологических отличий.

Я просто хочу поделиться знаниями, которые помогут не слушать маркетологов и выбрать камеру под себя и для своих целей. Вот и все.

Кто-то спросит:

— Андрей, зачем ты помогаешь клиентам?

Отвечу просто:

— Камера в руках обывателя помогает узнать надобность в фотографе.

Я никогда не отказывал в помощи, а бывали случаи, когда я помогал с выбором камеры своим заказчикам. И это никак не вредило последующим проектам, напротив — помогало, т. к. люди обращались ко мне, видя разницу между своими экспериментами и моей работой.

Для чего выбираем фотоаппарат

Первым делом, давайте определимся для чего нужна фотокамера простому человеку:

Протоколирование

  • Рождение ребенка и его шаги взросления, семейные торжества, отдых, бытовые события семейной жизни и т. д.

Творчество

  • Личные изыскания и самовыражение средствами фотографии. Хобби.

Многим знакомы эти цели, ведь еще совсем недавно в каждом доме был дедушка или отец с пленочной камерой, чемоданом оборудования и привычкой закрываться в темной комнате.

Сейчас мало что изменилось, разве только технологически: на смену пленке пришла цифра, а камеры конкурируют со смартфонами, ну и комнату заменил компьютер.

Критерии выбора

Выбор фотоаппарата может затянуться на дни / недели / месяцы, если не составить список личных требований. Не будем совершать ошибку и обозначим свои пожелания к приобретаемому устройству:

Цена

  • Ключевой момент, т. к. думать об окупаемости не приходится и это приобретение — затрата. Чем оптимальней — тем лучше.

Надежность

  • Ресурс, качество сборки, защищенность от внешних губительных воздействий. Согласитесь, лишиться камеры легким движением руки — не лучший сценарий.

Масса и физические размеры

  • Смартфоны вытеснили «мыльницы» с рынка благодаря свои компактным размерам и оптимальному (точнее приемлемому) качеству получаемых фотографий. Поэтому компактность и легкость — важные критерии, особенно в поездке.

Качество картинки

  • Ради этого и покупается фотоаппарат.

Перспектива

  • Возможность улучшения базовых характеристик, ТО, аксессуары.

Список составлен на основе требований, которые наиболее актуальны для простого человека.

А теперь подумаем, на что смотреть при выборе фотокамеры…

kak-vybrat-fotoapparat-3

Как выбрать фотоаппарат

Следуя данному обещанию, я не буду подталкивать вас к чтению многостраничной истории создания фотоаппарата, его «анатомии» и т. д. На мой взгляд — это бесполезное занятие, т. к. тратится время и засоряется мозг бесполезной информацией.

Ведь что нужно человеку? Чтобы камера делала фотографию, такую как ожидает покупатель. Все! А как она устроена и работает… Оставим это технозадротам.

А сами затронем только основные моменты, которые необходимо изучать при выборе фотоаппарата:

  • Тип камеры.
  • Тип видоискателя.
  • Формат матрицы.
  • Число мегапикселей.
  • ISO.
  • Автофокус.
  • Сменная оптика.
  • Физические размеры и масса.
  • Комплектация.

Поверьте, этого достаточно, для объективного сравнения нескольких камер, с учетом ценового сегмента и качества получаемой картинки.

Выбираем фотоаппарат

kak-vybrat-fotoapparat-2

Тип камеры

На данный момент, актуальными для приобретения являются зеркальные и беззеркальные фотоаппараты, т. к. «мыльницы» уходят на свалку истории, а среднеформатные бесполезны обывателю (да и цена кусается).

Именно эти два типа камер мы и рассмотрим сегодня. Их преимущества, недостатки, да и просто особенности, которые необходимо учитывать, для адекватной оценки и приобретения.

Цена

Технологически, производство «беззеркалок» обходится дешевле, но на данный момент они стоят дороже зеркальных камер и это обуславливается новизной: производители камер намерены получить максимальную прибыль, от внедренных технологий и окупить дальнейшие исследования и разработку, ну и маркетинг, куда же без него. 🙂

Надежность

Изначально зеркальные фотоаппараты превосходили беззеркальные по качеству сборки, пыле- и влагозащите, но совершенствование производства, в частности — внедрение магниевого сплава и алюминиевых дисков управления (обеспечивающих герметичность соединений), устранили это преимущество. И сейчас оба вида камер сравнялись, и все они пригодны для использования как в домашних, так и в экстремальных условиях.

Единственная существенная слабость в надежности «беззеркалок» — малый ресурс аккумуляторов… Тут пока полный проигрыш, ибо 250-350 кадров на одном заряде — смех и в 3 раза меньше, чем у «зеркальных собратьев».

Масса и физические размеры

Из-за своей технологической сложности, зеркальные камеры весят существенно больше, нежели «беззеркалки».

Для примера:

  • вес «тушки» Canon 5D Mark III — 950г., с элементами питания;
  • вес «тушки» Fujifilm X-T1 — 440г., с элементами питания.

А что такое вес? Это удобство! И здоровье (в ситуации с фоторюкзаком, который всегда сопровождает «зеркалку»).

Насчет габаритов тут все очевидно, «беззеркалки» меньше, удобно помещаются в руке и не занимают много места при транспортировке.

Качество картинки

Весьма субъектный критерий, зависящий от ряда технических особенностей, на стадии съемки и от человека — на стадии обработки.

Но будет честным указать, что на данный момент, технологии, применяемые в «беззеркалках», обеспечивают лучшую передачу оттенков, цвета, тональности. А динамический диапазон (соотношение между максимальной и минимальной измеримой интенсивностью света, черным и белым, соответственно) подталкивает многих коллег к переходу на беззеркальные фотоаппараты.

Ложка дегтя конечно имеется: «беззеркалки» чаще промахиваются с фокусом (что видно на итоговой картинке) и большинство моделей не может похвастаться резкостью, присущей зеркальным собратьям (но это временно).

Перспектива

На данный момент, оба класса камер не будут ограничивать своего обладателя в выборе оптики, аксессуаров и сервисных центрах, которые решат любую проблему.

p.s. стоит отметить тот факт, что дальнейшее технологическое развитие идет в русле беззеркальных фотоаппаратов.

Тип видоискателя

Тип видоискателя зависит от выбранного типа камеры: зеркальный или электронный. Стоит отметить, что дальнейшее технологическое развитие за электронным видоискателем, т. к. уже сейчас он:

  • позволяет выводить любую вспомогательную информацию, чего не сказать о зеркальном, отображающем ограниченное количество базовых установок.
  • позволяет использовать динамический просмотр, в реальном времени на ЖК-дисплее и на электронном видоискателе.
  • позволяет не отвлекаться на ЖК-экран, т. к. готовую картинку видно в видоискателе, что невозможно, при использовании зеркального фотоаппарата.
  • Peaking focus — просто чумовая функция, которая окрашивает, выбранным (вами) цветом, области, попадающие в фокус. Зеркальные видоискатели не могут этим похвастаться, увы.

Это не все отличия цифрового видоискателя, а только основные, обозначающие его преимущества перед зеркальным.

Формат матрицы

С матрицей фотоаппарата связано большое количество мифов и легенд, которые на поверку оказываются:

  1. простым способом снижения себестоимости производства и как итог — удешевлением итоговой продукции, способом разделить фотоаппараты на ценовые сегменты.
  2. уловкой маркетологов, чтобы получить максимальную прибыль с «недалекого» клиента.

Все, что я хочу сказать в этой статье, это:

С любым типом (размером) матрицы можно получить фотографию, или картинку (история фотографии тому пример). А в ситуации с зеркальными фотоаппаратами, дебаты насчет типов матрицы, напоминают мышиную возню. Единственное что нужно помнить новичку — «кроп» обойдется дешевле.

Наиболее объемное разъяснение данного вопроса давно записано на видео, предлагаю ознакомиться.

p.s. фактически, размер матрицы невелик. Но разница в мышлении общества огромна. Спасибо маркетологам.

Число мегапикселей

Еще на заре цифровых камер, эта характеристика была у всех на устах. Воспринималась как ключевая и порождала жаркие споры. Но что можно сказать сейчас?

Честно? Ничего! Это просто характеристика, которая отвечает за физические размеры создаваемой фотографии и определяет максимально возможный формат печати, ну и дает свободу, в случае кадрирования. Все.

ISO

Светочувствительность. Иными словами: чувствительность и способность матрицы к фиксации света. Варьируется от 25 до 500 000.

Чем выше ISO, тем сильнее матрица реагирует на свет, но начинает шуметь, т. е. отказывается регистрировать свет на отдельных участках кадра. Задача покупателя — найти для себя камеру по бюджету, но с максимально возможным значение рабочего ISO. Для большинства бытовых ситуаций, достаточно 800-1600.

p.s. рабочее ISO — термин, обозначающий значение светочувствительности, при котором камера не шумит.

Автофокус

На мой взгляд — это наиболее значимый критерий для обывателя, т. к. от «цепкости» автофокуса зависит количество удачных (с точки зрения техничности) снимков. И тут у беззеркальных фотоаппаратов беда (на данный момент). Они медлительнее своих «зеркальных собратьев» и часто промахиваются.

Если вы планируете фотосъемку большого количества динамичных сцен, то мой вам совет — зеркальный фотоаппарат. Цепкий и точный фокус обеспечит вам спокойные нервы и техничность получаемых фотографий, будь то изображение непоседливого ребенка или спортивный репортаж.

p.s. согласен, «беззеркалки подтянутся», но кто мешает со временем продать свою камеру и купить новую?

Сменная оптика

Ключевой момент, т. к. производители фототехники выпускают объективы под любые задачи: пейзаж, портрет, макро, репортаж, архитектура и т. д.

И соответственно, вы можете подобрать комплект оборудования под свои цели, что невозможно при выборе фотоаппаратов с несменным объективом («мыльницы» и бюджетные беззеркальные модели).

Дальнейший выбор развернется в русле — «фикс» или «зум»?

Для новичка, на мой взгляд, предпочтительней «зум» (в частности, простой kit, который перекрывает все бытовые потребности в фотографии), т. к. дает больше свободы передвижений и наиболее удобен для обывателя.

Из минусов такого решения: низкая светосила (в сравнении с фиксами), что потребует более высокое рабочее ISO.

А со временем, когда появится опыт фотосъемки и понимание выбранных жанров, то можно перейти на «фиксы». Они менее удобны, т. к. вынуждают больше двигаться для создания кадра, но обладают лучшей светосилой и меньшим весом (в сравнении с «зум»).

Физические размеры и масса

Не последний критерий при выборе фотоаппарата и тут победа за беззеркальными камерами. Они меньше и легче.

Комплектация

Стандартизация коснулась и комплектации фотоаппаратов, но иногда производители «дарят» спусковой тросик, или защитный чехол. Это мелочи, на которые не стоит обращать внимание, т. к. вы покупаете инструмент, а не его упаковку и аксессуары.

p.s. единственное, что сразу необходимо прикупить самостоятельно — UV фильтр, который защищает от ультрафиолета (в теории), но на практике необходим в качестве дополнительного ребра жесткости, которое защитит переднюю линзу объектива от ударов, песка и пыли, царапин, отпечатков пальцев и капель воды (дождь или туман).

В качестве заключения

Выбор фотоаппарата — сложная задача, но проще чем кажется. Достаточно придерживаться простой цепочки:

Обозначение бюджета — Определение сегмента — Выбор типа фотокамеры — Сравнение конкретных моделей.

С целью обобщения, я уточню преимущества зеркальных и беззеркальных камер:

Преимущества зеркальных фотоаппаратов:

  • Широкий спектр оптики.
  • Цепкий автофокус.
  • Дешевая оптика.
  • Прочность.
  • Ресурс.

Преимущества «беззеркалок»:

  • Компактность и прочность.
  • Динамический диапазон.
  • Цвет. Тональность и передача оттенков.
  • Доступная оптика (возможность установить любой произведенный объектив).
  • Электронный видоискатель.
  • Электронный затвор.
  • Peaking focus.

В итоговом выборе, вам может пригодится ресурс dxomark.com, на котором размещаются тестовые характеристики фотокамер, отсортированные по рейтингу и другим параметрам.

Но уточню: подобные сайты не подходят для «слепого выбора», а полезны в ситуациях, когда вам необходимо найти мельчайшие технические отличия между 2 (и более) камерами.

А на сегодня все. Надеюсь данная заметка поможет вам в выборе фотоаппарата.

p.s. в дальнейшем, я планирую обновлять эту заметку, с целью поддерживать актуальность информации, т. к. в моих планах — создание руководства без привязки к брендам.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: