Неприятная особенность фотографии, как хобби, — высокие затраты. На оборудование и кое-какие расходники уходит внушительная сумма денег, и с одной стороны — это нормально, — за хобби нужно платить, а с другой — «чего-то не хватает».

Желание подзаработать нельзя осуждать, потому-что кто-то так находит понимание — фото и искусство ему ближе, чем прежняя работа, и хобби становится основной работой, а кто-то, — и такое тоже бывает, — находит источник дополнительного заработка, когда «что-то (в отечественной экономике, к примеру) пошло не так».

В заметке пойдет речь про сильные стороны фотолюбителей — как конкурентов начинающих фотографов, в определенных сегментах рынка, и про саму затею — «подзаработать».

Чем фотолюбитель отличается от начинающего фотографа

Особенность любителя — сильная внутренняя мотивация, которая не зациклена на деньгах, и славе, к примеру.

Фотография, как увлечение, — возможность не скатываться до конвейера, а значит: отдыхать, меньше уставать и профессионально не выгорать.

И все это на финансовой подушке — основной доход, что как бы намекает: можно отщипнуть часть денег от семейного бюджета, чтобы скорее обучиться / заказать грамотную рекламу, к примеру.

Отсюда следует вывод:

Единственное преимущество начинающего фотографа над любителем — опыт.

И это существенно, поскольку знание нюансов, рынка, или съемочного процесса, помогает не только больше зарабатывать, но и что важно — предлагать лучший сервис.

Может ли фотолюбитель заработать на продаже своих фотографий или оказании фотоуслуг

Когда брать деньги за свою работу, — условия, для новичка и любителя, едины, потому-что и в случае ошибки и в случае успеха, за все платит клиент, и если любитель принимает условия — остается внимательно изучить возможное позиционирование:

«Сделайте мне красиво».
«Сделайте послаще».
«Сделайте сочнее».
«Сделайте более строптивой».
— Фотолюбитель не может знать, что скрывается под множеством «хотелок» заказчика из сферы услуг: попросту не хватает опыта, понимания поведения всех возможных типов клиентов и в каком-то смысле это хорошо, поскольку любитель может уйти от работы на массового потребителя, не биться за рынок услуг, — коснуться фотоискусства, где есть покупатель, нет временных рамок, и жива истина «качество требует времени», благодаря которой можно не лишиться любви, хобби, подмешивая деньги, и что важно — создавать фотографию, достойную персональных выставок, книг и внимания коллекционеров.

Нюансы затеи:

  1. Продажа отпечатков — да, более прибыльное занятие, особенно для любителя, потому что качество работ может быть выше (больше времени, меньше спешка и т. д.), но есть нюанс — нужен спрос на то, что вы делаете (нужен свой зритель).
  2. Нужен дилер, который займется продвижением, курированием деятельности. Можно и самому во всем разобраться, но рынок поделен, и войти одиночкой уже нельзя. Да и не стоит оно того (нервотрепка — не то, ради чего все затевалось).
  3. Не стоит смотреть на гонорары именитых авторов. Во-первых, ваши будут другими — клонов искусство не приемлет. Во-вторых, первые работы будут продаваться дешево, а порой и по себестоимости, поскольку мало кто «голосует рублем» за неизвестность.

Можно, конечно, не лезть в искусство, — остановиться на микростоковой фотографии и быть любителем, который не работает на заказчика, — не зависит от отечественного рынка (ничего не знает про падение спроса на локальном рынке, не страдает от инфляции и так далее), — не самый плохой вариант для фотолюбителя.

Вместо заключения

Заработок фотолюбителя — не миф, просто нужно шагать от своих сильных сторон, обходить низкомаржинальные направления, не касаться демпинга, как инструмента привлечения к себе внимания, — «секретный ингредиент секретно-ингредиентного супа».

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: