Уму нужны книги, как мечу точильный камень.

/Игра престолов/

Третьего дня, смотрел фрагмент записи конференции, на которой один из докладчиков говорил про нейромаркетинг.

На мой взгляд — интересное направление, базирующееся на результатах исследований Канемана (описаны в его книге) и возможностях современных гаджетов, но меня смущает агрессивность подхода и долговечность предлагаемого решения.

Согласен, многое еще не ясно. Поэтому моя заметка — субъективные мысли, ориентированные на дискуссию. Согласных и несогласных, с моим мнением, прошу обозначить свою точку зрения в комментариях.

Нелепость в основе нейромаркетинга

nejromarketing-shalost-uchenyx-ili-texnologii-budushhego-predugadyvaem-marketingovye-izmeneniya-v-rabote-fotografa

Единственное, что вызывает улыбку — отрицание разумного поведения человека. Поясню.

В докладе значится, что нынешняя парадигма сводится к цепочке:

  1. размышление
  2. действие
  3. чувство

Согласен, большинству заказчиков необходимо подумать, прежде чем обратиться к конкретному исполнителю, или загрузить изображение с микростоков. Но именно так человек решает свою проблему (потребность) и не обзаводится новой, в случае если поддался «вау» и заказал не то, или решил успеть на «горячее предложение» и погряз в переделках…

Но помним про нейро…

Согласно докладу Натальи Галкиной, цепочка должна прийти (точнее ставится цель — привести) к виду:

  1. чувство
  2. действие
  3. размышление

Забавно, верно?

Человеку «подсунут вау», подтолкнут к заказу (приобретению), а дальше у клиента включится разум (позднее зажигание) и он поймет — срань приобрел. Так что ль? 🙂

Подобные мысли подталкивают к выводу:

Нейромаркетинг — вид маркетинга, цель которого — игра в одни ворота. Иными словами, во главу угла ставятся продажи, т. е. доход кампаний и ремесленников, а обычный человек играет роль жертвы, лабораторного кролика, которому будут подсовывать морковку, чью подачу оплатили. И неважно, что морковь будет плоха, вредна или опасна. Разуму оставлено место в дальнем углу…

Не знаю как вам, а мне кажется такой подход глупостью, т. к. откинь человек разум из своей жизни, все бы встало. И прогресс, и технологии, и само развитие человечества…

Но справедливости ради, взглянем на ожидаемую пользу нейромаркетинга для фотографа.

Преимущества нейромаркетинга

Согласен, опубликовано мало кейсов, доказывающих практическую пользу нейромаркетинга, но все впереди. А пока поразмыслим и заметим, что:

  1. Рекламные кампании станут более точными, результативными и универсальными. В связке с технологиями, которые предлагает «Билайн» (а вскоре, думаю, и другие операторы), исчезнет проблема слива финансов на контекст. И рекламный бюджет начнет приносить прогнозируемый доход, а не «последствия черного ящика».
  2. Облик самой рекламы изменится. Как? Это узнаем через пару лет, когда в свободном доступе будут аналитические данные первых счастливчиков.
  3. Конкурсы и розыгрыши в социальных сетях потеряют свою актуальность. Зачем тратить время, финансы и силы на «зомби-трафик», если можно адресно обратиться к ЦА? Ответ очевиден.

Мысли актуальны на момент написания статьи, со временем, может что и добавлю.

Из негативных последствий…

Как всегда, у медали 2 стороны. Возможно, нейромаркетинг приведет:

  1. К стагнации. Не нужно развиваться, главное «подминать под себя» и «кормить своим продуктом» — думают многие. Увы, отказываясь от развития — лишаешься будущего. Прописная истина, которая, как обычно, трудна для понимания. И «волшебной таблеткой» должен выступить маркетинг, с приставкой нейро-.
  2. К краху рекламы. И такой сценарий реален. Аналитики и ученые трубят о том, что современный человек перегружен рекламой, которая ежедневно на него валится: включи он гаджет, или выйди из помещения, поедь на транспорте или зайди в интернет. Игнорируем предупреждения, желаем впрыснуть рекламу прямо в мозг… И что ждем в ответ? Любовь к бренду?
  3. К повышению агрессии. Причем с обеих сторон. Пользователи будут находить новые решения, чтобы избавить себя от информационного шума, а маркетологи, будут искать обходы блокировок, для возможности сказать вновь и вновь… «Ну купите…», причем самыми изощренными способами…
  4. К забвению огромной аудитории. Ученые забывают, что мы живем в материальном, а не в цифровом мире. И многие не обитают в социальных сетях, и к ним не достучаться умной рекламой. Такая аудитория читает книги, мыслит и помнит, что от рождения наделены разумом, которым каждый, по-умолчанию, обязан пользоваться. По своему опыту, могу сказать, что это самая ценная аудитория для фотографа, т. к. всегда знаешь для кого и что ты должен сделать. Да, выйти на такую аудиторию трудно, за то меньше конкуренция. Эт так, к слову.
  5. К рождению новой экосистемы. Фантастика? Не думаю. Вопреки желанию психологов оболванить честной народ и превратить все страны в рынки без границ, наций и мышления, мир продолжает развитие. Не ради продаж, а ради изобретений и улучшения жизни на Земле. Еще чуть-чуть и появятся решения, нивелирующее гнет технологий, проводящих исследования над человеком, вопреки его мнению. Возможно, появятся отдельные зоны для общения и обмена информацией, и этим точно не станет «нейронет».

Это первые впечатления, от понимания опасности, которую несет игра с эмоциями клиентов.

В качестве заключения

Привычка молиться на рекламные технологии привела мир к тому, что основа любого штата — маркетологи. А главное направление для финансовых инвестиций — реклама. Подобная расстановка уже принесла свои плоды «Microsoft», которая не может делать то, чем раньше славилась, сотрудникам «Apple», которые перепевают «старые песни о главном», меняя иконки и лампочки, от версии к версии. И главное — армии покупателей, клиентов и заказчиков, которым все труднее найти качественный продукт, вопреки «узнаваемости», «брендам», «умной рекламе», метаданным и прочей шелухе…

В будущее человечество всегда берет знания и искусство. А для этого необходимо работать, осваивать ремесло, думать об оптимизации производства и рентабельности, игнорируя скатывание в продажи и стагнацию.

Да, реклама — двигатель торговли, но фотограф — ремесленник.

Для ремесла (как и любого производства) необходима жизненная стратегия. И это не «хапок по случаю», о чем говорит маркетинг, а сознательное планирование своей жизни на десятилетия…

Нейромаркетинг — временный допинг для сферы услуг и торговли, который бесполезен для производства и развития. Сомневаюсь, что он, как и его предшественник — КМ, продержится 5-7 лет, но однозначно — нейро- изменит облик рекламы и оптимизирует бюджеты.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: