packing

У нас не было денег, поэтому нам приходилось думать.

/Эрнест Резерфорд/

Упаковка фотографий — сложная тема. Рынок не дает фотографу однозначного ответа о виде, назначении и стандартах упаковочной продукции. Виден избыток предложения, отсутствие и, если так можно выразиться, отток внимания и производственный регресс:

  • Низкая оборачиваемость и растущие издержки не позволяют сделать ее доступной для бюджетного сегмента (в надежде на эффект масштаба).
  • Недостаток финансов исключает возможность автоматизации производства, роста: как технологического, так и финансового.

Подобные причины исключают появление долгожителей — надежных партнеров, трудиться с которыми фотограф может в течении всей своей карьеры. Конечно, найти замену легко — нет такого места, которое осталось бы пустым. Но согласования, притирки, проверка на качество, порядочность — не самое интересное, на что мастер может потратить время своей жизни.

Текучка кадров на производственном рынке упаковочной продукции — отнюдь не самая, или совсем не первостепенная проблема фотографа. Сами носители цифровой фотографии, диски и флешки, устаревают очень быстро. Еще 10 лет назад было актуально отдавать на CD-диске, а чуть позже — на DVD, последние 2-3 года — флешки, но облачные технологии победили.

Жизнь общества подлежит оцифровке. Продолжать держаться за носители, уповать на силу и эффект от их упаковки — напрасная трата времени, изначально неоправданные надежды, где, если так подумать, фотограф обслуживает чуждую ему нишу, которая, казалось бы, должна, и призвана, быть партнером.

Да, упаковку для накопителей цифровой информации пора сгрести в урну, создать приватное, возможно — частное, облако и предоставить персональный доступ клиентам. Им так удобнее и лучше, потому-что смартфон давно стал продолжением рук, мыслей, чувств. Он хранится и ценится выше, нежели диск или флешка, которые скоро некуда будет воткнуть.

Идею реализовать нельзя, выбросить

Справедливо заметить, что фотография — прежде всего бумага, материальное воплощение, и только потом — цифровая копия; диски и флешки мы выбросим, про их упаковку забудем, но как быть с отпечатками? И это верный ход мыслей, от которого зависит — будут ли ценить ту фотографию, которую мы создаем, и то, как мы предлагаем к ней относиться.

Маркетинг стремится убедить нас в том, что:

  • Упаковка — визитная карточка.
  • Упаковка — конкурентное преимущество.
  • Упаковка — возможность подчеркнуть уникальность продукта.
  • Упаковка — гарантия того, что нас запомнят и будут рекомендовать.
  • Упаковка — дополнительная защита продукта от повреждений и загрязнений.

и, как правило, все заканчивается тем, что:

  • Упаковка — показатель качества товара и стиля автора.

С таким отношением к упаковке, лучше не браться за нее, потому-что:

  • Визитная карточка фотографа — его стиль, видение мира и повествования — работы в портфолио.
  • Конкурентное преимущество — совокупность характеристик, а не типовая упаковка, в которой «уникален», только логотип автора.
  • Уникальность продукта подчеркивает сам фотограф; точнее его марены, тон в беседе и личностные качества, как ремесленника и автора произведения.
  • Основа рекомендаций — полное удовлетворение от сотрудничества или покупки. И не нужно приписывать обертке то, за что отвечает автор и его произведения.
  • В основе большинства материалов, из которых создается упаковка, содержится лигнин и другие вещества, которые повышают кислотность упаковки (губительно для фото).

и самое «неприятное»:

  • Упаковка обязана защитить продукт от любых случайных, или объективных, пагубных воздействий окружающей среды. Возможно это в ситуации когда, ради «красоты», дно или отдельный отсек, короба выстилают мхом (влага!), используют клеевые основы на поверхности пористого материала? Конечно нет. Про стиль сказано выше, упаковка — бутафория, стилизация продукта, но никак не стиль.

Типовое понимание упаковки, в рамках продуктов питания или устройств, не применимо или точнее сказать — исключено в фотографии, потому-что она, зачастую, более вредит: снимкам и фотографу; автор не может побороть свою зависимость от упаковки, прекращает развитие и продукта, и своих навыков, которые необходимы для выхода на своего зрителя, а фотографии, как это не печально, контактируют с материалами, которые, в случае длительного хранения (а продолжительность зависит от культа упаковки на стороне покупателя), могут безвозвратно и скоротечно (зависит от условий хранения) испортить снимки.

Если говорить о сервисе, качестве и бренде, то на первое место выходит отнюдь не «красиво» и «дух времени», а надежность — самое веское качество, которое оценит любой грамотный и главное — свой клиент.

Идею реализовать, нельзя выбросить

Упаковка не поможет найти своего зрителя, потому-что она привлекает только тех, у кого нет, и не будет, понимания фотографии, для кого приобретение и потребление — слова синонимы, без каких-либо различий. Конечно, какое-то время сей рынок продолжит свое существование, но повсеместное внедрение голограмм скоро отберет у фотографии потребителей и возможно останутся зрители, которые захотят купить снимки, потому-что…

… объяснение фотографу придется искать самостоятельно и заранее, потому-что не бывает, и в это придется поверить, двух одинаковых сегментов, портретов целевой аудитории. И правду сказал впервые тот, кто дал совет: «Исследуйте своего клиента, а не выдумывайте». И сказать то нечего… потому-что делая акцент на упаковке, фотограф принижает свои заслуги и уходит в нишу, где не слышат клиента, а отдают должное, согласно «духу времени»…

… но выветрится он и придет понимание, что упаковка заказчику не важна, покупает то он не ее, а снимок (работа над которым не завершена, если автор не смонтировал фотографический отпечаток на картон и не оставил подпись), который достаточно оформить с учетом музейно-галерейных требований — представить завершенный продукт, а не полуфабрикат в авторской упаковке.

Дорогостоящая упаковка уходит в прошлое, в большинстве жанров — безвозвратно. Ее место занимают неприметные обертки, которые помогают:

  • Фотографу. Защитить продукт во время передачи клиенту и не выходить за пределы багетной мастерской, исключить лишнее партнерство; снизить цены.
  • Покупателю. Приобрести итоговый продукт, а не полуфабрикат в дорогой упаковке, с пониманием которой все просто: после доставки и распаковки — в урну.

прийти к пониманию, что признаки качества — надежность и долговечность.

Дополнено 14.12.2017

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: