Не скоро запряг, да скоро приехал.

/Русская пословица/

Заметка много раз переписывалась. Изначально это был обзор нововведений, которые должен учитывать фотограф, в своем продвижении на просторах социальной сети Facebook; аналог, и в каком-то смысле, счетчик обновлений площадки. Но позднее, когда я оставил эту площадку и перешел на работу с другими рекламными каналами, у меня не осталось времени, желания, интереса и повода, чтобы отслеживать нововведения и анализировать статистику. Facebook, в моем понимании, остался эффективным и рентабельным SMM-каналом прошлого, в котором, если не жалко времени, можно быстро набрать базу региональных контактов и «засветиться», но далее — стоп, «плато».

Сначала я думал убрать эту заметку из записной книжки, потому-что без обновлений, ни мне, ни вам, она не нужна — что толку от устаревшей информации? Но на днях коллега прислал в письме ссылку на публикацию, в которой описывается очередное обновление алгоритмов FB. Читал с удовольствием. Видно, что автор понимает вопрос, пытается разобраться в причинах, оценить последствия нововведений, представить будущее Facebook (как бизнес-инструмента) и судьбу SMM-щиков.

Прошло несколько дней и я решил обновить свою заметку, чтобы:

  1. Объединить следствия обновлений Facebook, которые необходимо учитывать новичку, фотолюбителю и всем, кто создает аккаунт ради коммерческих интересов.
  2. Напомнить: какие цели преследуют владельцы Facebook и почему фотографу, если его интересует заработок и развитие (вопрос творчества), не стоит переоценивать FB.
  3. Изменить формат заметки, чтобы превратить ее из хронологичного списка обновлений в памятку, которая убережет новичков от общественного мнения, поможет задуматься.

Уже в процессе написания первых строк, пришел к пониманию, что заметка мне интересна и, если курс Facebook не изменится, полезна:

Анализ точки зрения, через месяц-другой, после написания, — возможность проверить себя, заметить ошибки, сделать выводы и внести правки.

Новая версия заметки пригодится начинающим фотографам, которые привыкли планировать: свой день, бюджет, творческую деятельность; и стремятся контролировать свою зависимость: от сторонних решений и общественного мнения.

facebook-001

Преимущества

Facebook удобен тем, что:

  1. Основа его аудитории — жители крупных городов, которые интересуются бизнесом и, что не удивительно, различными сферами культуры, в том числе — фотографией. Они занимают активную жизненную позицию; на просторах соцмедиа работают над своим имиджем, ищут новые деловые контакты.
  2. Не ограничен русскоязычной аудиторией, что удобно, если автор не привязан к своему локальному рынку. Одновременные публикации на нескольких языках (которые лучше сразу активировать в языковых настройках аккаунта) позволяют выводить публикации на подходящем для читателя языке (учитывается местонахождение).
  3. Единый почтовый ящик объединяет все продукты Facebook. Все сообщения собраны в отдельной закладке приложения «Pages» и разделены по источникам: социальная сеть, Messenger, Instagram. Единый почтовый ящик — возможность ответить на все запросы в рамках одного приложения.

Но будь в нем только хорошее — другие социальные сети давно бы исчезли, поэтому оценим, а сперва — взглянем, на основные недостатки FB, которые необходимо учитывать фотографу.

facebook-002

Недостатки

Facebook осложняет продвижение фотографа тем, что:

  1. Органический охват падает. Сначала умная лента, позднее — улучшение алгоритмов и как итог — органический охват упал на 52% (с января по июль 2016 года). Количество и качество публикаций растет, видимость падает. Бизнес теряет своих же подписчиков, но ситуацию не изменить.
  2. Зависимость от рекламы растет. Facebook не скрывает своего желания зарабатывать на рекламе, именно поэтому совершенствуются алгоритмы выдачи новостной ленты; а не ради мира во всем мире. Нужна аудитория и продажи — плати, не хочешь платить — с Facebook можно не работать, эффективность равна нулю.
  3. В приоритете выдачи видео, а не фотография. Руководители Facebook заявили, что лет через 5, FB станет крупнейшей в мире видеоплощадкой. И отныне, при формировании новостной ленты пользователя, видео — позитивный фактор ранжирования. Думаю не стоит говорить про Oculus Rift… фотография потеряет ценность для Facebook, совсем.
  4. Каждая новая миссия компании увеличивает затраты: времени и денег. Цукерберг хоть и американец, но все же человек и зависит от инвесторов. Им нужны деньги, «порядок в голове потребителей» и регулярная прогрессия прибыли. Период вовлечения прошел и лучше оценивать свой бюджет, а не CPM виртуальной площадки.
  5. Несмотря на все заявления, зависит от политики. Особенно это видно в последние дни и месяцы — блокировки, цензура, манипуляции в новостной ленте пользователей; чем завтра не понравится миру Россия — неизвестно, но как обезопасить себя (свое дело и нервы) от последствий — понятно.

Вместо заключения

Неудобная и местами нелогичная навигация, избыток функционала — это про Facebook. Хоть и занимаются им передовые умы планеты, но почитать книжку «Дизайн для реального мира» следовало бы. Коллективное мышление, как основа будущих алгоритмов, которые «улучшат» новостную ленту пользователей, возможно, приведет к обратному эффекту; список контактов — не лучший фильтр для поступающей информации.

Facebook — это социальная сеть, которая в большей степени играет на укрепление имиджа, и в меньшей — на продажи. Последние новости:

  1. Реформа Facebook…
  2. Заявление Цукерберга…

Лишь начало больших перемен, которые призваны увеличить прибыль владельцев, а людей… пользователи обслуживают площадку: наполняют ее контентом, оплачивают содержание всех сотрудников и серверов… пользователи нужны компании, они ее производящая сила, а нужна ли компания пользователям — большой вопрос. Конечно, альтернативы есть — тот же ВК, но его лидерство по количеству обеспеченных пользователей, возможно, временно. К тому же не стоит забывать о том, что стоимость привлечения клиента важнее источника, и пора обратить свое внимание на все доступные рекламные каналы, и вспомнить, что жизнь коротка, и кроме социальных сетей и работы, у фотографа есть семья, которая важнее пикселей на экране.

Дополнено 31.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: