Не скоро запряг, да скоро приехал.

/Русская пословица/

Заметка много раз переписывалась. Изначально это был обзор нововведений, которые должен учитывать фотограф, в своем продвижении на просторах социальной сети Facebook; аналог, и в каком-то смысле, счетчик обновлений площадки. Но позднее, когда я оставил эту площадку и перешел на работу с другими рекламными каналами, у меня не осталось времени, желания, интереса и повода, чтобы отслеживать нововведения и анализировать статистику. Facebook, в моем понимании, остался эффективным и рентабельным SMM-каналом прошлого, в котором, если не жалко времени, можно быстро набрать базу региональных контактов и «засветиться», но далее — стоп, «плато».

Сначала я думал убрать эту заметку из записной книжки, потому-что без обновлений, ни мне, ни вам, она не нужна — что толку от устаревшей информации? Но на днях коллега прислал в письме ссылку на публикацию, в которой описывается очередное обновление алгоритмов FB. Читал с удовольствием. Видно, что автор понимает вопрос, пытается разобраться в причинах, оценить последствия нововведений, представить будущее Facebook (как бизнес-инструмента) и судьбу SMM-щиков.

Прошло несколько дней и я решил обновить свою заметку, чтобы:

  • Объединить следствия обновлений Facebook, которые необходимо учитывать новичку, фотолюбителю и всем, кто создает аккаунт ради коммерческих интересов.
  • Напомнить: какие цели преследуют владельцы Facebook и почему фотографу, если его интересует заработок и развитие (вопрос творчества), не стоит переоценивать FB.
  • Изменить формат заметки, чтобы превратить ее из хронологичного списка обновлений в памятку, которая убережет новичков от общественного мнения, поможет задуматься.

Уже в процессе написания первых строк, пришел к пониманию, что заметка мне интересна и, если курс Facebook не изменится, полезна:

Анализ точки зрения, через месяц-другой, после написания, — возможность проверить себя, заметить ошибки, сделать выводы и внести правки.

Новая версия заметки пригодится начинающим фотографам, которые привыкли планировать: свой день, бюджет, творческую деятельность; и стремятся контролировать свою зависимость: от сторонних решений и общественного мнения.

facebook-001

Преимущества

Facebook удобен тем, что:

  • Основа его аудитории — жители крупных городов, которые интересуются бизнесом и, что не удивительно, различными сферами культуры, в том числе — фотографией. Они занимают активную жизненную позицию; на просторах соцмедиа работают над своим имиджем, ищут новые деловые контакты.
  • Не ограничен русскоязычной аудиторией, что удобно, если автор не привязан к своему локальному рынку. Одновременные публикации на нескольких языках (которые лучше сразу активировать в языковых настройках аккаунта) позволяют выводить публикации на подходящем для читателя языке (учитывается местонахождение).
  • Единый почтовый ящик объединяет все продукты Facebook. Все сообщения собраны в отдельной закладке приложения «Pages» и разделены по источникам: социальная сеть, Messenger, Instagram. Единый почтовый ящик — возможность ответить на все запросы в рамках одного приложения.

Но будь в нем только хорошее — другие социальные сети давно бы исчезли, поэтому оценим, а сперва — взглянем, на основные недостатки FB, которые необходимо учитывать фотографу.

facebook-002

Недостатки

Facebook осложняет продвижение фотографа тем, что:

  • Органический охват падает. Сначала умная лента, позднее — улучшение алгоритмов и как итог — органический охват упал на 52% (с января по июль 2016 года). Количество и качество публикаций растет, видимость падает. Бизнес теряет своих же подписчиков, но ситуацию не изменить.
  • Зависимость от рекламы растет. Facebook не скрывает своего желания зарабатывать на рекламе, именно поэтому совершенствуются алгоритмы выдачи новостной ленты; а не ради мира во всем мире. Нужна аудитория и продажи — плати, не хочешь платить — с Facebook можно не работать, эффективность равна нулю.
  • В приоритете выдачи видео, а не фотография. Руководители Facebook заявили, что лет через 5, FB станет крупнейшей в мире видеоплощадкой. И отныне, при формировании новостной ленты пользователя, видео — позитивный фактор ранжирования. Думаю не стоит говорить про Oculus Rift… фотография потеряет ценность для Facebook, совсем.
  • Каждая новая миссия компании увеличивает затраты: времени и денег. Цукерберг хоть и американец, но все же человек и зависит от инвесторов. Им нужны деньги, «порядок в голове потребителей» и регулярная прогрессия прибыли. Период вовлечения прошел и лучше оценивать свой бюджет, а не CPM виртуальной площадки.
  • Несмотря на все заявления, зависит от политики. Особенно это видно в последние дни и месяцы — блокировки, цензура, манипуляции в новостной ленте пользователей; чем завтра не понравится миру Россия — неизвестно, но как обезопасить себя (свое дело и нервы) от последствий — понятно.

Вместо заключения

Неудобная и местами нелогичная навигация, избыток функционала — это про Facebook. Хоть и занимаются им передовые умы планеты, но почитать книжку «Дизайн для реального мира» следовало бы. Коллективное мышление, как основа будущих алгоритмов, которые «улучшат» новостную ленту пользователей, возможно, приведет к обратному эффекту; список контактов — не лучший фильтр для поступающей информации.

Facebook — это социальная сеть, которая в большей степени играет на укрепление имиджа, и в меньшей — на продажи. Последние новости:

  1. Реформа Facebook…
  2. Заявление Цукерберга…

лишь начало больших перемен, которые призваны увеличить прибыль владельцев, а людей… пользователи обслуживают площадку: наполняют ее контентом, оплачивают содержание всех сотрудников и серверов… пользователи нужны компании, они ее производящая сила, а нужна ли компания пользователям — большой вопрос. Конечно, альтернативы есть — тот же ВК, но его лидерство по количеству обеспеченных пользователей, возможно, временно. К тому же не стоит забывать о том, что стоимость привлечения клиента важнее источника, и пора обратить свое внимание на все доступные рекламные каналы, и вспомнить, что жизнь коротка, и кроме социальных сетей и работы, у фотографа есть семья, которая важнее пикселей на экране.

Дополнено 31.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: