pervaya-plenochnaya-fotokamera-kodak-prichiny-poyavleniya-i-zabytye-posledstviya-revolyucii-logo

Появившись на свет, фотография навсегда изменила жизнь общества, но оставалась непознанной, не сформированной и порождала противоречия. Одни считали ее лучшим изобретением 19 века. Другие, напротив, принижали ее возможности и всячески высмеивали. По словам искусствоведов, Луи Дагерр (как и многие художники), в глубине души, призирал фотографию и видел в ней лишь утилитарную сущность, без намека на искусство, из-за того, что на ней сплошь и рядом зарабатывали деньги. Фотография превратилась в индустрию.

Но это было лишь началом. В дальнейшем, фотографии предстояло стать достоянием масс.

Предпосылки

В далеком 1860 году, Джон Гершель, как утверждают, первым озвучил термин «моментальная фотография». Тогда это казалось нелепым, смешным, похожим на шутку.

В 1878 году, рядовой банковский клерк из Рочестера, Джордж Истмен, отправляясь в отпуск, решил купить современную (по тем временам) фотокамеру, чтобы запечатлеть увиденное.

Но поездке не суждено было случиться.

Фотоаппарат тех времен, по размерам, напоминает современную микроволновку, да еще на деревянном (и очень тяжелом) штативе. К этому «счастью» прилагался чемодан (скорей сундук) с пробирками, эмульсией, пластинами, кувшином для промывки, палаткой для проявки и сушки полученных фотографий. Увиденное шокировало Истмена и отпуск он провел в раздумьях о том, как бы упростить процесс фотографирования и сделать его общедоступным.

Благодаря Джорджу Истмену в фотографии произошла революция

Читая в журналах про эксперименты английских коллег, которые готовили фотоэмульсию из желатина, Истмен придумал сухую эмульсию, которую можно было наносить на пластины заранее. Заметив востребованность изобретения и его перспективы, Джордж не стал останавливаться и начал искать иную основу для эмульсии. Более гибкую и легкую. На ее роль прекрасно подошла бумага, которая после нанесения эмульсии, сворачивалась и помещалась в кассету, для дальнейшего использования в фотоаппарате.

Поступив в продажу, гибкая пленка не пользовалась бешенной популярность и стало ясным:

Чтобы сделать фотографию действительно массовой, потребителю нужно предложить еще и простую в использовании камеру.

И вскоре (в 1886 году) такой фотоаппарат был сконструирован, запатентован и представлен общественности.

Это была бокс-камера для стандартной роликовой катушки, рассчитанной на 48 негативов размером 4х5 дюймов, с фокусирующей оптикой и «затвором аллигатора», который был самой дорогой и уязвимой частью камеры. Он плохо работал и вскоре был заменен на более надежный и дешевый аналог.

Проведя ряд усовершенствований, в 1888 году Истмен выпустил в продажу новую любительскую камеру Kodak №1. Это была революция. В индустрии, фотографии и обществе фотолюбителей.

George_Eastman_patent_no_388,850

Отныне фотография ассоциировалась со словом Kodak и даже возник термин:

Поколение помешанных на Kodak’е.

Успешность камеры объяснялась:

  1. Стоимостью. За 25$ человек получал камеру, с заряженной пленкой на 100 кадров.
  2. Простотой использования. Согласно инструкции, с фотоаппаратом мог работать каждый, кто способен: 1. Направить камеру. 2. Нажать на кнопку. 3. Повернуть ключ. 4. Дернуть шнур.
  3. Сервисом. Отсняв все 100 кадров, камера отправлялась по почте производителю, который возвращал камеру заряженной новой пленкой и отправлял 100 отпечатков, наклеенных на картон (или столько отпечатков, сколько было годных негативов), полученных с первого ролика — и все это стоило 10$.

Фотография доступна всем

Воодушевленный успехом, Джордж Истмен пошел дальше, с целью создания, как он считал, фотоаппарата для детей.

Итогом кропотливых исследований стал Kodak Brownie — фотокамера простейшего типа, выпускавшаяся в течении нескольких десятилетий, начиная с 1900 года.

Brownie_with_box

Первая модель линейки стоила 1$, а моток пленки к фотоаппарату обходился в 15 центов, проявка — 40 центов. Таким образом, благодаря тому, что цена камеры упала с 25 до 1$, а цена проявки с 10$ до 40 центов, фотография стала доступна для всех, кто хотел бы себя в ней попробовать.

Последующие годы производства были посвящены цели поглощения рынка любительской фотографии, вытеснению конкурентов (к примеру, немцев, лидеров индустрии, с их качественными материалами и великолепной оптикой, но очень высокими ценами) и созданию системы фотопечати Kodak Express.

Мир после Kodak

Фотоаппараты Kodak изменили не только действия с камерой, но и жизнь, видимую через объектив. Отныне можно было сделать много кадров, не зависеть от копфгалтера и даже студии. Брать с собою камеру туда, где проходит ваша жизнь и отражать каждый ее шаг. Появились улыбки на фотографиях, бытовые моменты, радость и обилие движения.

С появлением фотокамер Kodak, фотография стала развлечением. Ведь теперь можно было много снимать, а с неудачными снимками разберутся специалисты.

Но за развлечениями пришли эксперименты, открытия и случайные находки.

Начало раскола

В руках беззаботных любителей, незатронутых замыслами художников, педантизмом профессионалов, фотография показала свое истинное лицо, раскрывая свои бесконечные возможности.

В те годы искусство фотографии не требовало существования каких-то теорий или глубоких традиций. Оно создавалось любителями, которые делали снимки, изучали процесс съемки, открывали что-то новое, что оставляло след в развитии фотографии.

Да и сама история фотографии появилась в 20 — 30е годы XX века, когда прогрессивно мыслящие люди по-новому увидели старые фотографии и сказали, что им все равно искусство ли это и добавили, что хотят поучиться у фотографов прошлого.

Но в ответ на бум прикладной фотографии, появилось течение пикториализма, участники которого сближали фотографию с живописью и графикой.

Работы пикториалистов сливались с искусством и подчеркивали протест против глубоких любительских снимков, и фотографий коммерческих фотостудий.

Именно с первыми фотокамерами Kodak, связано заметное расслоение в мире фотографии. Отныне ее возможности обуславливаются потребностями человечества, а направления развития подчинены людям, в чьих руках оказывается камера. Так и появилось привычное нам разделение на фотолюбителей, коммерческих фотографов и художников.

Последствия революции

Лозунг Джорджа Истмена — «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем всё остальное» — объясняет появление первого общедоступного искусства, которое завоевало всемирную популярность.

Пленочные фотоаппараты Kodak подобны бомбе, навсегда изменившей мир фотографии. До этого, она была уделом обеспеченных людей и узкого числа последователей, а теперь она доступна каждому, достаточно иметь желание.

Благодаря революции, связанной с появлением фотокамер Kodak, мы:

  • Имеем возможность создавать моментальную фотографию.
  • Пользуемся благами индустрии, развивающейся в условиях конкуренции и борьбы за потребителя.
  • Имеем разделение на фотолюбителей, профессионалов и художников.
  • Видим сформированный пласт истории фотографии и приумножаем его.
  • Понимаем, что на революцию в отрасли способен и любитель, важно работать в неизведанном направлении и оценивать перспективы.
  • Осознаем важность грамотной рекламы и построения сервиса.
  • Можем предугадать очередной виток эволюции, развития фотографии.

На стыке веков, Джордж Истмен непросто изобрел камеру, он изменил уклад фотографии, дал возможность каждому, независимо от социального слоя, попробовать себя в творчестве, минуя огромные финансовые затраты.

Но более важное остается в тени…

В качестве заключения:

Пройдя очередной виток своего развития, фотография осталась ребенком, но с понятным обликом, возможностями и быстрорастущей индустрией. От нее многого стали ждать и еще большего — требовать.

Удобство, скорость протокольной фиксации — закрепили за ней необходимость создавать точную двумерную модель окружающего мира. Это было начало борьбы за выживание, за место в этом мире, которое для фотографии отнюдь неоднозначно…

За 100 лет мало что изменилось. Поколение «помешанных на Kodak’е» переименовалось в Instagram сообщество, а принцип одной кнопки остался неизменен, правда на смену пленке пришли «умные телефоны». По большому счету, «посмотрев в зеркало истории» мы видим рождение фастфуда в фотографии. Подешевле и побольше, да развлечения ради. Один в один с нашей реальностью, разве что технический прогресс изменил материальные аспекты.

В остальном же…

Предполагаю, что фотографию ждет очередной виток борьбы за выживание, а фотографов — необходимость отстаивать надобность своей профессии. Это непросто, ввиду смены ценностей на материальные, временное помутнее рассудка и смысла бытия.

Пройдет еще 100 лет и ничего не изменится. Останутся реалисты, импрессионисты, пикториалисты. Как и живопись, фотография «вынужденно родит мертвое дитя» — гиперреализм, это и загонит прикладную фотографию в тупик, который станет отправной точной для фотографии, как искусства и ремесла.

Но этим не прекратится война, в которую невольно втянута фотография. Ведь став достоянием масс, она стала зависимой от потомков тех, кто однажды пришел в творчество с затратой в 1$.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Дагерротип. Фотография, в наши дни, так сильно вошла в повседневную жизнь человечества, что уже трудно представить этот мир без фотоаппарата, а ведь […]
  • Амбротипия. Амбротипия – вариант мокро-коллодионного процесса, изобретенного Фредериком Скоттом Арчером и представленный научному сообществу в 1851 […]
  • Почему фотография стоит дорого? Кто покупает и для чего? Сегодня нас ожидает разговор на тему стоимости фотографии. Кто-то может возразить – зачем? Ведь уже «разложены по полочкам» все вопросы […]