Самоопределение редко ограничивается жанром, стилистикой и профессиональной этикой — во многих случаях, все может идти намного дальше:

  • технология,
  • философия труда,
  • назначение искусства,
  • смысл жизни,
  • образ жизни.

Сейчас никому не кажутся уместными разговоры о том, что же лучше: темпера или масло? И, на мой взгляд, это показатель взросления сообщества художников: все понимают, что каждой, из ныне известных техник, свои задачи и своя рука.

Фотография — более молодое ремесло, которое все еще не может определиться: искусство ли оно или, возможно, механическая служанка науки, живописи и прочих ремесел…

Неудивительно, что попыткам выяснить — что же лучше: амбротипия / цифровая / пленочная фотография — нет конца и края.

Хочется верить, что однажды все изменится: на смену противопоставлению, придет мудрость и понимание, что каждому фотографическому процессу — «свои задачи и своя рука»; но пока дела обстоят иначе, и понимая это, я хочу на этой странице начать перечисление объективных «за» и «против», актуальных, по данной теме, для провинциального фотографа из России.

За:

Доступный СФ и БФ

Цифровая среднеформатная или крупноформатная фотокамеры и цифровые задники к ним — в условиях провинции, это «дорогая игрушка» (рентабельность которой зависит не столько от профессионализма фотографа, сколько от его готовности «бегать по всем известным рынкам» — в поисках бюджетов, делающих использование «такого» инструмента уместным). Но, если коснуться пленочной фотографии, с ее бэушным рынком и узконаправленным производством — использование СФ и БФ становится более реальным:

  • бэушная среднеформатная камера — от $300;
  • бэушная крупноформатная камера — от $200;
  • новая крупноформатная камера — от $300;

Аналоговые фотопроцессы делают мир форматных камер доступнее.

Развитие собственного интеллекта

Провинция — особая среда:

  • бюджеты — меньше,
  • технологии — дальше,
  • расходники — дороже,
  • зависимость от логистики — больше.

В таких условиях, аналоговые технологии — благо, потому что помогают возделывать в себе: бережливость, неторопливость, разборчивость. Надеюсь, с этим многие согласятся (особенно те, кто замечал, как постыдны ошибки и как опасны, для бюджета, съемки «на авось»).

Со временем, становишься менее поспешным, в принятии решений и в действиях; в каком-то смысле, перестаешь надеяться на встроенную в камеру «защиту от дурака» или подсказки, на постобработку, поскольку в твоей камере ничего этого нет и надо надеяться только на себя — на свои навыки и опыт.

Максимальная независимость от ИИ

Цифровой фотопроцесс прощает многие ошибки, требует меньшей квалификации и попросту упрощает мыслительный процесс; и хотя это логично (каждый инструмент накладывает уйму ограничений и одновременно с этим — открывает новые возможности), всегда ли это нужно?

Первые аналоговые фотопроцессы — дагерротипия или амбротипия, к примеру, требовали не столько навыков съемки, сколько понимания химии фотопроцесса, отлаженных действий и не в последнюю очередь — собственной фотостудии.

Пришедший им на смену — желатиносеребряный фотопроцесс, привел к масштабному росту промышленного производства фотоматериалов, благодаря чему фотографы освобождались от рутинных и вредных процессов, при желании — от самостоятельной печати и необходимости иметь собственную фотостудию. А смысл труда фотографа стал напоминать, труд живописца, иконописца и летописца, со всеми вытекающими обязательствами.

Пришедшие им на смену — цифровые технологии, сделали труд более комфортным и сказать по правде — более предсказуемым, благодаря повсеместно возможной автоматизации, смысл, на самом-то деле, которой вовсе не в скорости, а в возможности отдаться целиком творчеству, без слов и мыслей о техпроцессе, съемочном павильоне и так далее.

И все бы хорошо, но чем меньше в нашей жизни утомительного монотонного труда, тем мы и более податливые, для манипуляций, и менее культурные, в подлинном смысле этого слова. И в этом кроется обратная сторона любой технологии: чем чаще мы используем ее, тем скорее в итоге приобщаемся к ее смыслам. Говоря о цифре — утрата самостоятельности.

К сожалению, я к этому не готов, как собственно и многие другие коллеги, которые «сегодня» выбирают аналоговые технологии.

Снижение зависимости от гаджетов

Утрата самостоятельности, как особенность цифровых технологий, прослеживается и во всех необходимых инструментах, от фотокамеры до компьютера:

  • не ты, а за тебя решают: когда тебе лучше обновить устройство;
  • не ты, а за тебя решают: каким будет его функционал;
  • не ты, а за тебя решают: как будут интерпретированы данные;
  • не ты, а за тебя решают: какова будет твоя роль, во всем этом процессе.

Я смотрю на аналоговые технологии и понимаю, что купленная мною фотокамера как стоила, на момент покупки, условные $1000, так и будет стоить, продавай я ее через 10-20 лет… чего, к сожалению, не сказать о цифровой камере, которая ежегодно теряет в цене, причем неважно — простояла она все это время на полке, или же использовалась в экстремальных условиях… Поступила в продажу новая модель фотоаппарата — твой устарел. Такие дела…

Выбирая аналоговые технологии, фотографы вовсе не препятствуют прогрессу (мало кто еще понимает, но в мире аналоговых технологий, тоже идет непрерывное развитие, — фотокамер, фотопленок, оборудования для фотолабораторий и так далее), они лишь выбирают процесс (и его черты), который позволяет, при желании, собрать неустаревающую систему.

Привлекательность для коллекционеров

По мере развития автоматизации, неважно — в искусстве, или в более бытовых ремеслах, все сильнее ощущается ценность артефакта, уникального почерка (рожденного несовершенством техпроцесса или используемых материалов). Собственно, все мы видим, что цифра ведет нас, к сожалению, по пути обесценивания единичного экземпляра, в целом — труда фотографа, и что вдвойне неприятно — так это необходимость снимать чаще и больше, чтобы сохранять тот — привычный и необходимый нам, уровень дохода.

Аналоговые технологии (благодаря нестабильности процесса — и повышенным требованиям к профессионализму фотографа) позволяют гармонизировать рабочий процесс и вернуть себе время жизни, которое можно уделить семье, развитию насмотренности, самообразованию, — все в купе, это становится началом деятельности, где миром правит не мелкая торговля или, в условиях провинции, «клановая система», а коллекционеры и кураторы, которые всегда рады, да и будут, неавтоматизированному искусству.

Против:

Большая часть необходимого оборудования — б/у

Логичный перерыв, в производстве фотооборудования и расходников (связанный с переходом фотоиндустрии на цифровые технологии), привел к тому, что одни производители разорились и некому продолжать их дело, другие — стали частью цифровой индустрии, утратив «науку», уникальную школу и человеческий актив, и не могут достойно вернуться к тому, что делали и продавали в течении многих лет.

Конечно, «отскок» заметен:

  • возобновлено и развивается производство фотопленки, фотобумаги и фотохимии;
  • постепенно, совершенствуется производство проявочных устройств и аксессуаров;
  • оптимизируется производство крупноформатных фотокамер.

Но все это радует, если не касаться среднеформатных камер, вопросов сканирования и печати — вот где огромные проблемы:

  • за исключением Rolleiflex, приобретать придется бэушный фотоаппарат;
  • появится ли достойная замена фотоувеличителям Durst — неизвестно;
  • насколько понимаю, возобновления производства барабанных сканеров не ожидается;
  • возрождение традиционных фотолабораторий в провинции — нерентабельно.

И если в ближайшие 10 лет, в ответ на растущий спрос, ситуация не изменится, то фотографы столкнутся с вполне закономерной проблемой:

Несмотря на качество изготовления, время берет свое: с каждым годом, вероятность поломки существующего оборудования возрастает, а ремонтировать его — проблематично, из-за отсутствия запчастей, да и по причине отсутствия квалифицированных ремонтников.

Конечно, проблема решаема, но далеко не всеми…

Ценная информация собирается по крупицам

Мастеров, которые являются носителями уникальных знаний — остается все меньше. Ничего с этим не поделать, возраст.

Уйдут они — нам останутся только книги. Ранее изданные, собираемые в библиотеках или на просторах букинистических магазинов.

С этим, тоже, ничего не поделать.

Есть, конечно, сеть Интернет, видеоканалы и блоги, но это личный опыт, частный случай и не идет он ни в какое сравнение с системным изложением, свойственным системе образования…

Подлинные мастера — вне шумных тусовок

…причем неважно, фотографы это, печатники или ремонтники. Фотопленка — это большая и в тоже время — семья, а не сообщество: многие стремятся к уединенной жизни.

Чтобы найти интересного собеседника или мастерскую, в которой можно испросить совета, и критики, нужно обойти немало мест, пообщаться со многими вне онлайна. Собственно… Так и приходит понимание, что аналоговая фотография гармонична вне «сети», — и готов ли ты к этому?

Транспортные издержки, если живешь в провинции

Проживая в провинции, нужно смириться с повышенными затратами на аналоговый процесс: фотопленку, фотохимию, фотобумагу и прочие сопутствующие товары — не купить на месте, все нужно заказывать онлайн и ждать доставки.

Если самостоятельно не проявлять / не сканировать фотопленку и не печатать фотографии, то быть готовым к зависимости от услуг транспортных компаний и фотолабораторий… не самое приятное, но порой — так складываются обстоятельства.

Признание в узких кругах

Несмотря на восторженные отзывы ценителей, коллекционеров и искусствоведов, аналоговая фотография собирает вокруг себя не такую большую аудиторию, в сравнении с цифровой, и в каком-то смысле это нормально: иные стили, иные темы, иные форматы… Все иное.

Собственно, в этом кроется смысл любого движения против течения: ты, и только ты, должен понимать — зачем тебе это нужно, и что нужно делать, чтобы достичь цели. Не стоит ждать в свой адрес восторженных отзывов, просто потому-что ты делаешь что-то не так, как принято; в твое время, в твоем мире.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: