pochemu-snizhayutsya-realnye-dohody-fotografov
Photo by Christian Roßwag on Unsplash

Казалось бы, на предыдущей странице, указал основные причины снижения спроса на фото в России, но хочется продолжить тему, потому что реальные доходы фотографов, иногда, могут снижаться при стабильном, на первый взгляд, положении дел: спрос не уменьшается и оплата (размер гонорара) то же. — Если мы хотим изучить все возможные причины снижения наших доходов, то нужно рассмотреть происходящее под разными углами.

Для кого эта заметка?

Исключительно для тех, кто работает на отечественном рынке и получает оплату в рублях, — повествование без разделения на коммерческую и арт-фотографию (беда общая).

Причины снижения реальных доходов фотографов в России

Оценим реальность:

Во-первых, пока на инфляции и на валютных играх кое-кто зарабатывает, обычный человек, в данном случае — фотограф, все чаще замечает, что работает то он локально, но расходники, с самим оборудованием, он закупает извне. Проверяет на себе реальное влияние роста НДС, ну и конечно же — снижение таможенных лимитов. Цены на топливо и «силу» отечественной, и безумно «любимой», валюты, которая непрерывно дешевеет, от года к году.

Ситуация осложняется, если приходится печатать фотографии и изготавливать фотокниги, — вдвойне осложняется, если местные фотолаборатории, вместо повышения ценника (они в той же ситуации, что и фотограф, — все импорт), сохраняют стоимость, но роняют качество (и не самая дешевая услуга начинает заказываться из столицы или иных городов, а это новые и еще менее стабильные затраты — транспортные, которые придется закладывать в свой ценник). И что неприятно: на любом рынке есть свой предел, выше которого цены повышать нельзя, — в условиях снижения реальных доходов населения, он менее высок, чем когда-либо.

Если, традиционно, чистая прибыль за проект ~30%, то, благодаря выше указанному, умерить свой аппетит до 20% — становится вынужденным решением, а 12-15% началом катастрофы — семье-то нужно кушать, одеваться, — фотография, как работа ради работы — бессмыслица.

Во-вторых, благодаря существующим временным таможенным лимитам стало менее выгодно покупать б/у оборудование извне, через тот же eBay, поскольку теперь «влезть в лимит» — ой сложно… ситуация наиболее близка тем, кто занимается аналоговой фотографией, к примеру, амбротипией или пленочной фотографией.

— Рынок доступной поддержанной фототехники всегда помогал снизить издержки и вывести на всеобщее обозрение экспериментальные предложения, с минимальными затратами.

«…»

Возможные последствия

На возможный вопрос: «Почему мы так живем?» — отвечу вопросом: Как вы думаете, кому и выгодно и радостно от сложившийся ситуации?

На мой взгляд:

  1. Тем, кто заинтересован, чтобы не стало Русской фотографии, Русского фотографа.
  2. Тем, кто заинтересован, чтобы не стало Русской школы фотографии.
  3. Тем, кто заинтересован, чтобы не появилось Русского фотооборудования.

На такие вопросы проще ответить, потому что сразу видна выгода:

  1. Тех, кто планирует преподавать или работать на нашем рынке.
  2. Тех, кто прививает нам свою систему ценностей.
  3. Тех, кто продает нам фотооборудование.
  4. Тех, кто стабильно зарабатывает на разрухе (в том числе — в головах).

Иными словами: выгодно тем, кто хочет поберечь силы — дождаться момента, когда мы сами и своими же руками задушим остатки своей фотоиндустрии, которая так и не переродилась, в течении последних свободных 30 лет, — прийти по приглашению, когда не останется тех, кто мог бы представлять угрозу бизнесу.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: