Популярная в России, социальная сеть «ВКонтакте» может похвастаться обширной аудиторией (без сегментации на ботов и фейков, что естественно), технологической стабильностью и набором инструментов для бизнеса.

Все это вы знаете и без меня.

Содержание текста ниже — оценка возможностей ВКонтакте взглядом фотографа, которого интересует коммерческая привлекательность социальной сети (как рекламного канала), а не ее возможности для рядового пользователя, или бизнеса, мечта которого — статус, узнаваемость и т. д.

pochemu-vkontakte-teryaet-kommercheskuyu-privlekatelnost-dlya-fotografa-001

Мой интерес к рекламных каналам прост:

  • Первым делом — оценить стабильность.
  • Вторым — целесообразность.
  • Третьим — долговечность.
  • И напоследок — баланс. Вкладывать больше, чем получаешь — глупо. Да и «жить в канале» глупо. Основная деятельность — фотография, а не профессия маркетолога.

Для тех, кому интересны хэштеги, правила подписывания картинок и периодичность публикаций, есть корпоративные SMM-блоги.

Я пишу о другом.

Откуда желание написать статью

С июля 2014 года я не просматривал новостную ленту ВКонтакте, но в августе 2016, после вступления в силу новых алгоритмов ранжирования, я открыл ленту новостей и понял — ничего не изменилось. SMM не думает об эффективности и просто бьется головой о стену.

О чем это я?

«Принимаю заказы на…» и далее по категориям — избитый сценарий, который бесполезен для фотографа и неприятен для пользователей социальных сетей (спам в ленте).

Подумайте сами. Если человек фотограф, то естественно он принимает заказы. Иначе зачем ему постить работы с незнакомыми людьми в соц. сети? Если я чего не понимаю, поясните.

Насколько важно пребывание фотографа во ВКонтакте

Обрисую картину на примере своего региона (индивидуально, под себя, рисуйте по своим данным, так объективней).

По состоянию на март 2016г., 32% населения Ставропольского края имеет доступ в интернет. Все они пользователи ВКонтакте? Очевидно что нет.

Говоря о социальных сетях, нельзя забывать про реальную жизнь и людей, с которыми можно взаимодействовать за пределами интернет-пространства. Не надо себя ограничивать, есть множество каналов для продвижения фотографа и поиска клиентов, ищите свое. А ВК…

Один из инструментов, точнее — площадка. Еще точнее — часть пирога, который целиком не получить, хоть слей все финансы на таргетинг и пиши посты днями-ночами напролет.

Одну часть сил ждет забвение. Другую — пометка спам.

Есть сегмент населения, аукцион, стоимость за клик и конечно — заинтересованность владельцев площадки.

Я забыл про фотографа?

Нет.

Регистрируясь во ВКонтакте (и других социальных сетях), фотограф играет роль дойной коровы. Да, сено будет, иногда — свежая трава и выгул на пастбище в кругу единомышленников, но в целом — идеология, рафинированная, возможно — стерильная.

ВКонтакте — площадка для развлекательного контента, с аудиторией школьного и студенческого возрастов (основа). Если ваша ЦА соответствует этому критерию, то превращайте свой паблик в тематический портал, а фотографию в бизнес. На вырученные средства, разрабатывайте новые каналы для привлечения клиентов. Это защитит вас от конкуренции, демпинга и момента, когда конверсия трафика из ВК упадет до 0.

Если ориентируетесь на другую целевую аудиторию, то используйте ВКонтакте как дополнительный канал, площадку, для размещения выдержек из своего портфолио, миссии.

«Сарафан» будет приводить фотографу клиентов, главное указать куда. Пригодится сайт, как независимая универсальная площадка на которую ведут все рекламные каналы. В противном случае, ВКонтакте превратится в тупик.

pochemu-vkontakte-teryaet-kommercheskuyu-privlekatelnost-dlya-fotografa-002

Возможности для продвижения. Настоящее, будущее и перспективы

Желая объяснить коммерческую непригодность ВКонтакте для фотографа, я разберу основные инструменты, на которые «давят» спикеры на МК, эксперты в области SMM и конечно же — народный опыт.

Портфолио

Ключевой момент для любого автора. На мой взгляд, критичны следующие проблемы:

  1. Сортировка. Неудобная и нелогичная сортировка по дате. Фотограф лишается возможности управлять последовательностью просматриваемых работ. Взгляд клиента смотрит как есть, или как хочет, а не как надо фотографу.
  2. Миниатюры. Кроп губителен для вертикальных кадров. Плиточный стандарт перегружает внимание зрителя, подсовывая ему визуальную кашу, а не выверенное сообщение автора.
  3. Фрагментация. Портфолио в социальной сети — афиша для фотографа. И чем больше аккаунтов — тем больше временные затраты. Выгодно ли это фотографу? Думаю нет.

Узнаваемость

Если балуетесь подобным, то уместно знать:

  1. ВКонтакте — узкая ниша. Мир шире, людей больше. Ограничивать себя развитием во ВКонтакте — глупо и недальновидно. Общество живет за пределами экрана. Там и надо «качаться».
  2. Нулевой эффект. Искусствоведы, владельцы выставочных залов и влиятельные люди равнодушны к публикациям, рейтингам и аудиториям ВКонтакте. Не тратьте время.

Совет:

Акцентируйте свое внимание на органическом продвижении. Долго, без «Вау!». Но прогнозируемо и с растущим доверием потенциально клиента.

SMM не спасение, надо просто учиться.

Контакты

Если приоритет фотографа — дело (а не я любимый), то поиск коллег — личный инструмент коммуникации. Как и у всех людей. Где тут коммерция?

Совет:

Телефон, электронная почта и личные встречи — лучшие инструменты для поддержания связи с коллегами. В их основе уважение к времени жизни и аргументированное построение беседы.

Необходимо научиться игнорировать беседы из вежливости, бла-бла разговоры и привычку говорить ни о чем, печатать из уважения. Жизнь коротка. Необходимо придать ей смысл, а не прожечь по совету маркетолога, или эксперта.

Деловая переписка

Чат ВКонтакте, как и любой мессенджер, неудобен для ведения диалогов с потенциальным заказчиком. Если вдуматься, то ВК усложнил работу фотографа:

  1. Искажен подход к диалогу: переписка вместо обращения.
  2. Стерта грань между личная и публичная страницы (группы).
  3. Разрушена цепочка взаимодействия: оценка портфолио, чат и… А где звонок? Хз.
  4. Потеряна ценность времени. «Вечный» диалог и не факт, что результативно.

ВКонтакте борется за умы людей. «Прошивает» логику поведения и приучает людей «общаться», потреблять, а не анализировать предоставляемую информацию и принимать решение:

Надо или нет.

Фактически, принципы ВКонтакте сводят труды по размещению портфолио, контактов и дополнительной информации, к нулю…

Становится нормой: «А как с вами связаться?» И это на просторах стандартизации, где блок личной информации имеет фиксированное расположение для всех…

И так будет всегда (возможно хуже), потому-что владельцы социальных сетей стремятся к удержанию пользователей на своем ресурсе. Стремление к личной коммерческой выгоде…

Ничего личного, это просто бизнес.

/Аль Капоне/

Посты, контент-маркетинг

Справедливости ради — КМ (контент-маркетинг) неодинаков.

  • Контент-маркетинг — продвижение информацией. Актуально для бизнеса.
  • Маркетинг контента — продвижение информации. Необходимо ремеслу.

В обоих случаях, ВКонтакте (как и другие социальные сети) не лучшее решение для КМ:

  1. Посты недолговечны. Фотограф вынужден отвлекаться на создание, публикацию и продвижение контента, время жизни которого от 2 до 6 часов (зависит от информационного поля подписчиков). Время-деньги. Помним?
  2. Помощники невыгодны. Сорняки-эксперты (читай — маркетологи) предлагают себя для решение проблемы. В любом случае — дорого, и это без слов об эффективности.
  3. Владельцы не авторы. ВКонтакте — площадка с бесплатной регистрацией, но, с коммерческой выгодой для владельцев. Фотографу предоставляется возможность размещать информацию, но развивает она социальную сеть, поддерживая график обновления контента. p.s. Остров развлечений из «Незнайка на луне», вспоминайте.

Для использования ВКонтакте в качестве рекламного канала, достаточно иметь пару-тройку друзей, которые разместят ваши снимки в тематических пабликах, или на своих страницах. Это и будет маркетинг контента, т. е. показ фотографий целевой аудитории, а не бездумный контент-маркетинг, для поддержания чужой системы и собственной зависимости от нее.

Да, фотографу выгодно использовать ВКонтакте в своих целях, но в жизни все наоборот. Ведомый фотограф, а в роли ведущего — владелец площадки. Однажды, фотограф может остаться ни с чем (ситуация с ЖЖ повторится и с ВК, дайте время), задумайтесь.

Таргетинговая реклама

Неплохой инструмент, наиболее эффективен для:

  1. Ниши ширпотреб.
  2. Ниши попса и тренды.
  3. Ниши услуги, причем малобюджетные.

Если фотограф не занимается оказанием услуг, а работает над созданием узконаправленного продукта, стоимость которого выше среднего, то эффективность таргетинга падает. Лучше не тратить время на ежедневную работу с рекламным кабинетом, а развивать другие, более эффективные каналы для привлечения клиентов.

Нативная реклама

Рекламный способ будущего, прямиком из прошлого. Вот такой курьез. 🙂

Очевидные проблемы нативной рекламы на просторах ВКонтакте:

  1. Свежи воспоминания. Помнится в 2011-2012 годах виднелся подобный контент, потом исчез. Вскоре — вновь появился и сейчас таргетинг. Многие вспомнят, не все оценят, но единогласно проигнорируют спонсорский контент.
  2. Высокая стоимость. Маскировка коммерческого предложения фотографа обойдется дорого. Придется или снижать себестоимость, или перекладывать затраты на клиента.
  3. Недостаточная платежеспособность аудитории ВК. Естественная реклама не дает прямых продаж, а предусматривает стратегию, долгосрочные цели. А это подход ремесленников и премиум-брендов, чей продукт стоит дорого, а в стране кризис…

Обидно, что нашего брата вновь пичкают западной технологией не первой свежести, да и не под наш (на данный момент) менталитет.

Могу ошибаться, но пользователям ВКонтакте стремительно надоедает подход бизнеса, а именно: желание впарить товар или услугу. Больше нужного не нужно, хотя, может я и ошибаюсь.

Может и вдвойне, считая, что будущее не за рекламой, и не совсем за умением работать. Будущее, как его видят футурологи, исследователи и ремесленники, за умением предложить товар, или проделать работу, непосильную для робота.

Может и втройне ошибаюсь, считая что будущее ближе, чем думает любой из нас.

Вдохновение

Скрипя зубами, соглашусь, что ВКонтакте пригоден для поиска вдохновения, но уточню:

Современная мода, пусть и локальная на просторах ВК, страдает от наличия трендов, а не вкуса. Виноваты «редакторы», чьи познания не позволяют отличить Рембрандта от Малевича, и зрители, которые слепо верят тому, что им предлагают.

Совет: в поисках источника вдохновения, главное — не стать потребителем контента.

Новости

Чтение новостей (большинство из которых — манипулирование) в социальных сетях не влияет на коммерческое продвижение фотографа.

Canon, Nikon… Парни мягко говоря проспали старт нового технологического витка, но по прежнему, что-то говорят про мегапиксели…

Поверьте, в вопросах техники лучше один раз понять принципы, а не 100 раз читать обзоры.

pochemu-vkontakte-teryaet-kommercheskuyu-privlekatelnost-dlya-fotografa-003

Продвижение фотографа во ВКонтакте, надо ли?

Пребывание фотографа во ВКонтакте напоминает жизнь грызуна:

  • мышиная возня;
  • крысиные бега;
  • день сурка.

И целесообразность использования этого инструмента, для коммерческого продвижения, необходимо рассматривать через известную призму творческого пути фотографа:

Сначала ищешь готовые экшены, затем — учишься работать, после — пишешь свои экшены для оптимизации деятельности.

Секретов нет.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: