Сия заметка — не морализаторство бизнес-человека, не фотографическая таблица умножения или периодическая система, которые необходимо зубрить или высечь на близлежащей скале в одном из ближайших путешествий, — все намного проще: накопилось множество мыслей, по техническим и этическим вопросам фотографии, которые не вошли в иные заметки, и мне, по объективным причинам, жалко, что некоторые строчки, из рабочего блокнота, или из тетради, коллеги-современника или классика фотографии, не воспринимаются как источник знаний — источник профессионального вдохновения.

Ниже — не рецепт счастья или мирского успеха, но нить знания: как учиться, чтобы суметь, в самой сути своей, научиться — стать фотографом. (Если способны — перенимайте.)

Оборудование

1.

Первая фотокамера должна быть самой доступной, которую только можно найти; очень, на самом деле, мудрое решение — купить поддержанную механическую камеру, и тем стать в ряд «изгоев», которые учатся понимать принцип работы фотоаппарата, нюансы экспозиции (с которой все намного сложнее, чем «правильное экспонирование»), визуального восприятия (с возможностью прояснить, для себя, важные нюансы: резкость и визуальный язык), истории, с которой связаны различные техпроцессы, — в идеале: первая фотокамера должна раскрыть, и не исказить, суть фотографии — показать ее возможности, и роль фотографа.

2.

Самая лучшая фотокамера — комфорт, не более; все производство фотоаппаратов сошло к тому, что сначала делается шаг вперед, а потом начинается топтание на месте: происходит (не то эволюция, не то революция) осмысление существующих технологий — создается камера и разрабатывается необходимая оптика, — продумывается базовая система, под которую потом, без острой на то потребности, сыпятся «улучшения»: функции, кнопочки, рычажки, фактуры, экранчики, — так индустрия возделывает страсть накопления фототехники, хотя все иначе — все известно еще от предшественников:

«Сначала ты фотографируешь самой дешевой камерой.
Потом — самой современной.
Потом — камерой, которая наилучшим образом подходит к ситуации.
Потом — той, что попадется под руку.»

Ошибки (поиски комфорта) будут, но они не должны становится правилом (чтобы наконец-то начать снимать лучше, нужно начать снимать, — «секретный ингредиент…»).

3.

Самая лучшая оптика — всегда индивидуальный выбор и компромисс; самая дорогая — самая технически продуманная: лучше линзы (не пластиковые, просветленные, защищенные, в пылезащитном корпусе, к примеру), низкий уровень аберраций, уникальный рисунок; и все, на самом-то деле, хорошо, но если фокусное расстояние не твое, или защита от влаги тебе (на самом деле) не нужна, то хороший ли это выбор?

Выбор всегда зависит от твоего быта, возможностей кошелька и здравого смысла: что стоит, в чем есть ценность, за которую можно заплатить, а что… Можно перетерпеть, компенсировать средствами того же Photoshop.

4.

После покупки фотокамеры, чтение руководства — первое, что неплохо бы сделать, и от чего не стоит отлынивать; программируемые кнопки, отключаемые функции, доступные — читай бесполезные — режимы, ну и конечно же — базовые настройки, которые стоит знать, в случае необходимости — изменять, что называется, с закрытыми глазами — все это хорошо и без помощи «специалиста» изучить (к тому же, если «лень» или «там все известно», то может не ко времени покупка, или может ремеслом ошибся?), а то есть такое дело…

5.

Парк оптики — суть фотопроката; заниматься накоплением того, что может пригодиться (в исключительных случаях) пару раз за всю жизнь — напрасная трата денег. Добрая привычка — брать в прокат оптику для «частных случаев» или то, что интересно, но не понимаешь — в твоем ли это «вкусе».

Как правило, 2-4 объектива, определенных фокусных расстояний, закрывают все базовые, как это принято говорить, потребности, а «разовые хотелки» — есть конторы, которые помогут (в этой привычке мудрый человек видит снижение издержек).

6.

Хороший фонарик необходим; понять геометрию натуры, выявить мало заметные объемы и, при необходимости, использовать как световую кисть, — необходимый инструмент (лучше от еще одного объектива отказаться, но купить хороший фонарик).

7.

Штатив — полезно, кто бы что не говорил; задрать ISO — крайняя мера или вынужденная, если съемка в движении, но если статика, да еще съемка на уровне груди модели и не хватает, по задумке, света или не хочется отягощать руки, — без штатива размеренные съемки будут и сложнее (физически), и менее предсказуемы (изобразительно), а с ним — полный порядок.

8.

Мастера встречают не по одежке, а по состоянию его инструментов; только чистые руки и оборудование, объективы и камеры, производят впечатление ответственности, а не слова (или вычурная «спецовка»), но все это, конечно, актуально только для сферы услуг.

Поиск натуры

1.

Поиск вечен; стремление — научиться видеть кадр, требует внимательности, самоотречения, уважения натуры и умения искать (нюансы внешности, красоту в каждом человеке) истинные ценности собеседника, собственно, диалог — критерий отбора, и потому отбор вечен, и стоит научиться прекращать поиск, если найден тот, кому близка твоя задумка (и не искать того, кто откликнется, если завидит свою выгоду).

2.

Результат поисков, иногда, нулевой; так бывает, если не знаешь, что ищешь, или не знаешь, что искать нужно иначе, в ином, и непрерывно учиться разглядывать Образ (в каждом, в себе) и воспринимать его как Зеркало, столь нужное зрителю (в том числе — тебе самому).

Поиск — навык, который зависит от зрелости фотографа, творческой и личностной (и стоит с опаской воспринимать соцмедиа, которые направлены на взращивание эгоцентризма), и этим, а не тратой времени, стоит наполнить свой досуг (если цель — фотографии вне времени).

3.

Чтобы понимать страхи натуры, будь ею (время от времени); если возможно — позируй и помогай коллегам, фотографам или художникам, чтобы научиться не бояться камеры, а если с опытом придет понимание, что фотограф обязан уметь сыграть то, что требует от других, то и время работы над кадром сократится, да и сами кадры «оживут».

Съемки

1.

Компактный съемочный набор — комплект лишенный излишеств; мобильный и лучший — нет конкретики:

  • сколько дополнительных карт памяти взять?
  • какой(ие) объектив(ы) не забыть?
  • нужен ли штатив?
  • «…»

Под каждую съемку нужен свой чек-лист (согласно которому будет собираться набор техники и формироваться привычка: не брать того, без чего можно обойтись).

2.

Быть незаметным — не стиль, а истина; образ туриста, или навьюченного животного — не тот облик, который идет на пользу творчеству (и здоровью фотографа). Обвешаться техникой, — стать приманкой для воров (по пути из студии домой, или во время работы на пленэре).

3.

Не нужно фотографировать всякую гадость, даже если этого требуют; не угодничать, и не кичиться, — искать свое направление, чтобы научиться создавать фотографии вне времени — единственное, ради чего стоит проводить очередную фотосъемку.

4.

Плохая погода — метеоусловия; они могут быть на руку или наоборот: стать угрозой жизни и здоровью, фотографа и его команды; поэтому не стоит отвлекаться на тех, кто поет «песни» на тему необычных кадров во время торнадо, града или наводнения — нет ничего зазорного в том, чтобы переждать непогоду дома, если возможны необратимые последствия (чье-то «вау» того не стоит; цените жизнь и изучайте нюансы проведения съемок на пленэре).

5.

Локация не должна утверждаться по фотографиям, ее нужно исследовать; посмотреть — изучить все доступные задники, все возможные световые артефакты, и показать ее команде (с которой неплохо бы посоветоваться, ведь они могут знать то, чего ты не замечаешь), чтобы от каждого действия был профит, а не суета:

Ой, модель не может найти дорогу, кто ее встретит?

Ой, а где обустроим гримерку?

Ой, кто-то пришел — вы переговорите или мне?

Ой, тут комары / змеи / скорпионы, что делать?!

— Подобные вопросы уместны во время подготовки, но во время съемки — форс-мажор, и от этого редко бывает польза (исключения возможны, но так работать не стоит).

Образование

1.

Если многое, изначально, дано, то многое нужно придать огранке; врожденный талант, — умение видеть пятна, соотношения масс, ритмы и чувствовать человека в кадре, и прочее — в самом начале неплохо помогает, но новичок умирает, если убеждает себя в том, что ему учить ничего не нужно, практиковаться ничему не нужно, в целом — ничего не нужно: он все умеет и его фотографии самодостаточны (и бесподобны).

«Увы», но фотография, как и большинство ремесел, подразумевает непрерывное обучение — исследования, с целью открыть новые грани своих возможностей, обрести новые знания и т. д. (Это трудно понять, но это первое, что нужно принять.)

2.

Домашняя фотостудия — не китч, но ускоритель самообразования; подробнее о плюсах и минусах затеи (не хочу повторяться).

3.

Ненавидеть коллег, считать их конкурентами — глупость; боязнь доброго соперничества, иного мнения, различных предложений и общности — камень (зависть), который незаметно с постоянной скоростью тянет на дно… (Чужие работы могут быть выше твоего понимания и в этом нужно видеть понуждение к самоорганизации, к самообразованию, к труду… а не повод скалить зубы или сквернословить, к примеру.)

4.

Нарушать неизвестные тебе правила — невежество; как любит повторять учитель: «За что новички так не любят правила? За необходимость не завидовать — уважать чужой опыт? И за «скучные упражнения» которые искореняют самость? Так все это на пользу. Тебе на пользу. В повторениях крепчает навык, по мере взросления, открывается понимание сути дела, ремесла и необходимости искать дорогу к искусству, а там новые правила, которые объясняют все: без малого, от первого кадра, до посмертной выставки, с указанием «рифов», «скал», «гаваней» и «маяков», которые помогают сориентироваться, если вдруг чего… Понимаешь, самость — ею, с прискорбием стоит заметить, увлекаются многие, но когда ты нарушаешь законы мироздания, то начинаешь, пусть и неосознанно, вредить себе: запутываться, унывать, и терять понимание времени, происходящего и главное: зачем ты все это терпишь и, что Произведение Искусства, которое так мечтает «протест» воплотить — это не китч, не выходка, но гармония, а как ее, из себя-любимого, «выдавить»? Начинаются поиски обходного пути, попросту — трата времени и агония, хотя известный путь — вот он: указан, объяснен, давно известен… конечно, хочешь побыстрее всего добиться, а в руках пустота, почему? Да потому-что тянулся за светом, но, от нетерпеливости, ухватил пустоту… Не понял, что учиться учиться — самый трудный навык с которым никто не рождается, и его развитие подчинено еще одному правилу: «На рассвете — познавай новое. На закате — оставляй нужное», — никто не обязывает слепому копированию и скорее наоборот — удерживает от этого: нужна избирательность, осмысленность, мудрость, желание слышать голос разума, который всегда повторяет: от простого к сложному — и снова правило, да? Что поделать, ты не первый, кто коснулся сферы ИЗО, и присмири гордыню — в мире гораздо больше толковых людей, чем тебе могло показаться.»

5.

Важно научиться внимательно исследовать работы других авторов; не засорять взора, — впервые об этом прочитал из интервью Валерия Плотникова, но позднее, благодаря меценату, известному купцу Павлу Третьякову, его письмам и методу развития видения прекрасного (об этом можно узнать из его биографии), понял, что умение видеть достижения других, — уметь найти подлинную ценность, истинный вклад мастера, — навык, который экономит «ученику» годы жизни, которые были бы потрачены на имитации, подражания и прочее, — в надежде на создания чего-то равноценного, по форме, но отнюдь не по содержанию. Уметь подмечать, — фундамент самообразования.

6.

Найти Своего учителя — большое счастье; не нужно искать суеты, корысти, лицемерия, — нужен друг, который осознает свою ответственность.

7.

Значение резкости переоценено; ею увлекаются гики (на ней акцентируют наше внимание и маркетологи, но там свои цели), но искусству она менее всего важна.

8.

Черно-белое исполнение фотографии — осмысленный выбор; миропонимание (и видение мира), истолкование пространства, глубины и содержания: объекта, действия и произведения. Если фотография не получилась, то не нужно лишать ее цвета, — это не черно-белое фото, — но стилизация: изобразительное бормотание, вместо связной речи.

9.

Хорошая профессиональная литература поможет освоить базис, но только качественное художественное издание, или целая библиотека, проведут от ремесла к искусству; веду (и никогда не перестану) целую рубрику, отслеживайте обновления.

10.

Все нужно записывать, чтобы если потребуется — восстановить; метеоусловия и мысли с которыми создавался кадр, темперамент натуры и нюансы макияжа / стиля / настроения и все осознанное, что привлекает внимание, — творческий человек обязан вести дневник и если не пригодится самому, то ради других, как верно подметил Иоанн Кронштадтский:

«…может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться, — потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки, — то, по крайней мере, некоторым местам ее. Все хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим, так как мы недовольны есмы помыслити что от себе, яко от себе, но довольство наше от Бога. Мои только ошибки и недостатки». (Из дневника за 1856 год.)

11.

Если фотограф — основная профессия твоя, то обязательно подбери себе хобби; не стоит, ради «скорости» или временной «влюбленности» (т. е. увлеченности) идти к выгоранию и где не уместно — щелкать, щелкать и щелкать… В идеале, портретист живет без фотокамеры, — повседневная жизнь — учебник, по которому учишься видеть жизнь, во всей ее полноте и без «кадрирования».

Творческий путь

1.

Деньги сами придут, нужно учиться жить; пояснять заказчикам и клиентам, что «красиво и богато» — пустое, и себе повторять — копейкой душа коптится:

«Деньги — грязь. Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут. Пишите больше; живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью… Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства… Лучше жить в норе и, терпя лишения, наслаждаться своим искусством… Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл — погиб.»

Константин Коровин

(Художники — наши самые мудрые учителя, и это повод задуматься: как мы живем, почему и во имя чего трудимся; почему сеем, казалось бы, зерно, но пожинаем, снова и снова, пепел…)

2.

Не потворствуй лени, но учись отдыхать; чтобы не выгореть, не скатиться до «загулов», — привычки есть и пить, игнорируя окружающую реальность.

3.

Если нет своего угла, то это повод потрудиться на благо ближнего; если быть усердным и, вопреки общественному мнению, ценить, что имеешь, то студийное начало — оптимальное и актуальное начало профессиональной деятельности.

4.

Самокритика важна, тогда как мнение масс — гул, не принимай его на веру; уже готовы, статьи: по адекватной реакции на критику, общественное мнение и голос совести (вникай).

5.

Творчество автора скорее определяет этика, нежели техника; подробнее об проф. этике, и проблемах ее осмысления, применения и игнорирования.

6.

Если заказчик не понимает основ, то не нужно его осуждать — нужно его просвещать; и, к удивлению новичка, это реально (хотя и трудно, не стану лукавить).

7.

Не стоит все показывать, но стоит показывать ценное, завершенное; исходники — их без промедления скрывать от любопытных глаз, не понимающих нюансы современных камер, и с теми работами, которые еще не готовы — поступать так же: скрывать, до поры до времени — всему свой черед (терпением воспитывай избирательность: свою и зрителя).

8.

Мирская слава — пустое; лайки, оценки, привычка задирать нос, — суета сует, — равно как и онлайн, поэтому поменьше тиражирования цифровых превью и побольше отпечатков (книг, альбомов и просто — традиционных отпечатков, от созерцания которых не портится зрение и собирается живая аудитория, за чашкой чая, ради доброй беседы).

9.

Время журналов прошло; они существуют ради себя, рейтингов и рекламы (зарплаты штату выплачивает именно рекламодатель, своими «пожертвованиями»), но есть исключения (но их «продолжительной жизни» никто не гарантирует), которые несут доброе, чистое и вечное, —пробиться на их страницы можно, но помогут ли они найти своего зрителя? Сомневаюсь…

10.

Онлайн-портфолио — всегда превью, подлинное портфолио — отпечатки; проверено, — на себе и коллегах, которые оставили онлайн, ради полноценного общения и защиты от суеты и шума цифровых средств коммуникации.

11.

Нет смысла утаивать знания: они копятся быстрее, чем успеваешь ими делиться; МК и, не менее востребованные бизнес-мероприятия, — трата времени и способ заработка, но если, по ряду причин, хочется чем-то поделиться: есть соцмедиа, блог-платформы, самиздат (и еще много чего, если твое намерение искренно).

12.

Главное — найти своего зрителя, а остальное — неважно; выбрал свое направление и все: идешь по нему до конца, как бы трудно не давался очередной шаг…

13.

Если стало скучно, то впору нащупать и измерить собственный пульс; творческий мир, и работа над произведениями ИЗО, не имеют предела, и когда человек жалуется, что ему нынче скучно, то впору вопрос: «Жив ли ты, друг? Делаешь ли, что-нибудь по направлению к своей, только тебе понятной цели, или топчешься на месте? Перенимай мотивацию, и забудь хандру, — каждый творческий человек должен научиться отличать веселье от радости!»

14.

Время от времени, будет холодно-голодно, но всегда нужно оставаться человеком; только работа над собой, не ради формирования социальной обертки, но ради преображения души и, что менее, но важно, ради создания наследия, поможет не стать сволочью, материалистом и, в «исключительных случаях», тем, кто носит камеру на пузе, но фотографом не является.

«…»

Анализируйте.

Перенимайте.

Улучшайте себя, но прежде — формируйте, ибо фотограф — не техника, но человек!

Дополнено 17.08.2019

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: