Не надо выкладывать в Facebook фотографии еды и котиков,

а также хвастаться своими достижениями.

/Рэнди Цукерберг/

Необходимость присутствия фотографа в социальных сетях, «ВКонтакте» и «Facebook», — очевидность, которую редко ставят под сомнение. А зря.

За последние 5 лет ситуация изменилась: те, над кем смеялись, речь про «Одноклассники», рвутся на первые позиции в рейтинге страны; те, кто некогда задавал вектор развития, речь о «Twitter», не знают кому себя продать, настолько все печально; и все это в ожидании темных лошадок — «Google» (растут возможности Google+) и «Apple» (работают над собственной социальной сетью).

В долгосрочной перспективе, любой участник может стать фаворитом, но надолго ли? И главное — причем тут фотограф?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему фотографу необходимо использовать, если очень хочется, 1 или 2 социальные площадки, а в остальных присутствовать лишь формально.
  • Почему социальные сети, на данный момент, не самый результативный инструмент для продвижения фотографа в интернете.
  • Почему фотографы превращаются в маркетологов и когда все это закончится.

Но сперва, поговорим о причинах написания статьи.

prodvizhenie-fotografa-v-socialnyx-setyax-nadobnost-i-perspektivy-1

Продвижение фотографа в социальных сетях.

Мое присутствие в «Facebook» и «ВКонтакте» — простая формальность, временная. Такое решение было принято в 2014 году, после 2 лет изучения возможностей и оценки перспектив:

  1. Социальные сети закрываются на себе. Это наиболее заметно в «Facebook»: плата изданиям за рейтинговый контент, быстрые страницы (Instant articles), интеграция модулей, заменяющих решения вне сети и т. д.
  2. Социальные сети — развлекательный формат. А значит: необходимо скатываться в сферу услуг или в «клоунаду», а это стагнация и вымирание.
  3. Социальные сети — неудобный инструмент. На примере «ВКонтакте» я указал многие огрехи, рекомендую к прочтению.
  4. Социальные сети — временно, если говорить о фотографе. Владельцы социальных сетей — бизнесмены, их цель — прибыль. Поэтому «Facebook» станет видео-площадкой, а другие последуют тренду. Кому будут нужны фотографии в ленте?
  5. Социальные сети — площадки для обкатки технологий: машинного обучения, нейронных сетей, личных помощников, дополненной и виртуальной реальностей.

В дополнение к этому, в общении с заказчиком, я всегда задаю два вопроса:

  1. Откуда вы узнали обо мне?
  2. Как вы находите нужные вам товары и услуги?

Как выяснилось, среди моей аудитории, приоритет в источниках выглядит так:

  1. Рекомендации. «Сарафанное радио» и партнеры.
  2. Поисковые системы. Удивлен, хотя да, что может быть проще, чем спросить «Google» или «Yandex».
  3. Блог. Как выяснилось, читают.

К моему удивлению, о социальных сетях упоминают равнодушно и со словами:

— Да пойди разбери, что там по-делу, а где одноразовое.

Конечно, маркетологи говорят иначе: фотографу нужны социальные сети, публикации по графику, отслеживание упоминаний и т. д.

А я говорю иначе: необходимо выбрать 1-3 рекламных инструмента, которые будут работать на фотографа и не станут отвлекать его от основной деятельности — фотографии.

Возможности социальных сетей для продвижения. Есть ли прок фотографу?

prodvizhenie-fotografa-v-socialnyx-setyax-nadobnost-i-perspektivy-2

Маркетологи осознали угасание SMM и, чтобы не сидеть без работы, ушли в преподаватели. Цитируют книжки, друг друга и равнодушны к тому, что их стараниями, доверчивый слушатель окажется на свалке истории.

Разберем основные проблемы, которые должны решить социальные сети и найдем ошибки:

Узнаваемость и облик эксперта.

Узнаваемость — людская слава, приходит и уходит. Толку от нее? Про вред сами знаете.

Облик эксперта — пшик, т. к. в профессии фотографа ценен опыт, а не слова.

Еще можно вспомнить 11 пункт из списка мифов о профессии фотографа, прекрасно дополняет вышесказанное.

Бренд.

Для ассоциаций со своей деятельностью, социальные сети — узкие ниши, не дающие полноценного охвата, реального и виртуального, а следовательно — «не в коня корм».

Управление репутацией и получение отзывов.

Репутация — не вау! А долгий процесс формирования облика в глазах потенциальных клиентов. И социальные сети — не единственное направление для работы, скорее одно из…

Пример комплексного подхода — решение Дмитрия Сидорина.

Отзывы… Отслеживать упоминания о себе полезно, но ограничивать «зону видимости», смотря в социальные сети — ошибка, интернет велик.

Общение.

Разделим его на личные сообщения:

  • Личная переписка в социальных сетях отнимает время и, по удобству, уступает электронной почте.

и публичные высказывания (стена):

  • По данным за 2015 год, 50% публикаций проигнорированы и, по оценке специалистов, эта цифра будет ежегодно расти. «Не в коня корм», ага.
  • Ежедневные публикации отнимают время, а могут и репутацию: в спешке можно опубликовать временный снимок, или эмоционально высказаться. Оно ведь как бывает: говоришь и публикуешь 10 раз хорошо — принимается как должное, а разок сделал иначе — таким и запомнился.

Сообщения в социальных сетях не имеют преимуществ перед блогом и реальным общением. К тому же, зрелый фотограф не нуждается в одобрении и внимании. Его просьба — не шарьтесь по авторской кухне, не плюйтесь в чужие души; политику оставьте себе, и не мешайте людям жить и развиваться.

Заметки на полях:

Если вам свойственны философские мысли и высказывания, а личное творчество не идет по рельсам попсы, то заведите блог и пишите то, чем хотите поделиться. Ошиблись — убрали быстрее, чем кто-либо заметил. Окрепнете — блог станет отправной точкой перед написанием книги или записной книжкой, на которую можно сослаться во время разговоров.

Рассылки и оповещения (скидки и акции).

Социальные сети — гарантия низкой видимости (3-10%, в зависимости от площадки) и конверсии.

Отслеживание потребностей клиента.

Роль официанта, ага. Временно сыт, а после — следующий!

Если рассуждать здраво, то социальные сети — это тупик, в плане спроса: мобильные платформы доминируют, а по статистике гугла (благо эксперименты регулярны), 90% покупателей начинают интернет-шопинг через поисковые системы, тогда как к социальным сетям обращается всего 6%…

Где спрос — туда и предложение. Верно?

Заметки на полях:

Если вы устали растить бюджеты в рекламном кабинете и развлекать аудиторию, то мой вам совет — используйте «Лидсканер», для поиска потенциальных клиентов. Быстро и удобно.

Деловая переписка.

Единого протокола нет, а значит — фрагментация и беготня по аккаунтам. Где удобство? Вспоминается ситуация с мессенджерами.

Говорилось ранее, не стану повторяться.

Отзывы клиентов.

Было актуально, но уже под сомнением: череда громких разоблачений копирайтеров и маркетологов, чьи действия испортили и этот инструмент для продвижения. Увы.

Фиктивные инструменты, мнимые ценности и плавающие ценники — возможности, которые оставят фотографа один на один с нерешенными проблемами (малый сегмент аудитории и упущенное время; практика маркетолога, вместо опыта фотографа и т. д.) и осознанием морали социальных сетей: «Сегодня заметят, а завтра не вспомнят».

Будущее социальных сетей, или что ждать фотографу от соцмедиа.

prodvizhenie-fotografa-v-socialnyx-setyax-nadobnost-i-perspektivy-3

Конечно, не все компании информируют о своих планах, но кое-что известно из достоверных источников и можно оценить будущее социальных сетей. Я не Ванга и дат называть не стану, а лишь объясню трудности, с которыми столкнется фотограф, желая взаимодействовать с аудиторией на просторах соцмедиа.

  1. Потенциальных клиентов станет меньше. Благосостояние граждан России падает и следом спрос на фотографию. В социальные сети приходят с целью отвлечься, себя показать и других посмотреть. Для покупок — поисковые системы и «звонок другу».
  2. Падение эффективности рекламы и рост рекламных бюджетов. Очевидно и неприятно. Надежная альтернатива онлайн — контекстная реклама в поисковых системах. Удовлетворяет текущий спрос, дает продажи здесь и сейчас. Дорого.
  3. Смена формата. Как говорилось выше, и в статье про «Facebook», на видео обращено внимание всех владельцев социальных площадок. Фотограф и его портфолио, как информация, привлекающая пользователей — не представляет былой ценности для владельцев соцмедиа: понижение в органической выдаче и обесценивание контента.
  4. Технологии и борьба за лидерство. Oculus Rift — инструмент будущего «Facebook», как развлекательного портала. Нейросети — основа интеллектуальных помощников, разработкой заняты главные игроки рынка: «Google», «Apple», «Microsoft» и конечно же — «Facebook». Кто станет монополистом, с учетом технологии «умный дом» — неизвестно. Фотографу необходимо готовиться заранее: доступ к онлайн-портфолио по единому протоколу, вне площадок; налаживание деловой переписки по email и т. д.
  5. Машинное обучение и маркетинг. Видимые результаты машинного обучения — качество поисковой выдачи. SEO изменилось. Вслед за ним изменится SMM, а манипуляции с эмоциональным постом по графику станут частью истории. Алгоритм сам найдет владельцу требуемого исполнителя и соединит его с вами, дальше — опыт общения, организации и проведения фотосъемки.
  6. Потери. Они неизбежны. На протяжении многих лет фотограф вкладывает средства в сторонние разработки. Если они не выдерживают конкуренции на рынке — исчезают, как и все наработки фотографа. Недавно закрылся «Smartresponder». Представьте ощущения пользователей, владельцев бизнеса. А лучше подумайте над проблемой, которая может появиться у вас, если любимая социальная сеть «сдаст позиции».
  7. Абонемент. Доступ по подписке набирает популярность в зарубежных странах. Не исключаю, что вслед за журналами и корпоративными блогами, социальные сети задумаются о платном доступе, но прежде — создание монополии, иначе выиграет тот, у кого «даром».

Не спешите удалять аккаунты. 🙂

Постскриптум.

prodvizhenie-fotografa-v-socialnyx-setyax-nadobnost-i-perspektivy-4

Основа существования социальных сетей — доход от рекламы. Но чтобы ее показывать — нужен контент, созданием которого занимаются пользователи, в том числе — фотограф. Отсюда рекомендации и щедрые советы: не покидайте пределов, публикуйте чаще, пишите обо всем и т. д.

Реальная сеть. 🙂

Вначале творческого пути фотограф ограничен в финансах и социальные сети — логичный набор инструментов для презентации портфолио, ведения переписки и размещения рекламы.

По мере роста, необходимо не только обновлять технику, но и ликвидировать зависимость от сторонних решений. Отдельный стимул — ежегодное снижение затрат на содержание личных ресурсов (развитие технологий, конкуренция и т. д.).

Наступает время, когда в лидерах индустрии те, кто 10 лет назад создал свои ресурсы, а теперь, при необходимости, добавляет нужные модули: фотошкола, продажа оборудования, система уведомлений, партнерская сеть, персональная презентация портфолио (на основе метаданных) и т. д.

Думайте. Обсуждайте. Делитесь с друзьями.

С уважением
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: