Подписчик, читатель и клиент — разные люди.

/2015/

В начале этого года я пришел к мысли, что мне нужен личный канал общения с постоянными заказчиками, чтобы уведомлять их о новых предложениях, форматах печати, новых условиях, взглядах на творчество. Отдельно подумал о читателях записной книжки фотографа, которым важно своевременно читать обновленные заметки, быть в курсе новых публикаций.

Основа моих интернет-коммуникаций — электронная почта, поэтому когда мне потребовался информационный канал для личного общения с подписчиками и заказчиками, выбор средства был предсказуем, потому-что электронная почта:

  • Потихоньку приходит к облику традиционной почты. Создание информационного архива, чтение подписок, доставка уведомлений — это все про нее, нет лучше канала, главное — не рассылать спам.
  • Контролируемый результат. Можно контролировать не только доставку, но и сервис, с которого ведется рассылка; отношение почтовых сервисов к своей рассылке, домену, чтобы исключить доставку писем с опозданием, или отсекание на уровне сервера.
  • Проверка на спам. Двойное подтверждение подписки — наша защита от ботов, спам-фильтры — защита читателей от неуместного содержания, неумелой игры в маркетинг и это упрощает жизнь, повышает качество информационного канала.
  • Сбор статистики. Традиционная аналитика: открывали, удаляли, читали… но главное — возможность понять каждого подписчика: читает ли он, читал ли когда-нибудь, или подписался и забыл про рассылку… и многое другое, всего не пересказать.
  • Защищенность. Независимость от политической ситуации, конфиденциальность всей базы данных. Выбранный сервис заблокировали? Не беда! Быстро перенес контакты в базу на другом сервисе, или на свой сервер, и связь с подписчиками восстановлена.
  • Сегментация. Электронная почта — целенаправленная доставка писем, возможность показать сообщение тому, кто в нем нуждается: информация для заказчика — клиенту, в одном письме, слово для читателя блога — в другом. Лишнего никто не видит.
  • Простота. Большинство сервисов — удобный интерфейс, техническая поддержка или справка, исчерпывающая база знаний по работе с сервисом, ведению рассылки.

Для ведения email-рассылки необходим сторонний сервис или собственный почтовый сервер, но поскольку знаний в этой области у меня нет, а работа стороннего специалиста — дорого и нелогично, потому-что когда нет знаний — не можешь самостоятельно проверить работу, или вовремя заметить сбой, принять меры, я решил пойти простым путем — найти хороший сервис для email-рассылки.

Как выбирал сервис

skaz-o-tom-kak-fotograf-servis-email-rassylki-vybiral

Ну, и кто из вас Золотой стандарт?

Своей проблемой я поделился с поисковыми системами. Google и Яндекс щедры на ответы, и многими я воспользовался: чтобы посмотреть обзоры, почитать отзывы счастливых клиентов того или иного сервиса. Но главное — удалось подобрать список требований, которые важны при выборе персонального решения (ибо о вкусах не спорят):

  • Доставляемость. Рейтинг, указывается в процентах. Подробнее можно почитать тут, а если возникнут проблемы — памятка тут.
  • Язык интерфейса. Русский привычнее, но если английский — потерпим, привыкнем. Другой — очень много подумаем, надо ли связываться.
  • Техподдержка. Как реализована: чат, тикет-система или база знаний. Как отзываются о ней текущие пользователи.
  • Минимальный тариф. Стоимость минимального тарифного плана и ограничения. Не все это учитывают, но я отправляю письма дважды в месяц — поэтому актуально.
  • Бесплатная пробная версия. Никогда не вел email-рассылки, поэтому испытать все, проверить сервис в работе, — хочется бесплатно.
  • Конструктор форм подписки. Заказывать на стороне — дорого, своими руками — не всегда качественно. Найти конструктор в сервисе — приятно.
  • Конструктор писем. Собрать основу будущего шаблона методом drag and drop, чтобы потом сохранить и более не отвлекаться на сей момент — замечательно.
  • Адаптивный дизайн. Автоматическая оптимизация под мобильные устройства писем и форм подписки — обязательно!
  • Просмотр писем перед отправкой. Возможность протестировать отображение писем на различных устройствах перед отправкой — полезно.
  • Планировщик рассылок. Запланировать рассылку на определенный день недели или час — полезная возможность.
  • Подробная статистика. Кол-во доставленных и прочитанных писем, отписок и жалоб на спам, кол-во переходов по ссылкам и т. д. Чем подробнее — тем лучше!
  • Сегментация. Поможет навести порядок в списке контактов, вести рассылку с учетом предпочтений аудитории, личных целей.
  • Интеграция с системами веб-аналитики. Будет — хорошо, нет — найдем решение.
  • Способ оплаты.

На поиски сервиса, согласно списку требований, я потратил месяц. Но первый мой выбор — eSputnik пришлось оставить, потому-что политика вмешивается в бизнес и нет гарантий, что завтра не придется отвлекаться — переносить данные на другой сервис, делать новую форму подписки и шаблон письма для рассылки, лишь потому, что какие-то сервера блокируют, или своевременно не проводят оплату. А сервис отличный, разработчики молодцы!

Далее я обратил внимание на международного лидера — Mailchimp и более ничего не менял, потому-что его преимущества:

  • Надежность. Компания основана в 2001 году. Ежедневно отправляет миллиард писем. Обслуживает миллионы клиентов по всему миру. Нет проблем с доставляемостью.
  • Адаптивность. Писем, форм подписки. Все проверяется в конструкторе или в режиме просмотра (перед отправкой рассылки).
  • Бесплатный тариф. Для 2000 контактов и 12000 писем в месяц. Этого достаточно на первое время, чтобы создать несколько списков и проверить базовый функционал.
  • Простота интеграции. Форму подписки можно вынести на отдельную страницу, и не перегружать сайт скриптами, или использовать один из множества WP-плагинов.
  • Простой и понятный интерфейс. Если я мог когда-то увидеть идеальный интерфейс, то Mailchimp мне его показал. Настолько все удобно и понятно!

важнее недостатков:

  • Иностранная компания. Да, понимаю риски, но будем верить в лучшее.
  • Англоязычный интерфейс. С таким удобством, язык не имеет значения.

Mailchimp — заслуженный лидер, вокруг которого создана целая индустрия: специалистов по разработке плагинов, которые упрощают интеграцию на свой сайт и сбор статистики; авторов публикаций по маркетингу, которые делятся тонкостями ведения email-рассылки.

Рекомендую.

Как начинал вести рассылку

skaz-o-tom-kak-fotograf-servis-email-rassylki-vybiral-002

Ошибки, глупости и промахи — ничего. Шум в информационном поле — вот что плохо.

Да, email-рассылка — инструмент маркетинга, но все же в первую очередь — инструмент для создания закрытого информационного клуба: заказчиков, почитателей творчества. Заметка не будет полной, если я забуду упомянуть ошибки, которые допустил в самом начале:

  • Смена сервиса. Настроил форму подписки и шаблон письма в одном сервисе, а потом все бросил — настроил в другом, и перенес базу контактов. Потратил много времени.
  • Время отправки. Идеального времени для отправки рассылки нет. Есть только время, когда подписчики читают письма: высчитываем его сами или обращаемся за помощью к машинному обучению. Все остальные «исследования» и советы — чушь.
  • Навязывание подписки. Маркетологи советуют, ну я предостерегаю: подписчик ради количества — глупо. Количество не переходит в качество, скорее наоборот. Лучше два сегмента с ясным портретом, чем внимание безликой массы.

старайтесь не повторять, хорошего мало.

Конечно, ошибки исключить нельзя, потому-что освоение нового инструмента — всегда пора экспериментов, импровизаций, попытки подстроить решение под себя. Но уменьшить их кол-во можно, в этом я убедился когда впервые открыл блог eSputnik. Ребята пишут интересно, не скупятся на визуальные примеры, подборки из личного опыта крупных брендов. Отдельное и горячее им спасибо за конспект по Чаду Вайту, который я рекомендую взять на заметку всем, кто захочет управлять своей email-рассылкой, а не просто оплачивать ее существование.

Отдельно я могу порекомендовать книгу «… Исчерпывающее руководство», после прочтения которой пришло понимание, что email-рассылка — не только возможности, личный канал для общения с аудиторией; потребуется самостоятельно приобрести множество дополнительных навыков, чтобы рассылка не просто продолжила свое существование, но и стала подпиской, в ожидании которой интернет-пользователи проводят дни, недели, потому-что в ее содержании нет маркетинга, сухих оповещений.

P. S.

Благодаря интернет-маркетологам мы очень много знаем о правилах ведения email-рассылки, но я уверен, что как-только фотограф изучит все правила, закрепит теорию на практике, он не станет более им следовать, потому-что автор знает своего зрителя чуточку больше, чем кто-то из профессиональной тусовки.

Время покажет. Записная книжка расскажет. Подписывайтесь.

Дополнено 18.10.2017

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: