Кинематограф подарил нам множество фильмов про фотографов и фотографию, но далеко не все они достойны нашего внимания, поясню почему.

Большинство сценариев пишут авторы, которые незнакомы с фотографией, точнее с ее духом, отпечатком в душе фотографа. Сценаристы и режиссеры черпают свое вдохновение, видение, представление о профессии фотографа из общедоступных источников общественного мнения и не гнушаются использовать этот сборник стереотипов в своей работе. Думаю именно этим объясняется такое большое количество фильмов, где фотографы показываются в роли убийц, нелепых фанатиков, людей с потерянным взглядом и системой ценностей.

Художественные фильмы про фотографов и фотографию

Делая подборку фильмов про фотографов и фотографию, я пересматривал каждую работу и рекомендую к просмотру кинокартины, которые расскажут зрителю:

  • О прикладной сущности фотографии и ее пути, в разрезе жизни общества.
  • О нелегком быте и самоотверженности военных фотографов, преданных своей профессии и подчас оказывающихся в самом пекле войны.
  • Про этику фотографа, как глубинную сущность фоторепортера (и не только), подчас забываемую при оценке личности с фотоаппаратом.
  • О потенциале фотографии и последствиях при неумелом обращением с инструментом визуального воздействия на человека.
  • О любви, с которой всегда непросто в жизни фотографа, ведь его большая часть жизни отдана визуальному выражению.

Делая подборку фильмов, я старался не забыть и учесть пожелания наших близких, друзей и муз, чтобы рекомендуемые фильмы были пригодны для совместного просмотра.

Окно во двор / Rear Window. 1954

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-Rear-WindowДействие фильма происходит в Гринвич Вилледж. Фотограф Джефф Джеффрис изнывает от скуки, всему виной сломанная нога, и в ожидании посещения своей подруги, красавицы Лизы, начинает наблюдать за соседями, чьи окна выходят во внутренний двор.

Кто-то делает гимнастику в полуголом виде, кто-то целуется, кто-то ругается… В общем, нет ничего особенно для взгляда стороннего наблюдателя — идет обычная жизнь. Но в какой-то момент Джефф начинает подозревать, что внезапно уехавшая жена мистера Торвальда вовсе не уехала, а убита мужем-садистом…

Поначалу Джеффу никто не верит, но он вооружается биноклем, чтобы провести собственное расследование и убедить Лизу и друга-полицейского в справедливости своих подозрений.

Этот фильм о фотографе, который привык жить полной жизнью, работать фоторепортером и не испытывать недостаток острых ощущений, про человека, который оказавшись в кресле, не гнушается поисками двойного дна у соседей, надеясь увидеть их необычную, тайную жизнь.

Фотоувеличение / Blowup. 1966

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-BlowupТомас — молодой талантливый фотограф, человек искусства, со всеми вытекающими: ведет себя развязно, рассекает по городу на дорогом авто, молодые девушки мечтают о том, чтобы он их сфотографировал и потому готовы пойти на все, чтобы получить заветные фотографии от модного фотографа.

Но однажды Томас внезапно прерывает фотосессию, выгоняет симпатичных манекенщиц и отправляется бессмысленно блуждать по городу, пока не находит нечто особенное. Тихий и малолюдный парк, ветер колышет ярко-зеленую траву, а где-то вдалеке таинственная парочка.

По неизвестным причинам, именно такой сюжет приходится по душе нашему герою и он увлеченно начинает щелкать затвором своего фотоаппарата. Как выяснится позднее, эти снимки повлекут за собой странную мистическую историю, в ходе которой Томас обнаружит труп мужчины из парка.

Этот фильм о мире, где вымысел, порой, нужнее реальности, где человек не может опереться на плечо друга, в трудную минуту, где вещи не имеют никакого смысла и зачастую совсем не нужны.

Под огнем / Under Fire. 1983

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-Under-FireРасселл Прайс воспринимает революцию в Никарагуа через камеру, чтобы дистанцироваться от реальности. В Манагуа его эмоциональная отрешенность от происходящего подвергается испытанию, когда он видит резкий контраст между жизнью сторонников президента Сомосы и тем, что приходится переносить всем остальным в стране…

Этот фильм о людях, познавших весь ужас гражданских войн на себе.

P. S. В основе кинокартины события из жизни журналиста Билла Стюарта, убитого в 1979г. Национальной гвардией Никарагуа.

Сальвадор / Salvador. 1985

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-SalvadorНеистовство красок, фантастические женщины, море выпивки, любые наркотики — и все это практически бесплатно. «Тропический рай, в котором доступны все удовольствия мира!» — репортер Ричард Бойл помнит Сальвадор именно таким, ведь в этой стране он провел много времени.

И когда, вслед за уходом жены, он теряет работу, и попадает за решетку, то сразу уговаривает товарища по несчастью бежать в Сальвадор.

Но в отличии от Ричарда, Доктор Рок — простой беззаботный искатель приключений. И умей он заглядывать в будущее, или хотя бы в газеты — все могло сложиться иначе…

Далекий земной рай, который так хорошо знал Ричард Бойл, стал ареной гражданской войны, жестокой и беспощадной.

Этот фильм лишен напускного драматизма, свойственного американским фильмам, и хорошо передает атмосферу локального конфликта. Обращает внимание зрителя на важность СМИ, в современном мире, и на причины, которые приводят к гражданской войне. Еще эта картина о выборе места в жизни и последующей ответственности; о моментах, когда представления об этике и морали, идут в разрез с окружающей действительностью.

Фотограф / The Public Eye. 1992

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-The-Public-EyeНью-Йорк, 40-е годы. Жизнь фотографа Леона Бернштейна полностью подчинена его работе, ведь он — профессионал «номер один» и не зря носит прозвище «Великий Бернзини». Он не только всегда и везде первый, но зачастую опережает полицию и первым пребывает на место преступления, что дает ему возможность делать сенсационные снимки.

Леон Бернштейн придерживается нейтральной позиции и никогда не выступает на чьей-либо стороне, что позволяет ему входить с одинаковым успехом как в круги полиции, так и мафии.

Но однажды Леон попадает в переплет — он фотографирует кровавую разборку двух крупных мафиозных кланов…

Этот фильм о человеке, для которого жизнь — работа, а работа — вся жизнь, след которой — фотографии.

Дым / Smoke. 1994

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-SmokeФильм состоит из пяти коротких глав, каждая из которых названа именем ее героя. И все они в какой-то мере философы.

Главный из них, Огги Рен, который на протяжении 14 лет, в одно и то же время суток, делает снимок одного и того же сектора на углу Третьей-стрит и Седьмой-авеню, а после, с таким же завидным постоянством, вклеивает кадр в распухший альбом — согласно календарному дню.

Этот фильм хоть и начинается как бытовая комедия анекдотов, но к финалу набирает размах притчи, ненавязчивого нравоучения о милости к ближнему своему.

Уроки любви / Guinevere. 1999

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-GuinevereФильм не совсем голливудский и скорее о жизни, чем о любви. Хотя в центре внимания юная девушка и стареющий фотограф, точнее — отношения между ними.

Он — немолодой фотограф, жалкий и самоуверенный, лицемер и эксплуататор, влюбляется в блестящую студентку Гарварда и предлагает ей стать его ученицей. Она — девушка, которая не понимает, зачем живет и как насладиться жизнью. Оторванная от реалий и рассеянная, но бросает учебу, оставляет прежних друзей и семью, чтобы начать новую жизнь с любимым.

Этот фильм о внимании, у которого множество обличий: любовь, слава, поддержка, дружба и уважение.

Съемки в Палермо / Palermo Shooting. 2008

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-Palermo-ShootingФинн — известный и востребованный фотограф. Его фотографии украшают лучшие галереи и обложки журналов по всему миру. Жизнь бет ключом, он — настоящая звезда арт-сцены, и кто бы мог подумать, что в его сердце — пустота.

Однажды он приезжает в Палермо, где знакомится с прекрасной и загадочной художницей — Флавией и встречает свою любовь. Но внезапно с ним начинает происходить необъяснимое и нечто странное: оживают древние фрески, искусство сливается с реальностью. Финн словно погружается на самое дно ада…

Этот фильм о жизни одинокого и свободного фотографа, о его страхах, фобиях, навязчивых и грустных видениях, о внутренней трагедии успешного человека. В фильме мало диалогов, но несмотря на их количество и протяженность, все они несут большую смысловую нагрузку.

Сортировка / Triage. 2009

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-TriageИстория про двух закадычных друзей, работающих фотокорреспондентами в горячих точках, готовых рисковать своими жизнями ради сенсационных материалов. Главное, не переступать ту грань, за которой уже нет возврата назад…

Отправившись на очередное задание в охваченный войной Курдистан, они попадают в полевой госпиталь, где становятся свидетелями жестокой и циничной «сортировки» раненых — тяжелых «лечат» выстрелами в голову, а остальных пытаются поставить на ноги. Ошеломленные происходящим, друзья решают отложить свое возвращение домой и продолжить работу. Они еще не знают, какое тяжкое испытание им предстоит и какую страшную цену придется заплатить за свой последний репортаж…

Этот фильм рассказывает об эмоциональном кризисе военного фотокорреспондента, который выжил и борется с чувством вины.

Клуб безбашенных / The Bang Bang Club. 2009

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-The-Bang-Bang-ClubРеальная история четырех молодых фотографов в ЮАР времен апартеида. В чем-то, конечно, удивительная, но в основе своей — ужасающая история людей, которые готовы были идти на все, чтобы сделать заветные фотографии.

Примечательно, что авторы кинокартины не оправдывают и не осуждают своих героев, хотя, если вдуматься, то они очень робко, даже на примере судьбы Картера, обнажают проблемы, о которых в обществе как-то не принято говорить. Да и главная мысль — о взаимопомощи, или не помощи, или помощи со стороны, — подается осторожно.

Этот фильм о нравственно-этической грани, за которой люди живут без чувства сострадания, превращаясь в равнодушных наблюдателей, прагматиков. «Клуб безбашенных» — зарисовка, иллюстрация современного общества, где не принято помогать нуждающемуся, но важно быть первым, кто достанет свой телефон или камеру и начнет снимать страдания ближнего, чтобы получить свои лайки, деньги, славу или просто — рассказать «друзьям».

Мы покорим Манхэттен / We’ll Take Manhattan. 2012

xudozhestvennye-filmy-pro-fotografov-i-fotografiyu-Well-Take-ManhattanВ 1962 никто еще не слышал о группе «The Beatles»; и те, кто не был рожден в богатой семье, не мог и мечтать о том, чтобы стать знаменитым. Понятия молодежной культуры не было. Но знакомство фотографа Дэвида Бейли и будущей супермодели Джин Шримптон, ознаменовало начало новой эпохи, где людей станут приветствовать и считать красивыми не по тому, кто их отец, а по тому, кто они есть на самом деле, здесь и сейчас, перед объективом фотоаппарата.

Этот фильм рассказывает об отношениях фотографа и его музы, о Бейли и Джин. О желании и готовности фотографировать только ее, не желая работать с кем-то другим, потому-что она понимает его с полуслова, воплощает в себе его идеал.

Список фильмов будет обновляться по мере выхода новых художественных картин.

P. S. Ряд кинокартин содержит сцены 18+

За описание и обложки благодарю «Кинопоиск».

Дополнено 28.10.2017

Рекомендую к прочтению: