Несмотря на появление виртуальных туров, экспозиций и лекториев, я как и прежде посещаю традиционные музеи, правда не так часто, как в былые годы. Да и придерживаюсь понимания музеев, как пространства, где собраны артефакты, факты и люди, с помощью которых я смогу связать воедино разрозненные знания по теме, если хорошенько подготовлюсь. Бездумных — спонтанных посещений экспозиций у меня не бывает, во многом потому что понимаю: музей, как и большинство современных учреждений, превращен в объект массового туризма, и дух в нем все чаще устремлен к максимизации прибыли, а это мне не на пользу.

В течении многих лет, пользуясь советами коллег, дополняя их знаниями из книг, я учился без сторонней мотивации выбирать экспозицию и мотив посещения. Со временем, это стало чем-то вроде чек-листа, следуя которому удается организовать свое посещение так, что потом я не сожалею об упущенной возможности или о потерянном времени.

Как автор Записной книжки, хотел бы разместить этот чек-лист на данной странице, полагаю, многим он поможет переосмыслить свои визиты в музей.

Цель

Иначе говоря: почему нам стоит отправиться в музей? Иные доступные источники исчерпаны или не дают целостного понимания темы? Нам важно увидеть подлинник, а не репродукцию? После внимательного изучения различных источников, увиденное в музее поможет быстрее и лучше соединить знания в единую систему?

Потребность в посещении музея должна возникнуть в ходе творческого процесса (подготовка к проекту, изучение основ изобразительного языка и так далее), так нам проще настроиться, а порой и понять, почему же рекомендуют следовать правилу:

«Никаких попыток осмотреть все залы зараз. Всегда: одно посещение — одна экспозиция.»

<…>

Подготовка

Иначе говоря: в какой музей нам стоит отправиться, почему и когда? Рекомендую почитать не отзывы на сайте, а историю основания музея, его миссию, текущие интересы и новости. Если настроение учреждения пересекается с нашей темой, то стоит определяться дальше:

  • в какие часы (и по каким дням) меньше всего посетителей;
  • в каких залах расположены интересующие нас экспонаты;
  • в случае необходимости, проведут ли для нас персональную экскурсию;
  • и т. д.

<…>

Время

Иначе говоря: на какое время я могу задержаться в музее? Мнения о том, что человек может в течении часа концентрироваться на экспонатах, а потом — все, требуется отдых, — чушь (все мы разные, как и наши интеллектуальные навыки).

Нужно знать себя:

  • в какие часы мы наиболее продуктивны;
  • хватит ли наших интеллектуальных возможностей для осмотра всей экспозиции;
  • способствует ли нашему восстановлению музыка или перекус (шоколад, орехи и т. д.);
  • и т. д.

<…>

Темп

Иначе говоря: умею ли я своевременно переключаться между экспонатами? Если нет, то кто в этом мне поможет? Друг, коллега или экскурсовод?

Как верно говорят:

«Экспозиция — не список дел.»

Не нужно изводить себя «осмыслением» всего подряд, лучше быстро обозначить значимые (в вашем случае) экспонаты и все внимание им.

<…>

Коммуникабельность

Иначе говоря: готов ли я заговорить с незнакомцем? С таким же посетителем и с сотрудником учреждения, если потребуется, или с автором произведений, если выпадет такая возможность и т. д.

Вокруг нас всегда найдется человек, который прекрасно разбирается в теме, готов поделиться списком имен, списком необходимой литературы по теме, а то и списком музеев, в которые не будет лишним заглянуть в ближайшее время, чтобы углубиться в понимание темы.

<…>

Вместо заключения

Музеи — не про досуг. Музеи — систематизированные знания и опыт. И нужно готовить себя к визиту: интеллектуально, эмоционально, физически. Коллеги, помните об этом!

Дополнено 28.05.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: