
Традиционная фотография, благодаря книгам Анселя Адамса:
Становится доступнее: понимаешь возможные ошибки, нюансы карданных камер, нюансы и, что наиболее важно — необходимые требования к печати, отпечаткам и их оформлению, но в какой-то момент понимаешь, что хочется экспериментов и знания большинства техпроцессов прошлого столетия, но есть ли такая литература?
В продаже, в основном — нет, хотя и бывают исключения (редкие переиздания, букинистика, электронные версии).
На помощь приходят районные библиотеки, точнее отзывчивые сотрудники, которые малость удивляются твоему интересу, но потом решаются помочь — на основе поисков, решил писать сию заметку, чтобы составить проверенный список рекомендуемой литературы по теме.
Книги по амбротипии
- А. Яныш, Фотография на стекле и бумаге. Полноценный учебник. Пошаговое очень внятное объяснение свойств коллодия, нюансов выбора и подготовки стекла, и бумаги. В мельчайших подробностях объяснено, как происходит экспонирование, проявка и закрепление итогового изображения.
- Ю. К. Лауберт, Фотографические рецепты и таблицы. Объемный справочник, и как по списку затрагиваемых процессов, так и по количеству рецептур. Кроме амбротипии и пленки, тут можно почерпнуть знания по изготовлению фотобумаги, ее подготовке, а так же по характерным отличиям полученных изображений.
- Radoslaw Brzozowski, The Ambrotype: A Practical Guide. Современное практическое, весьма хорошо проиллюстрированное руководство по амбротипии (из «особенностей» — на английском языке). Как выбрать оборудование, помещение; нюансы химии, а так же способы защиты и ручного раскрашивания амбротипов. — Все тут 🙂
<…>
Книги по ферротипии
- Ф. В. Щепанский, Руководство к ферротипии для фотографов и любителей. Хотел бы найти более современное и объемное издание, хотя и в этом последовательно, и без обилия иллюстраций, рассказывается об особенностях ферротипии, как фотопроцесса: как получаются ферротипы, как их окрашивают и лакируют. — Для начала, сойдет! 🙂
<…>
Книги по пленочной фотографии
- К. И. Мархилевич, В. А. Яштолд-Говорко, Фотографическая химия. Впечатление от книги — школьный учебник по химии, только с продолжением: доскональное объяснение процессов, и не только химических, но и физико-химических, протекающих при экспонировании и печати.
- В. П. Микулин, Фоторецептурный справочник. Издание примечательно тем, что представляет из себя коллекцию рецептур, адаптированных под отечественные условия (вводимые ГОСТы) и, в качестве бонуса, — инструкции от зарубежных производств: Агфа (ГДР), Кодак (США).
- Л. Я. Крауш, Обработка фотографических материалов. Книга ценна тем, что научает мыслить как фотограф, а не как химик или печатник (как управлять процессом проявки, в зависимости от замысла; как изменить состав проявителя, как оценить качество негатива и так далее).
- Г. И. Терегулов, Химия для фотографа. Более позднее издание (1976 год), которое может быть настольным руководством, как по изменению растворов, вспомогательным процессам, сушке, так и по самим фотоматериалам. (Книга для замороченных, — в хорошем смысле, естественно.)
- Р. Рёссинг, Увеличение фотоснимка. Незаменимая книга для печатника. В ней много, как советов, так и конкретных руководств, следуя которым можно наладить процесс не только фотоувеличения, но и тонирования фотоснимков. Частые ошибки тоже рассмотрены. В общем, хороший учебник для самообразования.
- Г. Вудхед, Творческие методы печати в фотографии. Упрощенные методы обработки, работа с полутонами, комбинированная печать… Книга для тех, кто «наигрался» с правильно… точно, и ищет самовыражения, с опорой на доступные технологии.
- К. Сюттерлин. Ретушь — когда и как. В книге подробно рассмотрены все виды ретуши, а так же приемы работы и способы исправления дефектов на негативах, позитивах и диапозитивах. А так же перечислены приборы, инструменты и материалы, необходимые для качественной ретуши.
- А. И. Геодаков, Мастерство ретуши. Книга по основным способам ретуши фотопортретов, — черно-белых. Лаконичная и наглядная. (В отличии от предыдущей книги, это скорее памятка, перечень часто используемых техник и рекомендаций, которым можно следовать.)
- Д. С. Гурлев, Справочник по фотографии (светотехника и материалы). Справочник ценен тем, что содержит характеристические кривые светочувствительных материалов (а так же базовые положения практического цветоведения).
- Д. С. Гурлев, Справочник по фотографии (обработка фотоматериалов). Справочник ценен тем, что содержит описание способов усиления, ослабления и тонирования черно-белых изображений, а так же рабочие характеристики негативных фотопленок при стандартной обработке и съемке объектов фотокамерами «Салют» и «Зенит».
- Р. Хеймен, Светофильтры. Весьма содержательная и легкая для прочтения книга по светофильтрам: по ситуациям, в которых они применяются и, собственно, по тому, как с ними правильно работать. Много иллюстраций, схем, таблиц и графиков, благодаря которым легче понять повествование автора.
- Д. Дэйи, Спецэффекты. Обзорная книга по многообразию альтернативных фотопроцессов. Полученную информацию можно использовать как отправную точку, чтобы уточнять запросы через поисковые системы и находить статьи, книги и ролики на YouTube, в которых более подробно объясняется тот или иной фотопроцесс.
<…>
Книги по технологии фотоматериалов
- Ю. К. Лауберт, Бромистые бумаги. Весьма интересно издание, в котором описаны все способы работы на бромистых и хлористых бумагах: копирование, увеличение и тонирование. А так же, в кратком изложении, описаны способы изготовления этих бумаг.
- <…>
Примечание
Ф. Люллак, Самодельные фотопринадлежности. — Очень интересный справочник, в котором можно найти, к примеру, описание изготовления солнцезащитной бленды или светозащитной шахты с лупой, и много чего еще.
<…>
Если вы свободно читаете англоязычную литературу, то обратите внимание на подборку книг, в рамках заметки Альтернативные фотопроцессы (там много современных книг по теме). Для тех, кто уже интересуется не только тем «как создать», а тем «как сохранить», рекомендую — Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, — прекрасная книга!
Дополнено 17.03.2021
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий