zachem-nuzhen-vizazhist
Photo by Edz Norton on Unsplash

Лет 10 назад многие были уверены, что будь у них «профессиональный» фотоаппарат, они бы снимали ничуть не хуже «профи»; видимо не зная, что первые Kodak (в свое время) породили схожие настроения в обществе (вот только фотоиндустрию потом спасали от «смерти» не они и не корпорации, а фотолюбители и свободные авторы, но это уже совсем другая история), а в создании фотографии, помимо оборудования и техпроцесса, значимую роль играет ее автор, и профессионализм это вовсе не про изобразительный уровень: а про стандартизацию, мотив, клиентоориентированность и форму занятости.

Подобных заблуждений много, пришлось даже выделить отдельную рубрику, чтобы то и дело разбирать наиболее популярные, но сейчас не об этом…

Спустя 10 лет многие поняли, что фотографии, несмотря на машинное обучение, научиться, к сожалению, не так-то просто. А чтобы снимать портреты уровня Георгия Колосова — одного монокля маловато и нужно «что-то еще».

В определенном смысле, схожие настроения я вижу и в быту визажиста:

Зачем тратиться на визажиста? Я и сама могу накраситься

— Андрей, зачем оплачивать услуги визажиста? Я каждый день крашу себя сама. Все кисти и косметика у меня профессиональные. Задач на съемку только не знаю, но если ты мне быстро все пояснишь, то я, думаю, справлюсь.

— Интересное предложение.

— Не смейся! Я ведь серьезно…

— Я тоже. Что тобою движет?

— В желании самой накраситься?

— Да.

— Хочется принять участие в подготовке.

— Ты уже принимаешь. Ты — натурщица. Весьма ответственная, с нужным опытом съемок и это главное.

— Спасибо за оценку, но ты ушел от ответа…

— Нет, просто зашел издалека. Смотри, твой повседневный макияж очень яркий. Я понимаю, что тебе можно показать множество примеров и ты иначе расставишь акценты. Но шея и зона декольте? Ты никогда так педантично не выравнивала тон всех открытых участков кожи и рук в том числе. Тебе нужно сейчас изменить мышление, подход, попрактиковаться. Потратить на эксперименты личное время, истратить запасы косметики…

— И просмотреть десятки роликов на YouTube. Ты забыл. 🙂

— Верно. Придется искать источники знаний в Сети. Но по мере «набивания руки», придется кого-то из коллег побеспокоить, чтобы оценили твои потуги, поправили где не так. Речь уже в принципе идет о полноценном обучении.

— Погоди-погоди. Мне ведь только на одну съемку, я же не хочу делать это своей профессией и все такое.

— Понимаю. Но и ты пойми: я не могу доверить макияж человеку, который не выполнит этой задачи идеально, а сценарий «тяп-ляп» — зачем? Съемка выявит все огрехи, мы не получим в образе нужных акцентов, разницу тонов придется править на постобработке…

— Ты забыл: у меня профессиональная косметика! Паразитные пятна «не полезут», все будет, по крайней мере в этом вопросе, хорошо.

— Прости, но само использование профессиональных косметических средств еще не говорит о том, что «камера увидит» здоровый и ровный цвет лица. А ведь это нам и требуется.

— Я понимаю.

— Вижу, и этому рад. Понимаешь, макияж для съемки отличается от дневного или вечернего: он более плотный, «тяжелый», особенно при съемке с импульсными источниками света. Свет от окошка или хорошие источники постоянного света «терпят» менее плотный макияж, но и с ним есть свои особенности. А вот вспышки «пробивают» повседневный легкий мейк, высвечивают все дефекты: прыщи, пигментные пятна, синяки и вены… не говоря уже о том, что выглядит он (обычный мейк) как грязь. Конечно, если это отражает задачи съемки, то пожалуйста, но в остальных ситуациях: у нас большие проблемы…

— То есть визажисты еще учитывают и тип освещения?

— Конечно. Хотя, по правде говоря, только опытные, кто в профессии насовсем, дорожит именем и заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Такие всегда сами узнают от фотографа все необходимые им «мелочи»: постоянный или импульсный свет, съемка в студии или на пленэре, на каком расстоянии будут располагаться источники света и под каким углом к снимаемой натуре, продолжительность съемки…

— А это зачем?

— Продолжительность съемки? Ты об этом?

— Да.

— Мейк не должен сыпаться на протяжении всей съемки. И чтобы подобрать увлажнение. Об этом полезно думать и нам, и мне и тебе, ведь если съемка подразумевает не один образ, а два или более, да еще с переодеванием в отличные друг от друга наряды, то хорошо, когда визажист сопровождает съемку.

— Согласна. Постоянно смотреться в зеркало — отвлекает. А отвлекаться тебе — съемка как-то расстраивается, потому что ты занимаешься чужой работой, а не своей.

— Верно. И вот подумай, коль затронули тему, где будут твои мысли, если ты сама себя накрасишь?

— На съемочной площадке. 🙂

— Да-да. Сказать правду? Ты будешь думать и о том, как «угодить» мне, и о том, как бы твой, с любовью сделанный макияж, не посыпался, не начал предательски блестеть.

— Ну, Андрей, блестеть может и макияж, сделанный профессионалом.

— Да, может и блестит. Этого не избежать. Но есть нюанс: когда ты, оказавшись занятой не своим делом, окажешься перед фактом — блестит, то начнешь волноваться и это волнение «увидит» камера, увижу и я.

— Наверно, все-таки я больше паникер. 🙂

— Запомню. 🙂 А если серьезно, то волноваться новичку, а в роли визажиста ты будешь новичком, — естественно. Тогда как специалист дождется естественной паузы, что бывает у нас между дублями, попросит секунды, чтобы убрать жирный блеск и мы, не замечая этого естественного вмешательства, продолжим съемочный процесс.

— Обычно так и бывает.

— Вот-вот. Хорошо, что ты понимаешь. Вернемся к твоему повседневному макияжу?

— Давай.

— Ты его делаешь по современным лекалам: вместо лица — «однотонный блин», с яркими глазами и губами, ну и «утюжки», куда же без них…

— Слышала-слышала. Ты высмеиваешь «утюги».

— Не только я. Пожалуй, все, кто устал от «горчичников» и «морковного припека» на месте скул. Понимаешь, эта глупость не создает объем. Это клише, только в макияже. Тогда как настоящее скульптурирование — про подчеркивание, правку и исправление анатомических особенностей каждого лица, т. е. не создать объем «как принято», а передать то, что есть красивого, свойственного натуре, и скрыть то, что несколько не красит данного человека, ну либо ему не нравится, если речь про заказной портрет. И ценный (правильный) макияж для фото — тот, который позволяет передать объем, живость лица, скрадывая недостатки, а не воссоздает плоскую модель реально живущего человека. Именно поэтому, хороший визажист, в первую очередь — это не про знание косметических средств, а про познания в области изобразительного искусства и медицины, навыки скульптора и художника, и опыт косметолога, поскольку нужно заботиться не только о графичности и рельефе (основы на фото), но и о здоровье кожи. Не говоря о том, что опытный визажист выстраивает свою работу не от того, что умеет и к чему привык, а от того, что от него требуется, т. е. от словесного объяснения задач, цели и условий съемки, как минимум; в идеале — на основе мудборда, референсов или подмалевка.

— У меня таких знаний нет, увы.

— Вот поэтому я и не поддерживаю идею, позволить тебе накраситься самой.

— Теперь спорить не стану.

— И правильно. Поскольку, как натура, лучшее что ты можешь делать — следить за собой, за состоянием кожи, волос, объемами и весом, за плавностью своих движений, внутренним миром и распорядком дня. Это не так мало, как может показаться сначала или со стороны, это жизнь и от тебя зависит, сколько лет ты будешь интересна для кадра, ведь возраст — нет, не помеха, он лишь преображает и отображает: что приобретено за предыдущие годы, как ты живешь, что в себе несешь и т. д. Конечно, так не мыслят те, кто предоставляют свое тело для одежды, например, но это модели, там личностью быть не надо. А ты — натурщица, цени это.

Когда можно обойтись без визажиста

— Постараюсь. Но все-таки, бывают съемки, когда можно накраситься самой?

— Иногда можно вообще отказаться от макияжа.

— Неужели?

— Если не предусмотрены крупные планы, портреты в три четверти и ростовые, то какой смысл? При съемке общих планов, на которых человек занимает 1/20 кадра и меньше, на лице не разобрать микровыражений, какая там проблема наличия тональных пятен или вскочивших накануне прыщиков… К макияжу тем больше требований, чем крупнее план, поскольку современная оптика «замечает» все мельчайшие дефекты кожи, ну и передает эту информацию на матрицу.

— Получается, что и мужчинам уместен макияж?

— Если речь про бизнес-потрет, то да, необходим. Иначе будет чрезмерная ретушь, которая не свойственна мужскому портрету.

— Хм, интересное мнение.

— Да, верно сказала: мнение. В фотоиндустрии единства по этому вопросу нет. Кто-то считает, что макияж — удел женщин, а кто-то понимает, что макияж — не про «накраситься», а про возможность скрыть пигментные пятна, темные круги под глазами, немного «прибрать» возраст и тем важнее это, чем солиднее человек, чем выше занимаемая им должность. Можно, конечно, махнуть на это рукой, мол «своими кистями вы порочите мое мужское начало», но как по мне: последующая неестественная ретушь, а в таких ситуациях к ней и прибегают, выглядит более смешно, нежели макияж, о существовании которого знал только ты и съемочная команда.

— Убедительно, но моего папу это не обрадует. 🙂

— Многих не обрадует. 🙂 Но я ведь указал нюанс: бизнес-портрет. В иных жанрах все зависит от целей съемки и в большинстве случаев макияж мужчине не нужен. А если говорить про характерный, психологический портрет человека 70+, то и некоторым женщинам он не обязателен, но тут все зависит от комплекции, особенностей кожи и типа освещения. Если постоянный свет, то да — можно рассмотреть вариант без макияжа. Если импульс — увы, «пробьет» все недостатки и получим ужас, поэтому мейк и руками визажиста, который либо специализируется на возрастном макияже, либо умело делает его по требованию, иначе бывают глупости: взрослую женщину красят как юную девушку. Выглядит вульгарно, но поди поясни… Заклюют.

— Видела такое. Производит сильное, но не самое приятное впечатление.

— Есть такое. В целом, желая закрыть тему, скажу следующее: если фотосъемка не подразумевает создание чистого кадра, т. е. главное что-то снять, а потом «нарисуем», или вообще «запилим» какой-то ядреный коллаж, с перекраиванием анатомии, изменением цветовой палитры и прочим, то можно накрасить себя самой, но это совсем другой сегмент и уровень фотосессий, а для персональных съемок, результаты которых уходят на бизнес-сайт, или в семейный архив, например, грамотный незаметный макияж необходим, особенно если это молодость и еще не приобретено тех возрастных изменений, которые сами по себе красивы и ценны для последующих поколений.

<…>

Вместо заключения

Признаться, я рад, что состоялся диалог, выдержки из которого я привел выше. Во-первых, не припомню, чтобы я публично защищал визажистов, а ведь среди них есть хорошие мастера, и доброе слово в их адрес не будет лишним. Во-вторых, мне хорошо знакомы последствия веры обывателей в то, что купи они что-то «профессиональное» и они сами станут мастерами. Я от подобных настроений немало натерпелся, но остался приверженцем разделения труда: если кто-то что-то делает хорошо и мне в этом надобность лишь изредка, то справедливо вознаграждая труд другого человека я помогаю себе, ему и не даю власть над собой тому, кто хотел бы нас «поссорить», и сделать меня своим клиентом, приобретателем «чего-то ненужного».

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: