Все мы бежим. Меньшинству известно направление, чуть большему кол-ву заметен ритм, а основная масса лишь прет куда скажут. По указанному маршруту, без вопросов «Почему? Куда? Кто так решил?».

Сегодня мы затронем крайне важную, но редко вспоминаемую тему в сфере фотографии. А именно – поговорим о ее языке. О ритмах и контрастах, знаках и символах. Тех постулатах, которые сопровождают фотографию с момента ее зарождения и так сильно утрируются в наши потребительские дни.

Пожалуй, именно с этой темы и стоит начинать свое знакомство с фотографией, а не с приобретения камеры и чтения трудов маркетологов. Ведь отправляясь путешествовать в иные земли, вам необходимо изучить местный язык. Конечно, вы можете прибегнуть к помощи всевозможных средств для перевода. Словари, переводчики, различные «гиды». Но это лишь поверхностное впитывание результатов того, кто за вас потрудился, без возможности «впитать» культурные особенности новых, для вас, земель.

В этом и кроется сущность потребления, ее мораль проста – ограниченность. Взгляда, осмысления, взаимодействия. Весомые минусы, которые можно исправить лишь трудом. Уделить время изучению языка, акцентироваться, в частности, на местные диалекты. С таким подходом любое путешествие окажет большее впечатление и влияние на внутренний мир странника. Откроет с иных сторон увиденное вами и не потребуется «посредник», в лице гидов, словарей и прочего потребительского «десерта». От которого портится здоровье, и урчит в животе.Любое путешествие начинается на стадии планирования. Но почему-то в фотографии все чаще бывает иначе.

Крепчает стереотип что познание сокрыто за дверью, которую немедленно стоит открыть и «упасть» в землю «чужеземцев». Забавная картина, как и сами «последствия». Хотя все кроется в простых причинах: потребление и неуважение.

Неумолимая тяга к «фастфуду» вынуждает меньше думать, больше руководствоваться инстинктами, которые в свою очередь перечеркивают все труды, созданные предшественниками (сумевшими достичь солидных высот и увековечить труды в истории человечества) и возвысить себя, лишь по пути маркетинга. Видимо это современный «олимп». Даже не на земле, внутри лишь одного раздутого эго, на пустом месте, лишь в окружении кусочков глины, из которых при усердии можно было бы создать великолепную основу для последующего роста. Забавно конечно. Но «пиастры в глазах», к чему тут думать.

И так, для чего же мои мысли и для кого эта статья

Если вы подумали, что я буду рассказывать о схемах съемки, или же вести дискуссию о технике, то, пожалуй, я вас огорчу. Моей целью не стоит трата времени на техническое пережевывание «тумана» маркетинга, и тем более не планирую цитировать и разбирать работы именитых мастеров 19-20 веков. Т.к. до меня это давно сделали (и продолжают делать) люди по призванию. Опытнейшие критики, историки, деятели искусств. Чей образ жизни полностью сформирован на основании одной простой и значимой цели – сохранить и разъяснить для ныне живущих и последующих поколений, всю ценность и величие работ предшественников. Ознакомить с языком фотографии, с «диалектами» каждого мастера и возможно немного большим, что способны впитать люди, стремящиеся познать фотографию в ее истинном предназначении и ценности, осознать ее уникальный дар. Именно с отношения к истории и стоит начинать свое путешествие в неизведанное, но для начала ознакомиться с языком.

Фотография – дитя царства света и теней

И даже дело тут не в том, что свет необходимая физическая составляющая для получения кадра. Это ваша азбука, научившись читать по которой, можно смело приступать и к написанию. Используя данное средство выразительности, вы сможете донести зрителю свое видение мира, происходящего, прочувствованного. Именно с помощью света вы сможете написать свое повествование. Некое письмо зрителю, поколению будущего. А игнорируя, вы лишь получите фоточку. И тут уже не имеет значения композиция, эмоция, цвет и прочие составляющие. Вы лишили фотографию основного, проигнорировали светопись и просто нажали на кнопку, в надежде на любовь толпы. Лишив дом фундамента, вы получите шалаш или некую разновидность временного жилища, которое не способно бросить вызов ударам стихии и тем более, увековечиться в истории. Увы, но подавляющее большинство работ умирает раньше, чем их создатели. И это нужно понимать, прежде чем брать камеру в руку. Иначе вы рискуете продемонстрировать зрителю «недоношенное дитя», неспособное выжить без помощи извне (в сфере фотографии — это маркетинг, пиар).

Внимательный читатель мог заметить, что я акцентировал внимание на том, что для начала учимся читать, а только после этого – говорить. Данная упорядоченность имеет основания. В своем мире, говоря на родном языке мы можем поступать как угодно (сначала болтать, затем слушать, или наоборот), но в вопросе изучения иноземных языков все обстоит иначе. Чтобы начать говорить, надо научиться слушать и важное – слышать. Именно после осознания этой очевидности, вам будет проще понять новое, стать грамотней и научиться говорить так, как принято на этой земле.

С фотографией все аналогично. И поэтому:

Светопись – первое, на что должен акцентировать свое внимание будущий творец

В 2012 году мои мысли о «продажной» фотографии (да да, именно так я называю то, что необходимо создать по одной простой причине – заплатили) зашли в некую зону «дискомфорта», я всерьез начал переосмысливать дальнейший творческий путь. Не было стремления продолжать снимать то, что некогда пиар признал модным и все теперь это хотят. Это временное, глупое и пустое. В такой картинке нет ничего, она рвет душу. Именно отсутствие светописи рушит такую фотографию и ведет к обеднению ее содержания. Нет света, но есть композиция и куча символов, образов, которые россыпью заполняют пространство. Думаю, если к вам домой привезти десятки тонн песка, навряд ли вы построите замок, или иную песчаную зарисовку. Т.к. не знаете как.

В один из туманных осенних дней меня познакомили с творчеством Лилиан Бассман

С первых же мгновений я был покорен легкостью и неуловимостью ее чувственных работ. Они будто написаны акварелью и тяготеют к живописи, но все-таки технически они созданы по средствам фотографии.

Именно в тот момент я запомнил для себя слова учителя:

«Работы Бассман с точки зрения коммерческой фотографии – брак. А вот с точки зрения фотографии – искусство, причем с большой буквы».

У такого «верстового камня» я и был оставлен один на один с мыслями в голове. Меня долгое время мучили вопросы: Как она управляла светом для такого рисунка? Что она стремилась донести миру, кроме утонченности и легкости работ? По окончании поисков, изменилось многое. Мое отношение к фотографии, к ее истории и душе. Подход к созданию своих работ претерпел серьезные изменения и полностью перешел в зависимость от света. Отныне только светом идут мои повествования и к нему я добавляю символы, формирую образы и опираюсь на внутреннее, что хочу сохранить для последующих просмотров.

К примеру снимок «Грани личности»

С помощью света я изменил соотношение масс и убрал фактуру, которая не так важна для данного повествования и с легкостью бы «нервировала» глаз. Крайне важным являлось оставить акценты в темной и светлой областях. Серьга, венозность рук. Первое символизирует богатство и поэтому на темной стороне, а второе – силу характера, личности и логично что свет. Именно это внутреннее противоборство в каждом человеке и легло в основу повествования данной фотографии.  А все остальные моменты лишь добавляют. Но не будь тут света – нечего было бы и добавлять. Получилась бы очередная фоточка этого мира, с непонятным повествованием и надо смотреть на женщину, красива ли она и что делать с критикой в адрес работы…

Что до повышенного контраста данной фотографии, то это отдельная тема, которою я в будущем планирую осветить. На данный момент скажу лишь то, что зачастую контраст — это частный случай. Черно-белый снимок ведет свое повествование черными и белыми тонами, контрастностью лишь регулируется степень интенсивности переходов между ними. Более контрастные фотографии оставляют яркие впечатления. Они более напористы и агрессивны. В свою очередь, снимки с пониженным контрастом тяготеют к более плавной градации серого (порой не имея точки черного) и, тем самым, прекрасно подчеркивают иной мир. Малый контраст позволяет подчеркнуть легкость, чистоту, романтизм. Контраст играет очень важную роль в восприятии снимка и это нужно учитывать при изучении фотографии.

Приведя, в качестве примера, краткий анализ одной из своих работ, я осмысленно затронул тему символов. «Научившись говорить» наступает пора создания повествований и демонстрации собственных мыслей. Именно на этой стадии стоит вникать в такие аспекты как символ, образ. Честно говоря, данный аспект зависит и от опытности зрителя.

К примеру. Перед вами поставлена задача фотосъемки обнаженной натуры. В ходе процесса вы, как человек опытный и чувственный, стремитесь отойти от повествования «в лоб» и проводите ассоциативный ряд, образность восприятия. Оставляете значимую деталь гардероба на теле, подчеркиваете детали интерьера, берете в рассмотрение глубину заднего плана. Добавляете (к примеру) окно, а в нем парк, или город. А там люди, любующиеся красотой в окне (опять же к примеру), с интересными и предсказуемыми эмоциями на лице, ну и т.д. То есть, вы постоянно закладываете уместную информацию, способную раскрыть вашу героиню, и в целом, при помощи символов и последующих ассоциаций – дополнить рассказ.

Тут то и обнаруживаются подводные камни. Каждый человек уникален и его восприятие то же. Один воспримет эту фотографию просто, как снимок голой женщины. Другой прочтет дальше и погрузится в размышления о том, кто же она, каков ее внутренний мир и быт по жизни. А наиболее внимательные прочитают до конца и заметят зевак в окне, дополняющих повествование и придающих большую глубину картине. Найдутся и другие, которые отойдут от этих «мелочей» и начнут рассуждения о женщине, как таковой. Ведь для кого-то ваш рассказ окажется глубинным водоемом, в который он мечтал окунуться, но не предоставлялось возможным.

Разные оценки, разница восприятия и прочтения. Каков тут может быть язык? Весьма предсказуемый вопрос, т.к. поначалу можно запутаться и сбиться с толку. Но игнорируя символы, можно отправиться в путь по ложному следу. Мастер всегда должен ставить себе далеко идущие цели, но помнить о чувстве меры. Ведь «фотографический винегрет» далеко не всем по вкусу и необходим баланс в загружаемой информации, хотя в большей степени – структурность.

Как этого добиться? Существует множество способов развить в себе данные навыки. Первым делом необходимо изучать труды предшествующих поколений. Богатейший образовательный трактат доступен нам в любой точке земли и надо лишь начать читать и анализировать. Насмотренность, натренированный взгляд. Многим известные данные слова, которые прекрасно характеризуют того, кто изучает чужие работы и тем самым, тренирует свой взгляд на восприятие (и последующую проекцию) прекрасного. Большинство известных и узнаваемых фотографий (Брессон, Капа, Родченко и т.д.) пропитаны символами и являются блестящими энциклопедиями для нашего поколения.

Разумеется, даже осознанное накопление знаний без практики – мертво. Ибо фотография требует постоянного движения, развития. Изучив несколько слов чужого языка, вы пытаетесь связать их в предложение. Затем предложения в обращения, а после и в грамотную речь. Каждое достижение рождено практикой и мышлением. С фотографией все аналогично. Что-то изучили/подсмотрели – бегом пробовать. Пусть у вас многое не получится с первого раза, это нормально. Неудачи терпит идущий, без поражений только любитель почивать на диване.

И как тут не вспомнить замечательные слова, автор которых Йозеф Судек:

«Я фотографирую, потому что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы.»

Затронув тему символов и их восприятия, мы плавно подошли к образу.

Что же такое образ? Этому вопросу посвящена уйма книг. Не только в сфере фотографии, данная тема тянется из живописи. Но точной формулировки, одобренной и не опровергнутой – на данный момент нет.

Почему же? Наверно потому-что образ это не из сферы физики, и даже не из лирики. Образ это не «пища» для глаз, и даже не для ума. Образ штука более глубокая, она для внутреннего мира, для тех глубин, которые знакомы с чистотой эмоций, воспринимающих окружающий нас мир. Эмоций далеких от животных и подобных им, примитивных сущностей и стандартов. Когда человек читает работу (хоть фото, хоть написанную живописцем) он пробегается по всем вышеописанным языковым моментам и тут одно из двух. Или он говорит хорошо, и работа ему нравится, или произносится, многим знакомое, «В этом что-то есть!» Что? Это редко поддается описанию, т.к. воспринимается индивидуально и отражает общее впечатление от картины.

Другими словами:

«Образ это подытоживающее впечатление от картины, зарождающееся на основе вложенных символов и инструментов повествования и находящее отражение в глубинах человеческой души».

Именно в вопросе образа (да и в предыдущих языковых аспектах) многое зависит от опытности зрителя. Ведь автор может явить миру великолепную работу, которая будет опережать свое время или просто не понята большинством зрителей. Как говорится – не к месту.

Ведь все мы разные и внутренний мир не исключение. Кто-то читал Ремарка, Чехова, Достоевского, а кому-то достаточно и проще. Допустим про «Красную шапочку» он в курсе, ему и достаточно.

Разумеется, навыки восприятия будут иными, как и общий процесс ознакомления с работой мастеров. Культура она и есть культура. Поэтому, не стоит унывать если ваши работы остались незамеченными при публикации, или заказчик не уделил должного внимания одной из ваших работ. Это не исключает возможности того, что спустя годы он не позвонит вам, для выражения своих слов благодарности за работу, которая теперь наиболее ценна в его жизни и главное – понята.

Как же тренировать навыки, касаемые образа

Тут все просто, оттого и непонятно многим. Дело в том, что фотограф это не человек с камерой. И более того, ею он не снимает. Фотограф это образ жизни, восприятие мира, мораль и философия. А снимает он глазами (т.к. это самая совершенная камера или вы все еще верите маркетологам и японским инженерам?) и отражает/формирует увиденное – своим внутренним миром. Камера лишь помогает сохранить (запечатлеть) увиденное, не более того.

Для любителей поспорить в этом вопросе, приведу пример. Книга. Печатная такая, ее еще принято открывать и читать. За историю человечества чем только не корякали текста. Палками, перьями, ручками, специальными машинами. Многое было в жизни книг. Но разве это важно? Главное — труды, оставленные последующим поколениям (а порой и цивилизациям) и люди, авторы этих повествований.

Но вернемся к образу. Фотограф, если он стремится к развитию, должен постоянно впитывать в себя новое. Не сидеть на различных мк и втирать на подкорку шаблоны, а мыслить, анализировать окружающий его мир. Слушать различные направления музыки, сутками напролет сидеть в картинных галереях и читать художественную литературу. Но все это будет пустой теорией, без практики, которая необходима взору. Фотографу требуется постоянное погружение в изучаемый им мир, собственно, как и любому творцу. И это нормально, это жизнь, с ее акцентом на движение и прогресс. Разумеется, не хочется себя перестраивать и отдавать свою жизнь в увлечение, которое поглощает. Куда проще брать камеру при необходимости и «щелк». Но это не то, не будет прогресса, лишь тупик и бег по кругу.

Помню как в свои 12 лет я стоял в очереди на проявку пленки в местном фотоателье. Подошел ко мне мужчина, статных лет и спросил: «Что наснимал, сынок?» Я ему пояснил весьма в красочных эмоциях что природу и родных. Он выслушал, улыбнулся и сказал: «Вот и славно. Дальше не ходи. В фотографии ничего нет, все это выдумка. Ты порвешь душу». Помню тогда я здорово обиделся на эти слова, а после и вовсе забыл на долгие годы. Но буквально этой весной я нашел ответ для себя. Да, в ней ничего нет. Все содержимое и ценное в нее вносит человек, с его индивидуальным взглядом на мир и собой, как главной индивидуальностью этого мира.

Пожалуй, объемными оказались мои рассуждения на тему образа, но думаю я смог прояснить важные моменты, которые окажутся полезны в жизни творца. Да и собственно статья разрастается до неприличных размеров, пора закругляться и подводить итоги.

Сегодня мы ознакомились с языком фотографии, с ее даром и наследием, которое необходимо перенимать всем, кто стремится создать свой уникальный мир, с его индивидуальным повествованием и героями. Возможно, кому-то это покажется неуместным и неактуальным в наши дни, ведь «миром правит» инстаграм, но я скажу следующее: миром людей правит разум и плоды его деятельности, то, что кому-то может показаться ценным на пиксельной платформе – лишь временная дань глупости (зависящей от отсутствия искусства видеть, о котором мы поговорим в одной из статей) и массовости, обреченной на бег по кругу и забвение по прошествии лет. Разумеется, можно усмехнуться и продолжать штопать цифровой мусор, и тем самым, засорять пространство. А можно научиться говорить и «писать трактаты».

Само собой, всю историю человечества фотография будет делиться на потребление и искусство, и это нормально, это реальность на основе сказанного выше. За вами лишь выбор (как и всегда, как и сию минуту) кем быть и что после себя оставить.

Да, тема непростая и ознакомились мы с ней лишь поверхностно, но для начала этого достаточно. Все порционно, для лучшего понимания, в дальнейшем мы поговорим о языке фотографии еще не раз, следите внимательно за обновлениями.

В заключении я решил продемонстрировать пару работ для самостоятельного прочтения, изучение которых поможет вам закрепить тему света и теней, роли контраста, символов и образа.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Эмоции в фотографии. Не первый год, в фотографии формируется мнение о великой роли эмоции для создания шедевра. Если вы зашли в тупик и не знаете, что и как […]
  • Эмоции детей в фотографии. Рассуждая на тему эмоций, я как-то позабыл о ситуации с детьми. Все мы прекрасно знаем, что детская фотография более честная, живая и […]
  • Дагерротип. Фотография, в наши дни, так сильно вошла в повседневную жизнь человечества, что уже трудно представить этот мир без фотоаппарата, а ведь […]