Благодаря подписи под фотографией, зрителю легче интерпретировать ее содержание (правда все это справедливо для изображения, лишенного визуального мусора), но как бы то ни было, восприятие фотографии не ограничивается поиском связей между подписью и изображением, — подготовленный зритель самостоятельно «исследует» плоскость… И что он там найдет, — этой проблеме уделяется слишком мало внимания, а зря (фотограф может стать лучше, если в определенный момент начнет обращать внимание на «малозначимые» аспекты ремесла).
Незначительная проблема
Читая заметку про фотографический мусор, невольно стыдишься цифровой реальности: если что-то лишнее попало на плоскость — уберем средствами Photoshop, если где-то «ошиблись» — по экспозиции, кадрированию, детализации — вновь откроем Photoshop: все перестроим и вытянем, чтобы кадр не выбрасывать, но… учимся использовать программное обеспечение, а не снимать, — устраняем последствия, не касаясь причины:
Простая лень, породившая рассеянность.
Современный фотограф все чаще отвлекается на формирование навыков ретушера, тогда как, при трезвом отношении к ремеслу, ему следовало бы оттачивать навыки фотосъемки, и самое ценное умение из всего этого «арсенала», конечно же, — зоркое сердце.
Печальное следствие
Современная фотография все чаще ограничивается компоновкой: никакой тебе мысли, образа и попытки исключить протоколирование реальности; все реже можно увидеть отдельную (и в содержании своем, самодостаточную) фотографию на выставке: сплошь серии, серии… а нет, проекты; да, так солиднее.
Увлечение сериями не случайно: в условиях пропаганды «прямой» фотографии, сортировка и ответственность за рассеивание внимания зрителя порицается, если не сказать большего: кое-как заснял что-то не типичное, левой пяткой или не открывая глаз, — получай Гран-при! Чем, почему и насколько ценно отраженное на плоскости — не имеет значения.
Вот так формируется привычка делать абы что, и абы как, — и не избегать фотографического мусора; вот так и создается «абракадабра», которая ничего не говорит ни уму, ни сердцу.
Вместо заключения
Фотография, как сфера визуального искусства, очень удобна: в отличии от художников или от скульпторов, фотограф создает свои произведения намного быстрее, но скорость обманчива и многие не могут вспомнить момент, когда они стали ретушерами (оставив профессиональные навыки фотографа).
Особенность фотографии, — ее практически мгновенное создание, — стало ее конкурентным преимуществом, но в то же время — стало тем соблазном, который подчиняет себе новичка, с которым легко «лепить» то, что тебе нужно, если ты — технология, а он — человек, которому нужно побыстрее и побольше.
Но хотим ли мы этого или нет, фотограф будущего неизбежно коснется противостояния, этой, весьма предсказуемой битвы «за место под солнцем», между ИИ и людьми, и если оставить и по большому счету — отмахнуться от опыта предшественников: понимания, что хороший год — 3-5 фотографий, имеющих ценность для экспозиции, а серия работ собирается годы, да и в серии роль визуального языка многократно возрастает, то можно так никогда и не понять, что первостепенна — мысль, без которой можно щелкать хоть сутки напролет, но так и не создать фотографии… уступить место ИИ.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий