Беря в руки камеру, человек неосознанно стремится к самовыражению. Но для чего? Какой ценой? Забытое кредо – этика фотографа, не изучается подавляющим большинством фотографов и игнорируется абсолютно любым фотолюбителем наших дней. Никому нет дела до жизни окружающих, их спокойствия и права на личные аспекты. Любой (абсолютно любой, даже тот, кто в этой профессии) человек с камерой, фотографирующий окружающий мир – гонится лишь за собственным удовольствием, неудержимой любовью к «порыться в чужом белье». И какой бы честностью и «жертвенностью» не прикрывался человек с камерой – ему плевать, что по другую сторону объектива, всем известно о его присутствии. Он нажимает на кнопку ради себя (удовольствия, финансов, признания), а не ради других.

Наиболее наглая в данном вопросе – репортажная фотография.

Оно и понятно, ведь этот жанр один из доступнейших человеку и строится на «объективности» взгляда автора, что изначально редкостный миф. Т.к. фотография никогда не была, и не может быть объективной. Такова ее природа, но об этом в другой раз.

Достаточно взять в руки камеру, вломиться в чье-то внутреннее пространство (будь то человек, действо или мир) и сфотографировать – все, репортаж. Да, этот жанр неосмысленно расколот на два лагеря: художественного повествования, и «счастья на чужом горе». И тут кроется природа возникновения этики фотографа.

Мы так привыкли называть творческих деятелей творцами, что и позабыли в чем их отличие от общей массы. Кто они? Странники не от мира сего?

В моем понимании, творец – человек, способный видеть все. Плохое, порой ужасное и хорошее, чистое. Но о чем он расскажет? Тут и кроется его особенность.

Представьте простую ситуацию. Берем муху и пчелу. Пускаем их в вольный полет по забытому, погрязшему в грязи, дворику и «спрашиваем их впечатления». Муха пролетит по всем клочкам помойки, осмотрит все банки и прочие «прелести». Ее рассказ будет, как это принято – объективным. Но хорош ли? Об этом чуточку позже, пчелка на очереди. Наша труженица пролетит весь двор, ужаснется от обстановки, но ни к чему не прикоснется. Устанет, но где-то в конце двора, почти у самой ограды (на краю кромки, где ломается внутренний стержень и строится характер), заметит маленький и ароматный цветок, которому и будет отведен ключевой момент повествования пчелки.

Думается, что и людей стоит разделять на пчел и мух. Первые радуют своим присутствием и производят ценнейший продукт, а вторые лишь пакостят и способны испортить все, к чему прикоснутся.

Осознание простой истины, позволит лучше понять, что профессия фотографа не исключение в этом мире, ей свойственна этика.

Бытует мнение:

«Если можешь помочь — помогай, если не можешь, то снимай»

Странно, но если придерживаться этого правила, то откуда взялось бесчисленное множество фотографий голодающий Африки? Накорми нуждающихся, или найди тех, кто сможет, и ты помог. Снимать уже нет смысла.

Но, как и во времена Кевина Картера (с его «Голод в Судане»), толпа фанатиков бегает по местам горя, жестокости и строит свое «имя» на панике и смерти окружающих. Никому не приходит в голову сбить с ног горящего человека, попытаться погасить огонь. Хотя бы попытаться…

Раздается в стороне щелчок и виднеется спина уходящего вдаль…

Этика… Миф?

Нет, вложенное при рождении. Это совесть, которую многие, по «легенде», меняют на пирожок, еще в школьные годы.

Именно совесть рождает ответственность, о которой я так люблю говорить. Берущий в руки камеру, изначально должен понимать ответственность за свое будущее повествование. Т.к. его субъективность может исказить реальное положение дел, взгляд на ситуацию и спровоцировать непредвиденные события. И «сладкий пряник» в виде финансов, не должен подрывать основу человека, считающего себя творцом.

Фотограф должен «сеять» доброе и вечное.

Ведь что посеешь, то и пожнешь. Как говорит народная мудрость.

Думается, что этика зародилась еще задолго до возникновения изобразительного искусства. Неосознанно она начала свой путь в момент формирования уважительного отношения к «объекту». Сначала во взаимодействии людей, затем – в изображаемых наскальных зарисовках и так далее. Это уважение пришло в живопись, и сохранилось до наших дней.

Но так ли ее трактует фотографический мир? Искажения были и никуда не денутся. В угоду моде и требованию узнать, что у певички под юбкой – любой папарацци снимет то, за что получил аванс.

Пресловутое копание в чужом белье. И человеку с камерой это неприятно, да и объекту фотосъемки не очень радостно. Причем все чаще данная ситуация усугубляется взаимной выгодной для обеих сторон. Бездарность толкает бездарность, в надежде на «бум». Ведь принято считать, что миру больше нравится стресс, скандалы и прочий негатив.

Разумеется, если иного не позволять «вкушать».

В этом кроется следующий момент этики – умение отсеивать «слова» ради повествования, даже в ущерб себе. Ведь все знают о «голоде» творческого человека, но дальше теории боятся идти, лишь услышав поблизости шуршание купюр.

Но понимание простой истины, что фотография не сфера услуг – вызывает истерику подавляющего большинство людей с камерой в наши дни.

«Этот мир не только улыбки и смех! В нем уйма слез и горечи!» — возразят мне многие. Да, прекрасно осознаю и спорить не стану. Всегда есть и черное, и белое. Но тут стоит заметить, что вы читали многое невнимательно и стоит вернуться выше, к пчелке и мухе.

Мир таков, каким его создает КАЖДЫЙ. Преимущественно своими мыслями, словами и действиями. Как говорится:

«Нечего на зеркало пенять, коль…»

Дальше сами знаете.

А слезы… Вспомните мам на свадьбах, поймете многое.

Заводя сегодня речь об этике фотографа, я преследовал простую и привычную цель – просвещение и пинок, как повод задуматься коллегам и простым интересным жителям нашего мира. Нажимая на кнопку, мы не создаем шедевра, он рождается вне техники, в купе с нашим внутренним характером и отношением к миру, который и способен улыбнуться нам в ответ. Так и рождается фотография, способная к наблюдению, а не стремящаяся вломиться и установить свои правила, переписать устав.

Всегда при начале рассказа, стоит задуматься – полезно ли? Если вы задаетесь этим вопросом, то интуитивно тянетесь к этике.

Если подытожить сегодняшние размышления, то этика фотографа это:

  • совесть, умение сказать себе стоп.
  • ответственность, за последствия от прочтения повествования.
  • уважение объекта фотосъемки.
  • мораль.
  • пренебрежение собственной гордостью, «синдромом павлина».

Наброски этики выглядят примерно так, но для многих — это лишь теория.

На мой взгляд этика фотографа – живой организм внутри человека. Именно поэтому фотограф никогда не бывает один. Даже в кромешной «творческой темноте», человеку есть к кому обратиться и спросить совета. Подумать. Кстати, всегда полезно подумать (прокрутить в голове составляющие этики), прежде чем нажимать на кнопку. И если размышления вызвали сомнения в надобности кадра – смело опускайте камеру, смотрите иначе.

Данный совет действует не только на репортажную фотографию, но и в целом на всю сферу деятельности. Создание честного и ценного портрета не создается в тишине, всегда идет конструктивный диалог с совестью и подстегивается ответственностью.

Именно этика, как заботливая мать, уберегает свое «чадо» от бед и горя. Чтобы автор устоял пред соблазнами и сумел создать что-то истинно ценное для этого мира. Чтобы успел и не потратил время впустую, и смог осознать весь смысл своего творческого пути. И как итог – остаться в памяти потомков, просвещая и радуя в века.

Само собой, этика фотографа не приемлема для бомбил, «нарциссов» и им подобных. Ведь данных людей подстегивает массовость, превращая их в ресурс. Погружает в мир, где все живет по другим законам. Где даже сам фотограф – не человек, а лишь инструмент в руках истории.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Почему фотограф долго не отдает фотографии? Действительно, почему? Что там делать, если уже все отснято. На дворе 21й век, «щелк» и готово. Утром к завтраку подайте свежие […]
  • Красота в портрете. Еще с юных лет мы запоминаем размышления окружающих и предшественников о красоте. Поначалу мы подобны отражающей поверхности, эдакому […]
  • Обо мне. Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]