Проблема недостатка мотивации — знакома многим. Я вот с ней столкнулся в борьбе с ленью и, несмотря на понимание борьбы, не мог найти должной мотивации, чтобы целенаправленно и последовательно отвоевывать каждую минуту своей жизни. Во-многом, потому что обладал поверхностным знанием, в котором мотивация сводилась к эмоциональным стимулам (и это в принципе не совсем мотивация, а самообман), которые не эффективны в области искусства. С течением времени, по мере изучения терминологии и биографий предшественников я пришел к пониманию мотивации, как осмысленного процесса, которым можно управлять.

Понимание — как некий промежуточный итог, хотел бы зафиксировать на странице Записной книжки (поскольку тема часто упоминается в разговорах и, предлагая собеседнику прочитать, т. е. самостоятельно осмыслить заметку, я тем экономлю свое время).

Что такое мотивация

Существует множество определений мотивации, от банальных бытовых (то, что вдохновляет) до узконаправленных (побуждение, обоснование и т. д.): из криминалистики, философии или, к примеру, из медицины. Множественность обусловлена богатой этимологией слова:

Происходит от сущ. мотив, из ср.-лат. motivus «подвижный», из лат. mōtus «движение», далее из movēre «двигать», из праиндоевр. *meue- Русск. мотив заимств. через нем. Моtiv «мотив» или непосредственно из франц. motif.

Викисловарь.

Мотив, как «побудительная причина», — возвращает нас к теме профессиональной этики, это и логично, поскольку подразумевается наличие причинно-следственной связи, и актуально — глупо касаться понимания мотивации в искусстве, отвергая существование личности.

Определение «мотивации» (в творчестве) может быть таким:

Мотивация — совокупность мотивов, продиктованных биологическими и духовно-нравственными убеждениями, воспитанием, образованием, насмотренностью и эмоциональным состоянием человека, и обуславливающих его поведение, работоспособность и стрессоустойчивость, на пути к удовлетворению своей потребности.

Мотивация представляет из себя сложный процесс (который постоянно протекает внутри нас, определяя наши желания, поступки и так далее), и прежде чем ответить на вопрос — Как нам управлять им? — ответим на смежный (и риторический), который знаком каждому из нас.

motivaciya

Логичный вопрос: где найти мотивацию?

Уточнив терминологию, мы не только связали воедино множество разрозненных факторов (и, как и подобает в такой ситуации, обозначили рамки, — «в творчестве»), но и напомнили себе, да и любому собеседнику, что мотивация — «совокупность мотивов…», т. е. система (которая всегда персонализирована), элементы которой не обособлены друг от друга.

Принятые виды мотивации:

  1. Внешняя
  2. Внутренняя

На мой взгляд, весьма условны.

Во-первых, потому что нас определяют не условия в которых мы формируемся, а решения — на основе своего или чужого опыта, — которые мы принимаем. «Внешняя мотивация» как бы «переплавляется» во внутреннюю.

Во-вторых, внешняя мотивация, если «не переплавится», становится «стимулом», а это хоть в принципе и та же область побуждения, но все-таки отдельный «элемент», обособленный, и от совокупности мотивов, и от конечной цели человека (речь про «смысл жизни»).

В-третьих, внешний стимул, как непознанное, по мере постижения может стать мотивом, — а порой и веским, вынуждающим пересмотреть и все другие мотивы в системе, и тогда стимул, как внешняя мотивация, может быть «переплавлен» во внутреннюю мотивацию.

На мой взгляд, подлинная мотивация — она внутри человека, ибо разум в итоге «сбрасывает» сиюминутные оковы-стимулы, оковы-рефлексы и делает творческого человека свободным. — Ответив на вопрос «где найти…», полагаю неплохо бы ответить и на смежный: «Как?»

Не менее логичный: как?

Ответ прост: исследуя самого себя.

  1. Опираясь на терминологию, осознаем свои мотивы (от низших к высшим).
  2. Анализируя мотивы, осознаем свою мотивацию (в конкретных ситуациях).

<…>

Причем тут сила воли и самодисциплина

Мне всегда нравилась притча:

Однажды ученик спросил у старца: «Долго ли ждать перемен к лучшему?»

«Если ждать, то долго», — ответил старец.

Многое объясняет.

Вернемся к терминологии:

  • биологические и духовно-нравственные убеждения;
  • воспитание;
  • образование;
  • насмотренность;
  • эмоциональное состояние.

Мотивация, как процесс, управляется через каждый отдельно взятый мотив. «Подправь» свои представления о совести, о смысле жизни — процесс «обновления» затронет всю систему и в конечном итоге изменится твоя мотивация; причем она может как сжаться до примитивности, так и расшириться до необходимости ввести новые мотивы в совокупность.

Естественно, это сложный интеллектуальный процесс, затратный. И потому самодисциплина, — как умение жертвовать краткосрочным удовольствием ради долгосрочной выгоды, — наше все, хотя и с рядом оговорок…

Самодисциплина не может сводиться на уровень беспочвенных самобичеваний; более того — самоконтроль полезен ровно в той мере, в какой он помогает выработке модели работы и суть ее в том, чтобы полностью учитывать наше актуальное состояние (внешнее и внутреннее), а с течением времени, еще и наши склонности, слабости, и работать только для нас.

Приведу пример.

Внимательно изучая сочинения Игнатия Брянчанинова, я сразу обратил свое внимание на его, емкое и точное, определение текущей материальной жизни:

«Все сон.»

И на важное уточнение, отчасти — фильтр:

Если Сегодня — последний день…

Мигом вспомнился наш вопрос-фильтр и совсем иначе захотелось посмотреть на ежедневные трудовые моменты:

Если «ошибся» — не последний день, то отлично — многому научился и не переутомился (от чего тяготиться, когда жизнь в радость-то?), да и сделал то, за что не стыдно (еще и заработал денег, необходимых чтобы прожить еще один день, — куда же лучше?).

<…>

Ответы на часто задаваемые вопросы

Осмыслению мотивации отдано много времени. Сия заметка — не отражает и части проблем, головоломок и противоречий, с которыми мне пришлось столкнуться. Поэтому не удивлен, да и не огорчен, если вы, после внимательного прочтения, захотите что-то для себя уточнить, и с помощью диалога получить персональный ответ, но, очень прошу, ознакомьтесь с вопросами, которые уже задавались в личных сообщениях ВКонтакте:

  1. Что делать, если внезапно пропала мотивация к работе и учебе?
  2. Что думаете про современные подходы к мотивации? Про методы, курсы и т. д.
  3. Чем сильна нематериальная мотивация?
  4. Возможно ли развитие мотивации, как навыка?

Мне бы не хотелось повторяться.

Что делать, если внезапно пропала мотивация к работе и учебе?

— Всегда есть причина. Отыщите ее — полдела сделано. Вспомните, какое место, — в вашей системе ценностей, — занимает образование и труд — проблема решена.

Что думаете про современные подходы к мотивации? Про курсы, наставников и т. д.

— Психологическая прокачка, с целью достижения быстрых видимых результатов, и не более того. Не вижу в этом ничего «современного», поскольку так было всегда, да и всегда будет, — одни люди приводят нас к истине, другие — привязывают нас к самим себе.

Чем сильна нематериальная мотивация?

— А чем ценна истина? Правильно: нетлением.

Возможно ли развитие мотивации, как навыка?

— Да, вполне.

<…>

Дополнено 26.10.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: