«На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.»

/Фаина Раневская/

В социуме существует большое количество мнимых подвигов, будь то сверхурочная работа за бесплатно, или готовность хамством заглушить и голос собственной совести, и слова тех, кто, по той или иной причине, призывает нас заняться непопулярным делом: начать думать… Нет, не ради самого процесса, а ради преображения и сохранения жизни; ведь если человек идет, в большинстве жизненных ситуаций, на поводу у своих «хотелок» (я про деньги, власть и славу — извечные камни преткновения, не так ли?), то запускается регресс, процесс вырождения (и конкретного индивида, и общности, и мира в целом).

Пока сыт — об этом не хочется думать. Когда голоден — некогда. Но все меняется, когда тебя посещает какая-нибудь серьезная хворь: единица времени начинает восприниматься иначе — ценностью, а не тактом, а ненасытность — пороком, примитивным мотивом.

<…>

Начало этой заметки положено весной 2015 года. Пресловутое возмущение окружения: «Ну и зачем мне об этом думать?» — по любому жизненному поводу, все сильнее звучало в голове в течении дней и ночей, в течении которых боровшийся с хворью организм доставал из памяти, как из бесконечного сундука, воспоминание за воспоминанием, которые вновь и вновь давали мне повод усомниться в том, что поступить как все — правильно, а поступить, как должно — что-то из памяти былых эпох.

Усомниться. Подумать. Оценить ситуацию. Выбрать единственно верное решение, которое от тебя требует не окружение, а внутренний голос, — совесть, — это невыгодно. «Не думать» — выгодно. «Невыгодно» — думать.

Хм…

Что же такое лень?

Подглядывая в толковый словарь, не трудно понять, что лень — нежелание трудиться и тяга к праздной жизни в целом (см. словарь Даля, Ушакова, Ожегова, Ефремовой). Но все это как-то поверхностно, т. е. основано на оценке внешнего проявления (нулевая физическая активность — причем без рассмотрения причин такого поведения), либо другая крайность — попытка ни столько понять происходящее, сколько оправдать — путем сведения на уровень животного — через уход в область гормонов и рефлексов, и заключение в духе: «что естественно, то…»

Во всей этой неразберихе (на первый взгляд) есть приятный момент: есть понимание, что нам давно пора описывать лень, используя знания из разных областей, не загоняя себя в рамки, —к примеру, национальной традиции или психологии. Но есть проблема: с чего начать?

Этимология (слова лень) вновь обращает наше внимание к внешнему проявлению, но знания, подсмотренные на одной из страниц Википедии, дают первую подсказку: вредная привычка.

Лао-цзы (древнекитайский философ VI — V веков до н. э.) приписывают изречение:

«Посеешь мысль — пожнешь поступок; посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу.»

Слова Исаии Отшельника (аскет, церковный писатель, авва, 2-я пол. IV – 1-я пол. V в.) можно использовать в качестве уточнения роли привычки, что важно — плохой:

«Леностью питается своеволие, рождается гордость и презрение своей обязанности.»

В контексте этих изречений вспоминаются слова святителя Феофана Затворника (1815–1894):

«А ведь эта сударыня (леность, — ред.) одна не бывает. Она — запевальщица, и с нею хор.»

Причем его слова дают вторую подсказку: лень — не явление само в себе. Она с легкостью не то чтобы «маскируется», сколько взаимодействует со множеством условий: как внутренних (в этом легко убедиться, если понаблюдать за собой), так и внешних (их далеко не всегда «верно трактуют», под «верно» стоит понимать — беспристрастно; см. Введение). Более наглядно — «хор», как выразился Феофан Затворник, — можно представить в виде интеллект-карты:

Полагаю со временем мне удастся расширить этот «список участников», но сейчас мне важно запомнить (для уточнения определения), что видимая лень или то, что мы привыкли называть ленью — лишь видимая часть подлинной лени.

<…>

С учетом вышесказанного, определение может быть таким:

Лень — недостаток трудолюбия, который может быть обусловлен как внешними, так и внутренними причинами. Проявляется в отсутствии интереса (или в снижении внимания) к своим личным, семейным и профессиональным обязанностям, нередко — на фоне завышенной самооценки, презрения окружающих, хотя и в менее явной форме, а порой и без видимых внешних тому подтверждений. Лень может быть временным состоянием, излюбленным способом времяпрепровождения или отличительной чертой образа жизни человека, стремящегося к максимизации комфорта за счет чужого труда, средств и так далее.

Примечание:

Возвращаясь к началу заметки (вновь), к болезни, например, хочется уточнить: если человеку не под силу что-то сделать в таком состоянии, то он не ленится и его состояние — не лень, но естественная потребность в отдыхе, равно как и при переутомлении.

Почему мы ленимся, зная что это плохо?

Ответ прост: забываем, что наше пребывание в этом мире конечно, время — ограничено и мы поступаем неразумно, расходуя бесценный ресурс впустую.

<…>

Как победить лень

Приступая к борьбе с ленью, стоит уяснить:

  1. Все начинается с оценки ситуации:
    • С чем имеем дело? (С проступком, привычкой и т. д.)
    • Что питает (её) лень в данной ситуации?
    • Нет ли проблем с мотивацией?
  2. Начало борьбы:
  3. Победа — преображение:
    • Внимательная жизнь
    • Самодисциплина
    • Правильные привычки

Несмотря на любовь к тексту — к выражению мысли на письме, вновь прибегну к интеллект-картам (с их помощью легче показать зависимости):

<…>

Вместо заключения

Школьная учительница любила повторять: «Если вы с детства не приучите себя трудиться, то не научитесь трудиться никогда». Естественно, без аргументации и ряда уточнений, ее речи, в окружении не самых внимательных слушателей, воспринимались замечанием и не более. И я, к счастью своему, даже не знаю, почему их запомнил; но вот — пригодились. 🙂

Слова верны, вечны, но вот недостающее уточнение: лень — болезнь, «заболевание личности и повреждение рассудка». Борьба с ней несколько сложнее, чем банальное — «бери да делай» и в этом, к сожалению, причина большинства неудач. Впрочем, несмотря на всю «сложность» изложенного в заметке метода, в его основе простая мысль: действие, через понимание.

Дополнено 10.08.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: