Не ищите нового.

Ищите вечное.

/2015/

Простуда, день второй. Чай люблю, но чувствую — не в таком количестве. Время есть, но вот беда — книги читать не могу, глаза устают, слезятся. Времени много, но чем его занять — это непонятно. Многое, очень многое, вертится в голове; а руки неспешно тянутся к архиву. Чем-то доволен, за что-то себя ругаю — традиционный самоанализ автора по итогам года. Работы, в том числе — личные проекты, успокаивают, помогают переосмыслить некогда очевидные и решенные вопросы, но вдруг замечаю — кое-что упустил.

Мужской портрет, который изменил все-1
Photo by Andrew Bondar

Проект с Арсением. Отснял в марте, вне очереди проявил и показал заинтересованным лицам в своем городе, и не только; обсудил с учителем. 3 фотографии разместил в портфолио и один кадр оставил «подышать». Прошли месяцы, но я про него так и не вспомнил, точнее — забыл окончательно, в ежедневной суматохе. Сейчас ноябрь, решил открыть и посмотреть снимок, в котором усомнился ранее — признал его нелогичным, необъяснимым в серии. В первые пять, или чуть больше, минут, я был удивлен, но позднее — проявил финальный снимок проекта.

Понял из кадра

Мы с Арсением много думали о результатах проекта: почему меня заинтересовала невидимая сторона, почему он решил открыться фотографу, откуда взялось понимание между разными и в чем-то противоположными, по характеру и мировоззрению, людьми, почему мы исключили время из проекта, почему спокойствие придает уверенности, почему мне интересен человек и его лик, а не мнение о себе, или общественное суждение, и почему нас интересуют «почему», когда впору радоваться, и не задавать лишних вопросов.

Мужской портрет, который изменил все-2
Photo by Andrew Bondar

Конечно, много времени прошло, много воды, как говорится, утекло, но вот дополнительный, в свое время — не раскрытый, кадр перед глазами и нужно записать мысли, чтобы спустя год или годы, перечитать, потребуется — поделиться ссылкой, или открыть заметку на экране, во время диалога, к примеру, с человеком, который так же, как и я, не может определиться — его новый кадр важен, для проекта или портфолио, или же массовый, который всем понравится и соберет похвалу, но исключит спокойствие в глубине души автора.

Конечно, старая школа, точнее — ее опыт, помогает нам, но известный совет: «Фотографируй не лицо, а личность!» — не отражает сущность фотографии, лишь помогает обозначить цель, мораль одного из направлений — салон, фотоателье; если говорить о портретной фотографии в целом, то личность — не полное представление о человеке, лишь социальное отражение, во многом нестабильное, зависимое от общности. Мое мнение — фотографировать, а прежде — искать, нужно лик, образ самого человека. Независимый от социума и времени.

Как этого добиться? Во-первых, понять, что документальное изображение ничего и никому, в том числе и нам, не расскажет о человеке. В жизни мы наблюдаем за человеком, его жестам и движением в динамике, и как бы хороша не была статика, она уступит видео-съемке, потому-что фотоаппарат механически фиксирует внешний облик, а внутренний оставляет за кадром и это первое, что должен понять субъект, который хочет стать фотографом. Во-вторых, портрет, как это не печально, — это не взгляд на человека, а его познание.

Конечно, стоит пересмотреть свое отношение к одежде. Она нужна и важна, но только если, с ее помощью, автор исключает привязку ко времени, если же нет — снимок превратится в еще одну демонстрацию одежды, без личности, потому-что выбор одежды — четкое понимание, в своей голове, что образ в фотографии — не перевоплощение, а отражение себя. Подчеркнуть, дать акцент — маленькая, эпизодическая роль одежды в портрете; равно как и место будущей съемки, которое подбирается с учетом героя в кадре: после знакомства, утверждения кадра.

Изменил в себе

Этот проект укрепил мою веру в то, что:

  1. На съемочной площадке, необходимо следить не только за настройками оборудования, но и за своим самочувствием; в какой-то мере, себя тоже нужно настроить, чтобы кадр отразил дух, лик, образ человека, а не слепок его внешности.
  2. По мере накопления опыта, необходимо исключать зависимость от того, кем видят или привыкли видеть человека; предлагать свое «прочтение», независимое от одежды, т. к. Бог на сердце смотрит, вот и нам не стоит отвлекаться на одежку.
  3. Необходимо изучать то, как человека фотографировали до тебя, чтобы знать: что ему в себе открыть, чтобы изучение привело к новой, иной фотографии, на которой будет он и отражение его души, а не документальный и социальный слепок внешности.
  4. В основе портрета — человек, его лик и образ, который мы переносим на плоскость, с помощью вот той самой техники, которая ничего не слышит и не видит, а подчиняется уму, сердцу и зрению автора; она наше продолжение, а не замена.
  5. Не отдавать фотографии сразу, или в течении одной-двух недель — верное решение и, если так подумать, 2-3 недели, после съемки, фотографии лучше вообще не трогать, и спокойно заниматься другими проектами.
  6. Лучший критик и советчик — время: помогает уйти от потребления, вовремя выбрать, понять и осознать ценность произведения, которое переживет эпоху, поможет клиенту узнать себя, а фотографу — найти стиль, исключить стилизацию.
  7. Время, как единица, момент создания кадра, — вне нашей власти. Ценности отбирает, сохраняет, или придает забвению, самостоятельно, поскольку его создали не люди, им управляет Бог, и наши тренды (мода) вредят — скрадывают истинный облик человека.

P. S.

«Прекрасно то, что естественно!» — не знаю, кто впервые произнес эту фразу, но ее, как и то, что нам передала старая школа, необходимо дополнить, потому-что искусство ради эстетства, хоть и красиво, но поверхностно; что приводит к созданию массового продукта, который хоть и нравится многим, и снимается как портрет, но таковым, увы, не является.

Если подумать, то получается три ступени, которые должен пройти фотограф:

  1. Коммерческая фотография — фотографируй не лицо, а личность.
  2. Социальная фотография — найди личность и сфотографируй ее.
  3. Портрет вне времени — познай душу, передай образ, отрази лик.

Если упростить, то легко виден путь фотографа:

  1. Сначала фотографируешь то, что от тебя ждут.
  2. Позднее, фотографируешь то, что модно.
  3. Трудиться, чтобы фотографировать то, во что веришь.

Дополнено 28.11.2015

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: