Контент, — цифровая фотография достигла своего дна; рынок фототехники — близок к этому и причина временного явления (по сути — кризиса) кроется не в инструментах (или деньгах), а в нашей голове.

Мы смешиваем: коммерцию и творчество; искусство и китч; красоту и пошлость. Как итог — наша жизнь переполнена информацией, но лишена ценностей. Я сейчас не про мещанство, не про защиту ремесла, представителем которого являюсь, а про нашу жизнь.

Смещенные позвонки и нарушенное кровообращение, испорченное зрение, асоциальность — первые результаты все нарастающей зависимости от смартфонов и прочих гаджетов. Нет-нет, я вовсе не против научно-технического прогресса, — я против убеждения, что обслуживать, и не перечить — роль, которую технология закрепляет за человеком.

«Взгляните на свои фотографии!» — В течении последних трех-четырех лет, после этих слов, я перестаю видеть глаза собеседников: люди моментально открывают свои «облака» и что-то, известное только им, пытаются отыскать… Но, что? Они услышали только начало обращения и не могут с уверенностью сказать: было ли это начало практического урока, или же «простая философия» — призыв заглянуть в себя.

Мы многое утратили.

Будем ли наверстывать?

<…>

В этой заметке, я постараюсь перечислить все объективные причины — почему печать самых ценных кадров (неважно, с использованием каких технологий и устройств полученных), хотя, на первый взгляд, и кажется «вчерашним днем», но по сути — инвестиция в будущее.

Приступим.

Искомый и завершенный «продукт»

Во все времена фотография имела материальный облик:

  • дагерротип — изображение на металлической пластине;
  • амбротип — изображение на стеклянной пластине;
  • фотопленка — отпечаток, наклеенный на картон.

Причем «вот-вот полученное изображение» не считали результатом. Дагерротипы обрамляли, амбротипы — лакировали, защищали дополнительным стеклом и затем вставляли в рамку, — так получалась «вечная» фотография (итоговый «продукт»).

В пленочные времена, благодаря первой пленочной фотокамере Kodak, а точнее — стратегии, позиционированию и грамотности руководителей компании, отпечатки стали наклеиваться на картон, и в те годы это воспринимали, как итог фотопроцесса.

Со временем, Энсел Адамс добавил еще один «штрих» — автограф, нанесенный с помощью карандаша на картон, на который накатана фотография. В целом, Адамс считал, что авторы (и зрители) видят незавершенную фотографию, если размер отпечатка подобран неверно или — отпечаток не смонтирован на картон.

Но многое изменилось, с появлением цифровых технологий. Слайд (листовая фотопленка) — стали называть самодостаточным (видимо забывая, что печать — часть общего техпроцесса и незавершенный он являет нам лишь полуфабрикат), а jpeg-файлы — итоговой фотографией, с которой только и делай, что ничего больше не делай: храни на устройстве, в «облаке» и т. д.

Каков итог перемен или, как стало модным говорить, — инноваций?

Во-первых, давайте наведем порядок в своей голове:

  • Цифровой файл — заготовка (особенно во времена беспрекословного использования и повального увлечения raw-конвертацией), дальнейшую работу с которой фотограф, — если он снимал не для бизнес-задач, обязан выполнить самостоятельно или же, если, и не умеет, и не хочет учиться, может передать третьим лицам (конвертация из форматов raw, возможно — ретушь; подготовка к печати и собственно — печать снимка).
  • Интересней обстоит ситуация, если фотограф снимал для рекламных и прочих бизнес-целей. Фотографией будет называться не отпечаток, а цифровой файл — в формате .tiff (с которым, в дальнейшем, будут работать дизайнер и маркетолог, к примеру).

Если так можно выразиться, произошло углубление существующего разделения труда:

  1. Наши устройства — современные просмотровые столики.
  2. А на плечах обывателя — часть фотопроцесса…

Собственно, это ответ на вопрос — почему отпечаток, какого-то арт-фотографа, стоит дороже съемочного дня (а не только итогового снимка) большинства рекламных фотографов.

Но, идем дальше.

Во-вторых, будем объективны:

  • Отпечатки воспринимаются двояким образом: тактильно и оптически. Информация на экране — только оптически. Причем цифра не только обедняет наше восприятие, но и, к сожалению, вынуждает смотреть то, чего как бы не существует. Ведь интерпретация, тех же тональных переходов и детализации, зависит от фактического размера снимка и от расстояния просмотра, которые всегда учитываются при создании отпечатка: нельзя печатать фотографию размером, который тебе нравится — есть сцена (есть аргументы: от детализации до нюансов восприятия), есть понимание условий просмотра — и есть доступные тебе форматы.
  • Отдельная проблема — точность цветопередачи большинства устройств, на которых, к сожалению, просматриваются цифровые фотографии. В ситуации со смартфонами или телевизорами, в лучшую сторону, исправить ничего нельзя…

Не имея материального облика — фотография остается заготовкой. Необходимой для онлайн-задач (контент), но не имеющей права называться предметом искусства.

Культура

Отпечатки, развешенные на стенах, размещенные на страницах семейного фотоальбома или в качестве страниц фотокниги, представляют из себя результат мыслительного процесса:

  • какой снимок уходит в печать и почему,
  • в какой последовательности он будет на странице книги или альбома,
  • на какой стене и в каком обрамлении он будет украшать интерьер,
  • почему именно этот кадр заслуживает внимания…

— каждое решение сопровождается аргументами, нередко — экспериментами, неспешным и, что еще реже бывает, — продолжительным самообразованием, поскольку нюансов печати, — как и методов, великое множество.

Иначе говоря: печать фотографий способствует окультуриванию человека — причем неважно — фотограф ли он, или заказчик: возделывать ум — обоим на пользу.

Приватность

В отличии от цифровых файлов, которые в один момент могут распространиться в интернете, благодаря взлому аккаунта или устройства, к примеру, и тем самым подпортить жизнь людям, изображенным на фото, отпечатки лучше защищены от кражи, поскольку во времена всеобщей онлайн-доступности, в наибольшей безопасности то, что не имеет подключения к Сети.

Независимость от смены носителей информации

В семейном архиве многих семей есть фотографии, возраст которых 50-70 и более лет. Цифра (благодаря многообразию вариантов резервного копирования) не ограничена временем, но ее, к сожалению, ограничивает ее же преимущество — удобство.

Сохранность фотографий полувековой давности ничего не стоила потомкам. Как были кадры, в альбоме, к примеру, так и дошли до наших дней. (Естественно, при условии бережного хранения.) Никаких лишних движений…

А что будет (и происходит) с цифровыми файлами в течении 50-ти лет?

Первые коллекции цифровых фотографий записаны на оптические диски (CD и DVD) и у нас остается все меньше и меньше времени, чтобы купить исчезающие из продажи устройства — скопировать ценную информацию в облачный сервис и ждать, пока люди не придумают чего-нибудь новенького, или мы не найдем более выгодное «облако».

А пока — платить. Ежемесячно. Иначе — всего лишишься.

Еще одна проблема цифры — ее прогресс; если в печати — прогресс идет на пользу — кадры становятся менее подвержены «смерти»; то цифровые полноэкранные 4К, совсем скоро будут смотреться как… лучше проиллюстрирую:

Прогресс. Ничего личного. 🙂

Делая выбор между цифровыми полуфабрикатами и отпечатками, стоит быть честным (перед самим собой), и выбирать между горсткой неразборчивых пикселей на экране и фотографией.

Семейная реликвия

Цифровые технологии — со своими переписками, видеозвонками, поверхностным чтением, с непрекращающимися оповещениями и прочим, помогают людям задуматься:

— А есть ли кто-то, кому я могу, с улыбкой, сказать: А помнишь?
— А что оставить потомкам?
— А живу ли я?

Именно благодаря асоциальным последствиям цифровизации, в обществе появляются люди и компании, которые ищут способы материализации цифровой реальности… а фотография — в это непростое время, как и прежде, передается из рук в руки в виде отпечатков, стекляшек, — если речь про амбротипы, и собирает вокруг себя целые семьи…

Расширение кругозора

В стремлении получить достойный отпечаток, то есть тот, который максимально приближен к видимому на мониторе, мы вынуждены, хотя бы поверхностно, изучить работу CMS (система управления цветом), научиться понимать структуру каналов RGB-изображения, — и овладеть базовыми знаниями в области допечатной подготовки растровых изображений… а это поиски статей, обучающих курсов и прочих материалов; в общем — самообразование.

Конечно, все это «излишне», если работу за нас выполняет фотограф, но если речь заходит о печати самостоятельно сделанных фотографий, то владение знаниями позволяет вести диалог с сотрудниками фотолаборатории, грамотно предъявлять свои требования. И, главное — быть услышанным.

Украшение интерьера

Грамотно развешенные фотографии — равно как и живописные полотна, считаются наиболее универсальным украшением абсолютно любого интерьера, от классики до хай-тека.

Дополнено 26.09.2020

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: