Праздники, короткий световой день — многие фотографы замечают, что пик съемочных дней приходится на весну или осень, иногда — лето, а вот зима — время хандры, частого онлайна, в соцмедиа.

Текст ниже — копия моего чек-листа, пригодится кому-то — буду рад, нет — ничего, главное — вы заметите, что деятельность всегда можно разделить на автора и человека, ведь фото — это не только техника, автор и натура; за творчеством всегда скрывается Путь, который мы не только самостоятельно выбираем, но и проходим.

chem-zanyatsya-fotografu-zimoj-1

Если не хочется отвлекаться от фотодел

«Романтика свойственна новичкам», — на этом настаивают многие коллеги — не пытаюсь (и не вижу смысла) спорить, просто не забываю фотографию по мере наступления холодов, ведь можно:

  1. Практиковать технические навыки. За пределами студии, ибо зима: лес, парк или, в крайнем случае — тихие улочки родного города. Благодаря снежному покрову, снимки получаются более лаконичными: минимум деталей, заметнее тональные ритмы, — эти условия идеальны для изучения зонной теории Адамса.
  2. Проверить себя: сможешь ли работать при сложных погодных условиях. Учитываешь ли все, при подготовке съемки: содержимое фоторюкзака, защиту техники, навыки для фотосъемки или оказания первой помощи, себе и членам команды. Как правило, после первых зимних фотосъемок становишься более ответственным фотографом.
  3. Освоить новые жанры съемки. Самое универсальное решение, особенно если зимой не хочется выходить за пределы мастерской, — натюрморты; для вдохновения — Карл Уорнер и Ван Гог, но фуд-съемка — моветон, философия стоит дороже — лучше кадр-другой «башмаков», нежели очередной недоеденный завтрак.
  4. Собрать команду. Как правило команда собирается на проект, затем кто-то уходит. Во время безудержного веселья окружающих полезно искать коллег, которые продолжают работать, несмотря на праздники — идейные люди (от них не будет халтуры и болезни «звездной»).
  5. Найти постоянную модель, точнее — натуру, для личных проектов (которые «уйдут» на выставку) или самообразования, которая не опоздает, не пропадет накануне съемки. Главное не работать бесплатно: себестоимость кадра растет (спасибо рублю), а модели более ответственны, если получают своей процент от продажи кадра.
  6. Начать авторский проект. Полноценный: с бюджетом и материальным воплощением — персональной выставкой или книгой. Зима — отличное время, чтобы продумать все кадры, подыскать натуру, если нужно — собрать команду, отточить нужные навыки, на которые посматривал, да… не знал — пригодятся ли.
  7. Переосмыслить стиль: съемки, обработки или подачи. Лучше момента, чем длинные, холодные и тихие вечера, нет — оптимальное время для самокритики: какие, отснятые и опубликованные кадры хороши, а какие — зря показал общественности (ну и прочие рабочие моменты; за что себя поругать — всегда найдется).
  8. Обновить портфолио: как электронное, на сайтах или в соцмедиа, так и отпечатки — продолжение «переосмысления».
  9. Принять участие в конкурсе. Если скучно — почему бы нет?
  10. Сходить на выставку или организовать свою (конечно, об этом нужно думать заранее — еще летом, как минимум); отличная возможность завести новые знакомства (натуру найти или учителя), повысить насмотренность и приобрести малотиражные издания, в которых автор поясняет свой Путь.
  11. Обустроить домашнюю фотостудию: без декоративного камина и прочей бутафории; только световое оборудование, фон и понимание затеи.
  12. Уделить время изучению теории: фотосъемки, заработка и рекламы. Полезных книг, журналов и блогов предостаточно.

Отдыхать то же полезно, все-таки фотограф — не робот 🙂

chem-zanyatsya-fotografu-zimoj-2

Если хочется вспомнить жизнь

Уметь не снимать — весьма полезно (Валерий Плотников был прав), поэтому зимние деньки-недели можно занять следующим:

  1. Пересмотреть семейный фотоархив. Нельзя лишать себя корней, как и любое древо, перестанешь существовать и приносить плоды — вне национальности нет искусства и жизнь-мука (сплошные крысиные бега).
  2. Перечитать значимые письма. От тех, кто нам дорог: кто нас любит или любил, — и написать тем, кого любишь; если хватит смелости, то и тому, кого любил. Осмысление любви — отдельная тема, в качестве отправной точки — Алёшкина любовь.
  3. Провести ревизию домашней библиотеки. Неактуальное — кому-нибудь подарить, в количестве книг нет никакого смысла.
  4. Помочь расчистить от снега придомовую территорию. Так можно научиться видеть жизнь, как следствие — кадры; все идет своим чередом, вокруг — жизнерадостные, не испорченные деньгами люди — работники коммунальных служб, — замечают нюансы микрорайона, общины людей и помогут найти натуру для съемки — только обратись и будь готов к диалогу.
  5. Поиграть в хоккей, за пределами ледового дворца: на замерзшем озере или море (ага, некоторым повезло), в составе дворовой команды, по условным правилам, — вот это и настоящая игра, и возможность пообщаться с интересными людьми (которые, как и ты — не ищут богемной жизни). По завершении — традиционный сладкий стол: самовар, народные угощения и рассказывание баек.
  6. Прогуляться в парке, на дальних аллеях (где людской говор не заглушает пение птиц — таких мест все меньше), чтобы вновь обратить внимание на зимний цвет и контраст — насмотренность (визуальный опыт). Наскучит парк — можно отправиться в лес / на территорию лесничества / в местный заказник, чтобы насладиться тишиной.
  7. Покормить птиц, благо кормушки можно найти в любом парке / сквере, да и птицы, к счастью, еще не перевелись. (занятие актуально для любого времени года, просто зима — время, когда оно наиболее значимо для пернатых.)
  8. Вспомнить про других, окружающих: одиноких стариков, сирот и малообеспеченных — навестить, если нужно — помочь (особенно актуально для сельской местности, где, к удивлению многих, нет газа — нужно заготавливать дрова). Кто-то обрадуется слову, кто-то — делу, — будет что вспомнить, будет чем согреться в холодные времена (а они всегда наступают, если начинаешь создавать что-то вечное).
  9. Взглянуть на свою жизнь со стороны — есть ли она? Нас отучают думать и задавать вопросы самим себе, отучают трудиться, созидать… Время идет и другого момента — зимнего затишья, может не быть, если не задуматься: кто такой, зачем живешь, и что в этом мире нужно делать, чтобы стать человеком.

Вместо заключения

Зима — оптимальное время, чтобы начать вести личный дневник, который может стать некой рабочей тетрадкой, кладезем воспоминаний — источником образов для творческого пути; это не блажь, а отличительная особенность многих представителей творческих ремесел.

Дополнено 31.12.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: