Страх перед камерой во время фото или видеосъемки – очень распространенное явление среди обывателей. Никаких претензий у фотографов нет (надеюсь все коллеги солидарны со мною) и быть не может, но порой тратится уйма времени на объяснение очевидных вещей. Их цель проста – избавить человека от «мусора» общественности, который так старательно сыплется со всех сторон нашей жизни.

Данная статья не пишется ради рецепта «как получаться красиво» на фотографиях. Советы, приведенные ниже, направлены на помощь в раскрепощении перед камерой.

Для начала изучим основные причины боязни фотоаппарата:

kak-ne-boyatsya-kamery-logo

Неприязнь к себе, зависимость от сторонних оценок.

  • Многие, наслушавшись рассказов о стандартах красоты, очень болезненно принимают какие-либо несоответствия в себе. И как следствие – закрываются от камеры, считают себя не фотогеничными. Это очень опасная точка зрения, т. к. порождает комплексы и мешает человеку принять себя, и увидеть таким, каков он есть. Если взглянуть более глубоко, то становится очевидным, что это одна из вершин самолюбия.

Самолюбие, потерявшее связь с реальностью.

  • Другая крайность той же «заразы». Шаблонов соотношений глаз и переносицы насмотрелись, талию и пятки себе замерили. Вывод – в тренде. Далее начинается воспитание веры в то, что именно эта субъективная и подогнанная под стандарты внешность – вы сами. Увы, но зачастую такой вот «фантик» не имеет ничего общего с реальностью. Очень часто, такие люди испытывают дискомфорт при виде своего реального облика, он попросту кажется им чужим.

Нарциссизм.

  • Да, многие любят крутится у зеркала и создавать «эталонного себя». Чуть наклон, улыбнулись, вдохом тут подтянули, выдохом – там, и все. Готовый идеальный облик себя. Увы, но потом с этим «конем в вакууме» сравниваются все делаемые фотографии, которые демонстрируют человека иным, живым и настоящим. «Нарциссам» тяжело осознавать свои «недостатки», т. к. боязнь реальной жизни у них очень развита.

Излишняя скромность, стеснительность.

  • Тут все просто. Комфортное присутствие в кадре зависит от силы личности, от внутренней уверенности. «Серые мышки» боятся «зоркого глаза» камеры и предпочитают не показывать нос, прячутся в норке.

Проблема восприятия конечного результата.

  • Наиболее глубокая и массовая проблема, т. к. связана с культурным образованием в нашем обществе, которое попросту отсутствует. Дело в том, что в повседневной жизни (даже у зеркала) мы видим себя в движении, но как-только доходит дело до фото – статика. В жизни обыватель не замечает такой глубины пор и дефектов кожи, асимметрии в лице (и не только) и т.д. Застывшее лицо подражает критичности оценки, что весьма опасно, т.к. может дойти до маразма: сравнение глубины пор, рассматривание каждой морщинки под 500% увеличением и т.д.

Восприятие результата глазами общественности.

  • Многие, при виде своего изображения, спешат оценить себя чужим взглядом и прогнозируют возможные заявления. Такой человек боится, что окружающие будут рассматривать фотографию с аналогичной скрупулезностью и критичностью.

Фобии из детства.

  • Не сталкивался, но ряд коллег утверждает, что причиной боязни камеры могут быть и различные детские травмы, затронувшие психику. Как вариант – недостаток внимания в семье, или ее отсутствие.

Боязнь окружения.

  • Некоторые люди «застывают» в кадре, не могут пошевелиться. Пульс взлетает до небес, возможны покраснения на коже. Всему виной осознание того, что фотографию кто-то увидит. И речь сейчас не о размещении на каких-то компрометирующих ресурсах, а о нормальной публикации в соц. сети или хранение в личном альбоме. Даже для этой, сравнительно узкой, аудитории тяжело быть собой и не играть ролей. Вот такая она, боязнь реальности.

Если обратиться с вопросом боязни камеры к психологу, то данный список увеличится в разы. Но я фотограф, поэтому останавливаюсь на основных проблемах и делюсь советами. Они просты и помогут начать жить и бороться с фобией.

Как перестать бояться камеры:

Подготовка.

  • Осмыслите свою проблему. Выясните «откуда ноги растут». Смотрите на себя чистым, не засоренным общественностью взглядом. Пересмотрите все свои удачные фотографии, оставьте десяток лучших. Остальные выбросьте или уберите с глаз. Проанализируйте их, убедитесь, что не ошиблись с выбором и на них именно вы, а не очередной «образ».

Разминка.

  • Познакомьтесь с камерой. Поймите, что она «холодная аудитория», т. е. та, доверие которой вам необходимо заслужить своим активным «диалогом». Вам необходимо раскрыться, немного «переиграть» себя, в сравнении с повседневностью, т.к. камера «съедает» часть активности свой оценкой и «молчаливостью».

Зрительный контакт и язык тела.

  • Когда вы побороли робость и начали диалог, то не сдерживайте себя. Помогайте себе языком тела, «флиртуйте» и общайтесь с камерой. Вы и не заметите, как ушла боязнь оценки и в вас заиграли личностные грани.

Особенность игры.

  • Поймите свою изюминку, научитесь с ее помощью манипулировать вниманием (в данный момент – камеры) и, к примеру, вспомните актрис (но не с целью копирования). Все, без преувеличения, героини фильмов наделены ворохом плюсов и минусов в своей внешности (и не только). Но взгляните на их фотографии (и поведение перед камерой) – они раскованы, зачастую выглядят лучше профессиональных моделей. Секрет прост, они не стремятся копировать, а просто играют в свою игру.

Уверенность.

  • Развивайте ее в себе. На время «диалога» с камерой забудьте о своих недостатках и не стремитесь думать об удачности их сокрытия. Поймите, что «идеальный конь в вакууме» интересен лишь больной психике, а в человеческой жизни интересны личности «из плоти и крови».

Идеально?

  • При оценке своего фотографического изображения не теряйте понимания реальности. В здравом уме, никому нет дела до идеальности, т. к. для того, чтобы получиться «идеально» на фотографии, необязательно обладать идеальной внешностью. Достаточно знать себя и понимать, что наиболее интересными на фотографии получаются далеко не самые «красивые». А те, кто сумел не растерять врожденного и подчеркнуть это жизненными «отметинами», которые так часто стремятся спрятать, ведь «красота же…».

Оставляя сегодня мысли и помогая разобраться в проблеме читателю, я прекрасно отдаю себе отчет в том, что информация дойдет до 3-5% прочитавших и лишь 1% найдет в себе силы применить советы на практике и получит результат – узнает себя, перестанет бояться камеры. Меня это вполне устраивает, так как часто спрашивают «как не бояться», «ой, а я хочу портрет, но боюсь получится плохо…» и подобные оправдания собственной лени.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: