«Фотографируюсь редко, на снимках — себе не нравлюсь, а стоит меня оставить на минуту, в окружении фотооборудования, — сразу паникую, как быть?» — фрагмент диалога, в котором, к моему удивлению, заказчик не стремился оправдать себя, напротив — виднелось искреннее стремление избавиться от гнета, который мешает преобразиться перед камерой и получить за свои труды награду — честную, а не протокольную, фотографию.
Первым делом, я предложил к прочтению «… почему мы не нравимся себе на фотографиях», чтобы выиграть время и набросать в блокноте схему, по которой решил строить свой диалог с заказчиком: разобрать основные причины страха перед камерой и найти индивидуальные, без сомнений, стресс-факторы, которые мешают человеку абстрагироваться от внимания камеры, и ее пристального взгляда.
Полученная блок-схема (список первопричин, последствия и рекомендации, которые помогут если им следовать) долго оставалась в рабочем блокноте, но сегодня появилось время — все, переношу в записную книжку фотографа (в качестве памятки). Читайте, вникайте, и меняйте: свое отношение к фотокамере и процессу фотосъемки.
Причины страха перед фотокамерой
В основе чувства тревоги перед фотокамерой можно выделить 3 основные причины:
- Стеснительность. Свойство психики, которое порождает неловкость, боязливость, но чаще всего — скованность и неуверенность в себе. Застенчивость — качество, которое украшает человека (в определенной мере), но в случае с камерой — создает проблемы.
- Отсутствие опыта. Больше всего нас пугает неизвестность. В жизни мы видим себя в движении, а благодаря фотографии мы смотрим на себя иначе — статика. Как дышать, куда смотреть и как двигаться — лишь часть проблем, когда впервые перед камерой…
- Разовый неудачный опыт. «Если не смог(ла) раз, не смогу и снова!», «Сделали тогда плохо, боюсь и тут такое же отношение!» — основная причина боязни фотокамеры, во многом рукотворная, но иногда… ответ в «… не нравимся себе на фотографиях».
и 4 дополнительные, которые необходимо рассмотреть более подробно:
- Сторонний взгляд.
- Неизвестный зритель.
- Знания и мысли о себе.
- Фобии из раннего детства.
Приступим.
Мы боимся стороннего взгляда
Информационное поле, в котором мы находимся, формирует наше представление о многом, в том числе — о красоте, и что опасно — о нашей собственной. Мы видим примеры, изучаем и примеряем стандарты, сопротивляемся всему, что вне системы. И если сторонние оценки нас, или нашего мнения, выходят за рамки общественного понимания — мгновенно отбрасываем, чтобы не получить обидных оценок. Камера не рассматривает общественное мнение.
Нас пугает неизвестный зритель
Когда мы оказываемся в поле зрения фотоаппарата, то считаем, что он, по-умолчанию, сводит все известные стандарты воедино, но на практике — все иначе: фиксирует наши недостатки и преимущества, предоставляет субъективный взгляд — оценку нашей внешности; и коррекция возможна, но ограничена: навыками фотографа и главное — нашим умением видеть себя — и принимать таким(ой), какой(ая) есть. Камера и фотограф, обычно, мыслят иначе, чем мы.
Мы слишком много думаем о себе
Действительно. Крутимся у зеркала, замеряем соотношения лба и подбородка, носа и ушей, и совершенно забываем о том, что фотокамера не сгладит еле заметные морщины, асимметрию лица… «А почему?» — звучит слишком поздно. Зачастую — на съемочной площадке, когда к нам приходит понимание, что фотокамера — внимательный собеседник, вот только молчать с ней нельзя. Необходим диалог с камерой, иначе она предоставит грубый слепок внешности.
И слишком мало помним из детства
Мало кто из нас помнит свои ранние детские годы. Но иногда в них кроется причина страха и порой — неприязни перед фотоаппаратом. Родители могут принуждать к фотосъемке и вести, как это сейчас принято, по карьерной лестнице к статусу фотомодели. Всякое бывает и лучше вам обсудить этот момент с родителями. Возможно страх перед камерой родом из детства.
…
Растерянность, учащение пульса, покраснения на коже, страх пошевелиться и лишний раз — вздохнуть… в этом виноваты причины, которые рассмотрены выше; а теперь подумаем о том, как же избавиться от страха перед камерой и выглядеть естественно на фотографиях.
Как научиться не бояться камеры
Страх перед камерой, когда редко фотографируешься, — распространенное явление и думаю нет такого человека, который не волновался бы первые 10-40 минут фотосъемки; чтобы с ним справиться, достаточно сделать правилом следующие 5 советов:
Поймите себя
Стремление подражать кинозвездам, или фотомоделям, не поможет победить страх, напротив — оставит его при вас; копирование не научит создавать собственное. Найдите свою причину боязни камер, осознайте недостатки, обратите внимание на преимущества и забудьте, что вас разглядывает камера; представьте, что перед вами хороший знакомый, друг, родственник, или любой человек, которому вы можете доверять. Манипулируйте его вниманием, и смотрите на часы… обычно такого приема хватает на 10-20 минут.
Живите, а не позируйте
Первое упражнение помогает отвлечься, оценить свои возможности: что к лицу, а чего лучше не повторять, но этого мало… вам необходимо играть свою роль, которая отличается от той, в которой вас привыкли видеть окружающие. Не отвлекайтесь на позу, рецепты «как встать или присесть», начните диалог с камерой — расскажите ей свою историю. Фотоаппарат понимает эмоции, взгляды и жесты. Сконцентрироваться на послании — лучший способ, чтобы забыть о страхе перед камерой… и получиться естественно на фотографиях.
Развивайте в себе уверенность
В большинстве случаев, первые 2 упражнения помогают исключить робость, которая мешает, иногда — прекращает диалог с камерой. Иной навык, который вам пригодится — умение или способность импровизировать. С ее помощью легче реагировать на смену декораций, новое и незапланированное развитие событий (дождь пошел, к примеру). Импровизация — отличное, проверенное временем, умение, которое развивает понимание того, что все контролировать, и делать идеально, нельзя, а вот успокоиться и действовать по ситуации — нужно.
Объективно оценивайте результат
При оценке промежуточных или итоговых фотографий, забудьте про общественное мнение, и гул масс. Заказчик вы и последнее слово за вами. Исключите сравнения и оценку настоящего; в большинстве случаев, фотография — личное отражение, в котором важны ваше послание и, если еще не забыли, — индивидуальность. Помните, «что-то не так…» — возможность снять лучше, сделать еще один дубль, а не предлог, чтобы вспомнить давний страх перед камерой.
Уделяйте достаточное время подготовке
Перед фотосъемкой пересмотрите все свои удачные фотографии. Вспомните условия и время их создания, и свое настроение. Подготовьте сценарий истории, которую хотите рассказать, в идеале — обсудите ее с фотографом, будет время — сделайте несколько тестов. Успокоиться, забыть про страх камеры достаточно просто, если уделить время репетиции: жеста и эмоции, которые вам нравятся, и вы хотели бы ими начать фотосъемку, а дальше импровизация и…
…
Конечно, основной способ избавиться от страха перед камерой — практика. Вышеописанные советы помогут забыться, но полностью исключить волнение — потребуется время. Главное, не увлекайтесь селфи, забудьте про социальные маски и грамотно выбирайте фотографа, ведь от его выбора зависит, выполните ли вы 5 вышеописанных советов сами, или вас проведут по ним так, что вы и не вспомните про их существование, как и про свой страх перед камерой…
Дополнено 06.12.2017
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
07.02.2017 в 12:54
Статья была полезна.
10.02.2017 в 09:33
Рад помочь.
02.05.2018 в 17:24
Статья не ответила ни на один из вопросов. P.S. Мне 20 лет и у меня нет ни одной фотографии, так как я вообще на них не получают, да и к тому же боюсь.
08.05.2018 в 04:44
Неумение читателя работать со статьей, не делает статью хуже, равно как и не делает читателя искуснее.
«… ни на один из вопросов» — рассматриваются причины и даются советы; про вопросы и ответы речи не идет, внимательней.
«… 20 лет» — поверьте, возраст неважен.
«… ни одной фотографии» — их и не будет; под лежачий камень вода не течет.
«… не получаюсь» — все и сразу не бывает; вода камень точит.
«… боюсь» — причины страха перед вами, 3 основные и 4 дополнительные, и если вы из нашего мира, то найдете там упоминание своей проблемы; далее — только практика, о чем говорю на протяжении всей статьи (и этого комментария).
P. S.
Говорят, если настроение комментария — «ищу виноватого», подменить на «делаю то и это, а все не получается, помогите», и воспользоваться памяткой, то можно рассчитывать на диалог и получить помощь, но это только говорят, вам я такого не говорю.
01.11.2018 в 20:53
Советы очень дельными мне показались. Помимо собственно полезной информации в заметке, при прочтении как-то незаметно сгладилось напряжение, волнение от мыслей о съемке.
06.11.2018 в 09:36
Это же хорошо 🙂
P. S.
Спасибо, за внимательное прочтение и содержательный комментарий.
07.11.2020 в 03:40
Мне кажется что нужно постоянно фотографироваться, (например каждый день + 1-3 фото), и так делать в течении месяца. Ты будешь понимать как лучше «позировать», перестанешь боятся камеры, будешь воспринимать себя лучше.
07.11.2020 в 11:53
«Нет ничего доброго без рассуждения», — говорили мудрые люди.
«… нужно постоянно фотографироваться», — само собой (об этом сказано в заметке, в последнем абзаце).
«…каждый день, по 1-3 фото», — предостерегу, напомнив слово «перетренированность».
«…в течении месяца», — это уже из разряда «волшебных формул».
«…будешь понимать», — если не осмысливать то, что делаешь, то и не преуспеешь.
«…воспринимать себя», — смежная, но все-таки отдельная тема.
В целом: практика — необходимое условие. Но практика ради практики — помогает решить только одну проблему: убрать страх. Естественность — осмысленный выбор, труд и, рано или поздно, следование изложенному в опубликованной заметке.
14.01.2022 в 10:01
спасибо очень помог, благодаря тебе я стал более активным в соц сетях, не боюсь больше камеры, общаюсь с ней. Статья была очень полезна)