kak-ne-boyatsya-kamery-001
Photo by Andrew Bondar

«Фотографируюсь редко, на снимках — себе не нравлюсь, а стоит меня оставить на минуту, в окружении фотооборудования, — сразу паникую, как быть?» — фрагмент диалога, в котором, к моему удивлению, заказчик не стремился оправдать себя, напротив — виднелось искреннее стремление избавиться от гнета, который мешает преобразиться перед камерой и получить за свои труды награду — честную, а не протокольную, фотографию.

Первым делом, я предложил к прочтению «… почему мы не нравимся себе на фотографиях», чтобы выиграть время и набросать в блокноте схему, по которой решил строить свой диалог с заказчиком: разобрать основные причины страха перед камерой и найти индивидуальные, без сомнений, стресс-факторы, которые мешают человеку абстрагироваться от внимания камеры, и ее пристального взгляда.

Полученная блок-схема (список первопричин, последствия и рекомендации, которые помогут если им следовать) долго оставалась в рабочем блокноте, но сегодня появилось время — все, переношу в записную книжку фотографа (в качестве памятки). Читайте, вникайте, и меняйте: свое отношение к фотокамере и процессу фотосъемки.

Причины страха перед фотокамерой

В основе чувства тревоги перед фотокамерой можно выделить 3 основные причины:

  1. Стеснительность. Свойство психики, которое порождает неловкость, боязливость, но чаще всего — скованность и неуверенность в себе. Застенчивость — качество, которое украшает человека (в определенной мере), но в случае с камерой — создает проблемы.
  2. Отсутствие опыта. Больше всего нас пугает неизвестность. В жизни мы видим себя в движении, а благодаря фотографии мы смотрим на себя иначе — статика. Как дышать, куда смотреть и как двигаться — лишь часть проблем, когда впервые перед камерой…
  3. Разовый неудачный опыт. «Если не смог(ла) раз, не смогу и снова!», «Сделали тогда плохо, боюсь и тут такое же отношение!» — основная причина боязни фотокамеры, во многом рукотворная, но иногда… ответ в «… не нравимся себе на фотографиях».

и 4 дополнительные, которые необходимо рассмотреть более подробно:

  • Сторонний взгляд.
  • Неизвестный зритель.
  • Знания и мысли о себе.
  • Фобии из раннего детства.

Приступим.

Мы боимся стороннего взгляда

Информационное поле, в котором мы находимся, формирует наше представление о многом, в том числе — о красоте, и что опасно — о нашей собственной. Мы видим примеры, изучаем и примеряем стандарты, сопротивляемся всему, что вне системы. И если сторонние оценки нас, или нашего мнения, выходят за рамки общественного понимания — мгновенно отбрасываем, чтобы не получить обидных оценок. Камера не рассматривает общественное мнение.

Нас пугает неизвестный зритель

Когда мы оказываемся в поле зрения фотоаппарата, то считаем, что он, по-умолчанию, сводит все известные стандарты воедино, но на практике — все иначе: фиксирует наши недостатки и преимущества, предоставляет субъективный взгляд — оценку нашей внешности; и коррекция возможна, но ограничена: навыками фотографа и главное — нашим умением видеть себя — и принимать таким(ой), какой(ая) есть. Камера и фотограф, обычно, мыслят иначе, чем мы.

Мы слишком много думаем о себе

Действительно. Крутимся у зеркала, замеряем соотношения лба и подбородка, носа и ушей, и совершенно забываем о том, что фотокамера не сгладит еле заметные морщины, асимметрию лица… «А почему?» — звучит слишком поздно. Зачастую — на съемочной площадке, когда к нам приходит понимание, что фотокамера — внимательный собеседник, вот только молчать с ней нельзя. Необходим диалог с камерой, иначе она предоставит грубый слепок внешности.

И слишком мало помним из детства

Мало кто из нас помнит свои ранние детские годы. Но иногда в них кроется причина страха и порой — неприязни перед фотоаппаратом. Родители могут принуждать к фотосъемке и вести, как это сейчас принято, по карьерной лестнице к статусу фотомодели. Всякое бывает и лучше вам обсудить этот момент с родителями. Возможно страх перед камерой родом из детства.

Растерянность, учащение пульса, покраснения на коже, страх пошевелиться и лишний раз — вздохнуть… в этом виноваты причины, которые рассмотрены выше; а теперь подумаем о том, как же избавиться от страха перед камерой и выглядеть естественно на фотографиях.

Как научиться не бояться камеры

kak-ne-boyatsya-kamery-002
Photo by Andrew Bondar

Страх перед камерой, когда редко фотографируешься, — распространенное явление и думаю нет такого человека, который не волновался бы первые 10-40 минут фотосъемки; чтобы с ним справиться, достаточно сделать правилом следующие 5 советов:

Поймите себя

Стремление подражать кинозвездам, или фотомоделям, не поможет победить страх, напротив — оставит его при вас; копирование не научит создавать собственное. Найдите свою причину боязни камер, осознайте недостатки, обратите внимание на преимущества и забудьте, что вас разглядывает камера; представьте, что перед вами хороший знакомый, друг, родственник, или любой человек, которому вы можете доверять. Манипулируйте его вниманием, и смотрите на часы… обычно такого приема хватает на 10-20 минут.

Живите, а не позируйте

Первое упражнение помогает отвлечься, оценить свои возможности: что к лицу, а чего лучше не повторять, но этого мало… вам необходимо играть свою роль, которая отличается от той, в которой вас привыкли видеть окружающие. Не отвлекайтесь на позу, рецепты «как встать или присесть», начните диалог с камерой — расскажите ей свою историю. Фотоаппарат понимает эмоции, взгляды и жесты. Сконцентрироваться на послании — лучший способ, чтобы забыть о страхе перед камерой… и получиться естественно на фотографиях.

Развивайте в себе уверенность

В большинстве случаев, первые 2 упражнения помогают исключить робость, которая мешает, иногда — прекращает диалог с камерой. Иной навык, который вам пригодится — умение или способность импровизировать. С ее помощью легче реагировать на смену декораций, новое и незапланированное развитие событий (дождь пошел, к примеру). Импровизация — отличное, проверенное временем, умение, которое развивает понимание того, что все контролировать, и делать идеально, нельзя, а вот успокоиться и действовать по ситуации — нужно.

Объективно оценивайте результат

При оценке промежуточных или итоговых фотографий, забудьте про общественное мнение, и гул масс. Заказчик вы и последнее слово за вами. Исключите сравнения и оценку настоящего; в большинстве случаев, фотография — личное отражение, в котором важны ваше послание и, если еще не забыли, — индивидуальность. Помните, «что-то не так…» — возможность снять лучше, сделать еще один дубль, а не предлог, чтобы вспомнить давний страх перед камерой.

Уделяйте достаточное время подготовке

Перед фотосъемкой пересмотрите все свои удачные фотографии. Вспомните условия и время их создания, и свое настроение. Подготовьте сценарий истории, которую хотите рассказать, в идеале — обсудите ее с фотографом, будет время — сделайте несколько тестов. Успокоиться, забыть про страх камеры достаточно просто, если уделить время репетиции: жеста и эмоции, которые вам нравятся, и вы хотели бы ими начать фотосъемку, а дальше импровизация и…

Конечно, основной способ избавиться от страха перед камерой — практика. Вышеописанные советы помогут забыться, но полностью исключить волнение — потребуется время. Главное, не увлекайтесь селфи, забудьте про социальные маски и грамотно выбирайте фотографа, ведь от его выбора зависит, выполните ли вы 5 вышеописанных советов сами, или вас проведут по ним так, что вы и не вспомните про их существование, как и про свой страх перед камерой…

Дополнено 06.12.2017

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: