kak-spravitsya-s-volneniem-pered-kameroj-001

Как же мне научиться…

Научиться не бояться камеры просто, как говорилось ранее — находим причину и устраняем. В основе всего действа практика, а не перечитывание теории (что неудивительно, ведь основа любого достижения — не только знания, но и некоторое количество приложенных усилий). В продолжение темы, разберем волнение, как логичное продолжение страха; в какой-то мере — это «родной брат» страха перед камерой.

Кому это нужно? На мой взгляд — всем: тем, кто желает работать на камеру и познавать себя, тем, кто вынужден обратиться к фотографу, чтобы сделать бизнес-портрет для своего сайта, и тем, кто понимает, что хорошо получиться на фотографиях — не красиво одеться и подобрать фон, а умение быть собранным, спокойным; способность выстроить отношения с мастером, в котором нельзя видеть угрозу, а в самой фотосъемке — сферу услуг.

В заметке нет частных случаев, нелепых приемов и советов в духе «постойте на голове, дайте мыслям свободу». Пишу просто и без привязки к возрасту, типу мышления, образу жизни. Из статьи вы узнаете о том, что в основе нашего беспокойства перед фотосъемкой и как подойти к организации оной, чтобы чувство тревоги и мандраж перед камерой — стали забытым сном и тем, с чем вы более не столкнетесь.

Почему мы волнуемся перед фотокамерой

На протяжении всей своей жизни мы общаемся с другими людьми, а вот с устройствами, как-то не сложилось. Как правило, в общении мы ценим искренность, открытость и радушие, или — тональные акценты в повествовании собеседника. Оценка реакции на реплику, взгляд друг другу в глаза — неумышленные действия, которые мы порой не замечаем, но с камерой… все совсем иначе… давайте обозначим основные причины нашего беспокойства:

  • Выстроить правильные отношения с камерой — трудно. Пристальный взгляд, кое-какие возможности зафиксировать многие наши ошибки, недостатки и комплексы, вот и вся коробочка. Ни «здравствуйте» от нее, ни «до свидания». Привычные навыки или опыт общения с людьми неактуальны и мы задумываемся о своем несоответствии.
  • Исказить значение репетиции — просто. Мы готовимся к съемке, потому-что знаем свои недочеты, уязвимости и слабости. Продумываем образ, подбираем эмоцию, жест, позу и формируем памятку, которая пригодится во время фотосъемки. Нам хочется не себя понять и подготовить, а найти «волшебную таблетку» от беспокойства.
  • Не спешить — сложно. Успеть в последний момент подтвердить бронь в студии, чуть опоздать на фотосъемку, помнить о быте… нам трудно оставить жизнь за кадром и мы уверенно тянем в фотографию все, игнорируем нужное. Мы хотим успеть все и везде, терпим фиаско, впадаем в уныние и осознаем несоответствие перед теми, кто смог.

Трудно… просто… сложно… верно! Волнение перед камерой — следствие нашей позиции, в которой мы пребываем к фотосъемке, потому-что источник нашего волнения — не камера (ее роль вторична, она лишь повод), а обеспокоенность тем, что все наши усилия тщетны.

Как справиться с волнением перед камерой

kak-spravitsya-s-volneniem-pered-kameroj-002

Как же все просто!

Чтобы не волноваться перед камерой, в ожидании начала фотосъемки или ее фиаско, советую обратить внимание на простые советы:

  1. Будьте пунктуальны.
  2. Найдите своего фотографа.
  3. Исключите человеческий фактор.
  4. Позаботьтесь о комфорте заранее.
  5. Не обращайте внимание на тренды.
  6. Репетируйте и разбирайте свои ошибки.
  7. Учитывайте свои навыки и способности.

которые помогут сберечь силы, нервы и гарантируют спокойствие. Кому интересно, поясню.

Будьте пунктуальны

«Если вы пришли на 15 минут раньше — вы пришли слишком поздно», — многие слышат не только эту фразу, но и мини-лекцию, о вреде визита в последний момент. Приходите на место фотосъемки заранее, в идеале — за 20-40 минут, чтобы фотограф неторопливо подобрал свет, визажист — успел внести правки. Согласитесь, приятно работать без замечаний и укоров в свой адрес, а еще, пунктуальность — возможность быть с фотографом во время подбора, и настройки, оборудования — это успокаивает, приучает к камере.

Найдите своего фотографа

Выбор фотографа — не сравнение ценников, а поиск человека, которому вы сможете открыть свои мысли, чувства, порой — душу. Не торопитесь, ищите того, чье творчество и мысли вам близки, а не только понятны. Поверьте, если вы будете по-разному смотреть на предметы или ситуации, то вы не сможете добиться полного взаимопонимания на съемочной площадке. Без него возможны недомолвки, уныние, … волнение, которое зафиксирует камера. Согласитесь, мы спокойны в окружении тех, кто нас понимает.

Исключите человеческий фактор

Вопреки мнению, что если волнуешься — возьми на фотосъемку близкого человека, советую, настоятельно прошу, так не делать. Почему? Происходит раздвоение личности. Одна ее часть хочет угодить близкому, другая — стремится услышать фотографа, вспомнить задумку. Когда, кто и почему впервые дал такой совет — не знаю, вот только практика говорит о другом: если с вами пришла «группа поддержки», то волнение возрастает, а камера фиксирует «странного» человека. Согласитесь, преобразиться перед тем, кто тебя знает — очень волнительно.

Позаботьтесь о комфорте заранее

Заранее осмотрите место проведения фотосъемки, особенно, если речь о пленэре. Обсудите и утвердите необходимые вам «мелочи»: фоновую музыку и напитки, если съемка будет долгой — время и условия приема пищи; познакомьтесь со всей съемочной командой; если так будет лучше — посетите место проведения съемки накануне, чтобы привыкнуть. Где в этом смысл? В борьбе с волнением все средства хороши, а уверенность, и узнаваемость, череды событий и лиц, — гарантия спокойствия. Согласитесь, волнения нет, когда исключена неизвестность.

Не обращайте внимание на тренды

Как вы уже поняли, источник волнения внутри нас. Когда мы стремимся кому-то подражать и нам это не удается — волнение нарастает (хотя мы с ним боремся), поэтому лучше исключать модные штампы из своих первых съемок: не к месту, и смотрится дешево. Согласитесь, мало приятного, когда примерил одежду, которая, пусть и красива, но велика, сшита не под нас и не учитывает наши пропорции, стиль, цвет волос и глаз. Смешанные чувства возникают, не только в голове, но и на будущей фотографии, если «примерить не свое».

Репетируйте и разбирайте свои ошибки

Для репетиции лучше остаться одному, только не перед зеркалом — камера лучше: видео иль фото — непринципиально. Фиксируйте свои эксперименты с эмоциями, жестами, ракурсами, взглядами, позами; учитесь скрывать свои слабые стороны, неудачные ракурсы и неумелые, а быть может — не ваши, роли и образы. Не бойтесь обсудить рабочий материал с фотографом, если возникнут вопросы; такие беседы формируют доверие. Согласитесь, что практика вам даст больше, чем любое упражнение, или порция мотивации.

Учитывайте свои навыки и способности

Ограничивайте свои первые съемки по времени: 2 часа и перерыв, а лучше — домой, потому-что переоценка физических возможностей — переутомление, уныние и волнение, которое вы постараетесь скрыть, но переутомленное лицо вас выдаст и образ разладится, что вы поймете после просмотра фотографий. Согласитесь, что лучше не взять высоту, чем свернуть шею и потом сетовать, на всех и вся. Грубо, конечно, но боюсь, что только такая аналогия может привлечь внимание к проблеме переоценке собственных навыков и способностей.

Как видите, в основе борьбы с волнением перед камерой — подготовка к фотосъемке: мысли, настрой и море практики. Собственно, только опыт поможет вам справиться с волнением, что отчетливо понимаешь спустя годы.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: