pochemu-my-ne-nravimsya-sebe-na-foto

В этой заметке мне хотелось бы перечислить и объяснить объективные причины, по которым, время от времени, нам — фотографам, приходится слышать, а вам — клиентам, заявлять: «Не нравлюсь я себе на этой фотографии. Не нравлюсь!»

Несмотря на исследовательский тон повествования, я — не психолог, а простой фотограф; и в этом я вижу преимущество, поскольку на съемках приходится не просто видеть проблему, но, как вы сами понимаете, всегда решать ее, — всегда применяя индивидуальный подход.

Но, не будем уходить от темы, — причины:

Макияж

Студийное освещение требует макияжа, отличного от повседневного (более плотного, с более насыщенными тонами, с более выраженным светотеневым рисунком), из-за чего многим (уже вначале фотосессии) кажется, что они выглядят неестественно, что они — не они.

Студийный свет, естественно, «съест излишки» и на фотографиях человек не будет выглядеть «разукрашенным», но сомнения, недовольство собственным видом вне кадра — становятся, в большинстве случаев, основой «портрета раздосадованного человека», который не может вам нравиться, по вполне понятным причинам.

Агрессия

Фотоаппарат — орудие, с помощью которого можно пристально рассматривать, подглядывать и фиксировать (подробнее об этом, можно узнать из сборника эссе Сьюзен Сонтаг). И снимок зависит не только от субъективного взгляда фотографа, но и от отношения натуры (от вашего, — ред.) к пристальному взгляду, который стремится вторгнуться в личное пространство; по сути — стремится сделать личное публичным.

Вполне естественно, что первые 2-3 дубля не получаются — вы закрываетесь от автора, но на этом не стоит зацикливаться — нужно вспомнить, что именно вы попросили об услуге, и вам, на самом-то деле, пора бы купировать страх перед фотокамерой.

Незнание себя

Информационное поле формирует наши представления о прекрасном, о ценностях. И главное — о самих себе: какими нам быть, по какому пути двигаться и так далее. К сожалению, время от времени, приходится пояснять, что если хочется походить на «какую-то актрису / актера» в кадре, то не нужно беспокоить фотографа: заплатите художнику — он сделает лучше.

А дальше…

Понимаете, не нравиться себе на фотографии можно по причине того, что на ней вы — только не иллюзорный образ, а реальный человек, старательно скрываемый от всех, в том числе — от себя самого, а тут сторонний наблюдатель и вдруг — зафиксировал; все, «сбой системы». А он — образ, на само-то деле, хороший, гармонично сложенный и величаво отраженный, но от этого, как говорится «ни тепло…», потому что не хотим принять себя.

Отсутствие тяги к познанию

«Принять себя», — звучит просто, но, на деле… В быту, как правило, человек довольствуется существующими представлениями о себе и видя новые, рукотворные — созданные автором, а иной раз — еще и спонтанно, задается вполне логичным вопросом: «А я ли это?»

Есть мнение, что нельзя убедительно сыграть на камеру то, чего в тебе нет. Но, думаю, вам не покажется это убедительным, как и многим другим…

Но, есть момент: восприятие нового образа не должно быть поверхностным (всегда нужно не только убедиться в том, что видишь, и в том, что видишь безошибочно, но и суметь пояснить, аргументированно, чем увиденное тебя не устраивает).

Иначе говоря: препятствием на пути к принятию себя может быть простое нежелание знать, и видеть подлинного себя; попросту — познание заменяется на оберегание иллюзий…

Неверный выбор фотографа

Познание себя — интимный процесс. И, согласитесь, посвящать в глубоко личные темы кого-то не вызывающего доверия — что-то из области фантастики, именно поэтому от выбора и от профессионализма фотографа зависит, будем ли мы идти навстречу себе или нет.

К сожалению, этот момент не поддается исправлению на съемочной площадке, — для этого и были и будут предназначены предварительные встречи, общайтесь. (Потому что если автор, и вы, идете на съемку за результатом без затрат, и никто вас обоих от этого не удерживает, то не стоит удивляться, что итог такого партнерства…)

Искаженное понимание стиля

Пожалуй, самая нелепая, но в тоже время — самая популярная причина «не нравлюсь себе» — по крайней мере, в течении последних 5-7 лет. Во многом, благодаря информационному полю и стремлению получить все поскорее, и без затрат.

Все меньшее количество людей понимает, что стиль — не стилизация. Поза — не образ. И вы напрасно теряете время, просматривая поисковую выдачу в поисках «удачных поз», красивых и «необычных» идей для предстоящей фотосессии.

Коснитесь темы культуры, в ее подлинном смысле (возделывание ума, — ред.), поймите моду (в ее идеологическом смысле, — ред.) и вы навсегда закроете для себя ряд выше указанных, в этой заметке, проблем.

Отсутствие визуальной грамотности

«Не нравлюсь! Не узнаю себя!» — как вы уже поняли, из внимательного прочтения заметки и (возможно) смежных публикаций, отмахнуться не думая — проще всего, иногда — выгодно и комфортно, поскольку так мы можем отказать фотографии в праве на существование. Но, что, на самом деле скрывается за этим?

Вполне возможно, что неумение прочитать фотографию… На языке светописи. На «жаргоне» автора.

Иначе говоря: иногда, человек и рад бы понять увиденное (найти объяснение новому), да кто-то внутри противится, уверяет: «Да, ладно! И так проживем!»

Вместо заключения

Если говорить о персональной фотосъемке, то фотография в глазах заказчика — изображение себя, но со стороны фотографа все немного иначе. Фотография — повествование, рассказ или очерк, притча. Следствие такого разделения — ряд причин, которые описаны выше. С какими столкнется читатель я не знаю, но уверен, что лучшая защита, от подобных «не нравлюсь» — развитие собственного художественного вкуса, объективное понимание себя (своего облика и места в обществе, и его истории) и тщательный выбор фотографа, который понятен вам, и вы для него — не средство заработка, а человек.

Дополнено 12.12.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: