Из диалога на съемочной площадке:

— Я не нравлюсь себе на этой фотографии.

— Почему?

— Ну не нравлюсь и все. Не могу объяснить.

— …

— ?

— del.

Многие оказывались участниками подобных диалогов. Во время фотосъемки, когда фотограф демонстрирует на дисплее камеры (или монитора) пробные кадры и ожидает обратную связь от портретируемого, а получает тишину или шаблонное — «не нравится». И удаление снимка с карты памяти.

Почему?

7-prichin-pochemu-my-ne-nravimsya-sebe-na-fotografiyax-logo

Сегодня я решил опубликовать ряд основных причин, которые смущают человека на собственных фотографиях. Одни наблюдения получены за трудовые годы, другие — подсказаны коллегами и предшествующими поколениями, а иные — подсмотрены в результатах психологических исследований.

Наблюдения продолжаются, поэтому список «почему» будет периодически дополнятся новыми аргументами и пояснениями.

Приступим.

Мы не нравимся себе на фотографиях, потому что:

1 — Нефотогеничны

Многие верят, что в вопросе красоты у них чего-то не хватает от природы. На практике все проще — человек сформировал в своей голове шаблон, на основе окружающей информации и пытается ему соответствовать.

Эталон человеческой красоты — не точная величина. Периодически за «вычисление» берется мода, но всегда терпит фиаско, т. к. 100% соответствия стандарту красоты не существует, его просто нет за пределами фантазирующего. Подробно о красоте портретируемого я писал в одной из прошлых статей, рекомендую к прочтению.

Говоря о внешних данных, как о критерии фотогеничности и оценке собственного изображения, стоит отдать должное — они есть. И это примерно 1/3 фотографии. И наше «не нравится» скрывается за другим вопросом, отличным от фотогеничности.

2 — Суета

Создаваемая вокруг фотосъемки суета неприятна многим. Вся эта подготовка, копание в себе, принуждение к позированию и примерке шаблонов эпохи. «Шаг в сторону. Ага, хорошо. Теперь наклон влево и посмотри на меня», — подобные реплики многим навевают мысли о диктатуре, а человек извечно тянется к свободе. Вот и получается, что фотосессия — стресс, попытка совладать с которым приводят к нервозности, стремлению удержать эмоцию. Стиснутые зубы, напряженные мышцы и «стеклянный взгляд». Подобные ужасы попадут на фотографию и не понравятся человеку, ведь себя он видит и ощущает иным.

3 — Агрессия

Иногда фотосъемку сравнивают с агрессией и доля истины в этом есть. Фотограф пристально рассматривает человека, пытается подглядеть, проникнуть в его внутренний мир, а порой и навязать свое видение, ценности (в случае с постановочным портретом). Общением и манерой повествования автор стремится вторгнуться (проявление агрессии) на территорию портретируемого и по щелчку запечатлеть увиденное. В таких ситуациях легко пояснить привычку прикрывать рукой лицо, отворачиваться, безосновательно смеяться. Это интуитивная, но удобная защита от вторжений в личное пространство.

4 — Иной взгляд

Фотография наделена пристальным взглядом, который может «подсветить» и выявить «забытые стороны личности», отразить бессознательные чувства. Не этого ли боится большинство людей? Мы старательно ковыряемся в себе, отделяем «зерна от плевел» и прячем плохое, где-то там… Где никогда не побеспокоит и никто не найдет, но тут фотография… Не снимает нас в движении, а оставляет лишь позу, жест, эмоцию, мысль в отдельно взятый момент времени. «Неловким движением» она напоминает нам ту часть себя, которая для нас неприемлема. Дискомфорт, ведь фотография прикоснулась к нашему ЭГО.

Даже Бонд побаивается этого злодея, куда уж простому человеку. 🙂

5 — Обнажены

Большинство из нас, не видит в своем лице ничего, кроме «блина» с глазами, носом и губами. Согласитесь (или взгляните на свой инстаграм и аватарки), в повседневности мало кого интересует собственный профиль, рельеф спины, верхние или нижние ракурсы, игра светотени, отражение переживаний, пройденный путь и т. д. И попадая на съемочную площадку, первым делом мы ощущаем себя незащищенными со всех сторон, в каком-то смысле обнаженными. Нужно срочно прикрыться.

Фотография — социокультурное средство, которое формирует и делает осознанным наше представление о себе, но этот процесс дискомфортный, ведь увидев себя на фото, мы нередко вынуждены в чем-то меняться, а это невыгодно. Отчасти, не нравиться себе на фотографиях — естественно для человека.

6 — Свой/чужой

Проблема доверия актуальна всегда. Человек не открывается всем и сразу, на то масса причин, и личный комфорт — одна из них. Только доверенные лица могут нас фотографировать. А им может оказаться муж, подруга или фотограф, с которым работаем не первый год и для нашего желания открыться стал ближе, чем семья и родственники. Парадокс? Реальность! Потребности фотографироваться предшествует сильный эмоциональный всплеск (некий протест), который исходит от духовного, внутреннего мира. Мы хотим быть услышанными, но правильной, целевой аудиторией, которая успела завоевать наше снисхождение своим обаянием и умением создавать атмосферу доверия на съемочной площадке. Если фотограф иной и невхож на просторы нашего мира, то «не нравится» оказывается субъективным и бесспорным следствием.

7 — Самооценка

С развитием фотографии мы привыкаем к самопознанию. Не только к привычке ощущать себя изнутри, но и видеть со стороны. Но когда этот внешний взгляд стороннего зрителя не совпадает с нашим внутренним и субъективным представлением о себе — конфликт.

— На фото я себе не нравлюсь! Я не похож(а) на себя!

Такие ситуации имеют место быть (не тот автор, день, настроение или просто поспешили), но они не должны становиться правилом. Если у вас стандартная речь:

— Я никогда себе не нравлюсь на фотографиях!

То впору задуматься над тем, как вы вообще себя оцениваете.

Заключение:

Мы не нравимся себе на фотографиях по многим причинам, но все они укладываются… Даже не в одно слово, а букву — «Я». Приструнив которое, можно научиться принимать себя разным, а следовательно — видеть в себе личность, а не соответствие мифу/ шаблону/ стандарту (выбирайте что вам удобнее).

Да, у всех нас сложный характер, но проблемы самооценки способствуют внутреннему разладу, конфликту. Мы перестаем видеть себя такими, какими ощущаем и в подобных ситуациях все внимание к фотографии. Полюбить собственное изображение — значит улучшить отношение к себе. Стремление принять себя разного — помогает нам лучше получиться на снимке и улыбнуться при просмотре. Подарить улыбку фотографии, и прежде всего — самому себе.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: