Каждый из нас, кто хоть раз попадал в объектив фотоаппарата, сталкивался с проблемой — не узнали, не приняли. Особенно это знакомо пользователям социальных сетей, и тем, кто стремится к общению на расстоянии, хотя и в реальной жизни нас ожидают схожие проблемы.

ty-ne-takoj-ili-chto-govoryat-druzya-rassmatrivaya-nashi-fotografii

Друзья и коллеги, знакомые и не очень, всех мнений не собрать. А вот реакция человека, изображенного на фотографии, вполне предсказуема:

  1. Получение отклика.
  2. Уныние.
  3. Проверка на соответствие шаблону.
  4. Уничтожение снимка.
  5. Создание новой фотографии, под чужие требования.

И так по кругу, пока идут года.

Знакомо?

В этой ситуации 2 проблемы и одна погрешность.

Проблемы:

  • Выбор автора для создания фотографии.
  • Представление зрителя о герое в кадре.

Погрешность:

  • Знания о себе.

Согласен, зачастую мы не выбираем зрителя, но в силах каждого — помочь задуматься ближнему. Нет, не о том какой он, а о том, что в жизни надо учиться смотреть под разными углами.

Помните слова Николая Ивановича Пирогова?

«Я с давних пор не могу ни на что смотреть и ни в чем убеждаться с одной стороны; непроизвольно при каждом новом для меня предмете я тотчас же заглядываю на него со стороны противоположной той, с которой смотрю.»

Умение отбрасывать первые инстинктивные решения и поступать иначе, изучая предмет досконально — редкое качество. Не нужно его искать в людях, достаточно развивать в себе.

Зачем? Давайте подумаем.

Люди плохо считывают эмоции.

Задумался, а зрители решили, что в плохом настроении, или — злой. Так проще, ничего личного. К примеру: взгляд Николая Ивановича Пирогова называли хмурым, за его напряженные брови, а между тем, у него, от рождения, косил левый глаз…

Развитие образного мышления помогает чтению фотографии.

Визуальная оценка произведения это не соотношение с натурой, и точность ее передачи, а «немного» другое. Вспоминаем слова Кандинского:

«Нет большего заблуждения, чем мысль, что тщательная передача натуры — это искусство».

/1896г./

Правда субъективна.

От большинства фотографов требуют правды, но нужна ли она герою в кадре, или того хуже — зрителю? Уверен, что если фотограф покажет все, то ему этого не простят. Ни зритель, ни герой в кадре.

Стиль, или авторский почерк фотографа — умение найти баланс между реальностью и собственным повествованием; движение к упрощению, а не уплощению послания вне времени (т. е. фотографии).

Спешка, лень и самолюбие искажают видимое.

Ты не такой, — звучит от зрителей, которые привыкли смотреть на нас с ракурса, который они выгодно составили для себя.

Действительно. Зачем вникать, изучать и понимать ближнего, допускать мысли о его многогранности. Достоинства и недостатки, плюсы и минусы — можно сойти с ума…

Уж лучше сделать идеальное восприятие этого человека, а в случае, если что-то не так, просто отодвинуть его в сторону, или если речь о фотографии — просто сказать свое мнение.

Действительно, просто.

По крайней мере, в стране непрошеных советов…

Да, это легче, чем корректировать свое представление о человеке, смотреть на него под другим (новым, для себя) углом и радоваться тому, что в нем то и дело открывается новое, доселе неизвестное.

Преображение…

Да, преображение пугает шаблон. Соотношение глаз, губ и носа, а главное — расстояние между ними. И если оно изменится — срочно нужна «пластика». В случае отказа — ты не такой, я тебя не узнаю.

А что до фотографии…

То нам не следует делать о человеке выводов на основании видимого — коль мы не способны различить, что он скрывает в себе.

p.s. в заметке использованы фрагменты переписки с Кариной.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: