ty-ne-takoj

Самостоятельно касаясь темы искусства, можно заметить, что ряд классиков видит опасность не столько в необразованности (масс), сколько в бездействии (все тех же масс); именно в этом видится многим причина, по которой большинство произведений искусства все еще остаются непрочитанными.

Конечно, все это кажется чем-то надуманным, но ровно до того момента, когда одну из ваших фотографий не удостоят таких слов, как: бессмысленная, неуместная, странная и попросту — хуже, чем те, которые у вас уже есть…

И именно в этот момент то и приходит понимание, что классики то были правы: большинству произведений уготована в этом мире незавидная судьба — быть прочитанными единицами — по сути — коллегами-авторами, да единичными зрителями.

<…>

Осознание этой проблемы приводит к разным ответным реакциям. В моем случае — попытка найти решение, через цепочку риторических вопросов:

  1. Что говорят?
  2. Почему?
  3. Как можно исправить ситуацию?

Интересующимся — приятного чтения.

Что говорят

Показать свои новые фотографии близким и друзьям — часть коммуникации, но зачастую, по мере усиления культурного недопонимания между вами, оценивая ваши изображения, они, не со зла, конечно, могут сказать:

— Ой, да ладно! Странная фотография…

— Серьезно? А я то думал, что ты…

— Бред какой-то! Ты ведь не такой! Я то тебя знаю!

По сути, высказывания подобного рода могут продолжаться до бесконечности. Но, нам важно понаблюдать за собой — не изменится ли наше отношение к визуальному произведению:

  1. Получение отклика.
  2. Уныние.
  3. Проверка на соответствие шаблону.
  4. Уничтожение снимка.
  5. Создание новой фотографии, под чужие требования.

В большинстве своем, события разворачиваются именно так.

Почему

В большинстве своем, все происходит, с одной стороны (зрительской) от нежелания понудить себя к возделыванию ума, к необходимости осмыслить новое, с другой (вашей) — из желания угодить, из неготовности аргументированно защищать объективно ценное, из неготовности, в определенных ситуациях, — из страха остаться в одиночестве.

Собственно, так мы самолично научаемся уничтожать доброе, покровительствовать злому, — в христианской аскетической практике, есть даже изречение: «Можно так смириться, что и дьяволу поклониться.»

В свое время, следуя истине «нет ничего доброго без рассуждения», я пытался найти метод, и универсальный «рецепт», который помог бы ослабить негативного влияние, пока я не смогу в происходящем основательно разобраться и найти «противоядие».

Помогли слова Карины:

«Опасно человеку, не умеющему читать, давать в руки стоящую книгу.»

Ka’olana

Так удалось выиграть время, чтобы понять следующее:

  1. «Клиповое мышление» дает о себе знать. Нравится нам или нет, но часть окружения всегда будет искать готовых и понятных решений, говоря об искусстве — известных, и давно устоявшихся штампов / клише. (Это нужно просто принять.)
  2. Понимание фотографии невозможно, без знания истории ремесла. Стандартизация образов и символов, сюжетов и прочтений, — механизация искусства выгодна тем, кто отказывается признать: культура — непрерывной процесс.
  3. Без самостоятельной цензуры, человек — проводник чужих идей. На самом деле, в представлении масс, тяга к понимаю глубинных смыслов — нечто необязательное и от этого нужно отказаться, если не можешь — тебе «помогут» (чтобы не обличал).
  4. Ограничиваясь поверхностным «чтением», человек загоняет себя в тупик. Массы всегда кем-то выращиваются, затем — направляются. По сути — кем-то закабаляются; ради известной системы ценностей.

— Осознав это, удалось найти решение.

Как можно исправить ситуацию

Во-первых, нужно перестать грезить об идеальных зрителях, которые так же подготовлены, и увлечены фотографией, как и вы.

Во-вторых, нужно перестать угодничать: не приняли — ничего, охаяли — ничего. Держать на полке «альбом непонятного искусства» — ничего, если тебе понятна его ценность.

В-третьих, зная что-то большее, чем собеседники, не нужно кичиться; нет в этом мире ничего такого, в чем можно было бы досконально разобраться раз и навсегда.

В-четвертых, из понимания процесса понимания, как процесса, и культуры — как процесса, в сердце храним мысль: постижение смысла — личный культурный уровень человека.

В-пятых, процесс понимания подразумевает движение, иначе будет не прогресс, а регресс, — проще говоря: цель диалога со зрителем — подъем зрителя, точнее его уровня восприятия, до уровня художественного произведения, до уровня искусства (а не своего).

Вместо заключения

Ценность искусства — в смыслах. Их постижение — трудоемкий и длительный процесс, да и необязательный, по мнению тех, чей взор пригвожден к тленному, суетному. Поэтому кому-то везет больше, а кому-то меньше, в поиске единомышленников, в поиске зрителей… Все будет хорошо, если мы вспомним, что под лежачий камень…

Дополнено 12.12.2020

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: