Самостоятельно касаясь темы искусства, можно заметить, что ряд классиков видит опасность не столько в необразованности (масс), сколько в бездействии (все тех же масс); именно в этом видится многим причина, по которой большинство произведений искусства все еще остаются непрочитанными.
Конечно, все это кажется чем-то надуманным, но ровно до того момента, когда одну из ваших фотографий не удостоят таких слов, как: бессмысленная, неуместная, странная и попросту — хуже, чем те, которые у вас уже есть…
И именно в этот момент то и приходит понимание, что классики то были правы: большинству произведений уготована в этом мире незавидная судьба — быть прочитанными единицами — по сути — коллегами-авторами, да единичными зрителями.
<…>
Осознание этой проблемы приводит к разным ответным реакциям. В моем случае — попытка найти решение, через цепочку риторических вопросов:
- Что говорят?
- Почему?
- Как можно исправить ситуацию?
Интересующимся — приятного чтения.
Что говорят
Показать свои новые фотографии близким и друзьям — часть коммуникации, но зачастую, по мере усиления культурного недопонимания между вами, оценивая ваши изображения, они, не со зла, конечно, могут сказать:
— Ой, да ладно! Странная фотография…
— Серьезно? А я то думал, что ты…
— Бред какой-то! Ты ведь не такой! Я то тебя знаю!
По сути, высказывания подобного рода могут продолжаться до бесконечности. Но, нам важно понаблюдать за собой — не изменится ли наше отношение к визуальному произведению:
- Получение отклика.
- Уныние.
- Проверка на соответствие шаблону.
- Уничтожение снимка.
- Создание новой фотографии, под чужие требования.
В большинстве своем, события разворачиваются именно так.
Почему
В большинстве своем, все происходит, с одной стороны (зрительской) от нежелания понудить себя к возделыванию ума, к необходимости осмыслить новое, с другой (вашей) — из желания угодить, из неготовности аргументированно защищать объективно ценное, из неготовности, в определенных ситуациях, — из страха остаться в одиночестве.
Собственно, так мы самолично научаемся уничтожать доброе, покровительствовать злому, — в христианской аскетической практике, есть даже изречение: «Можно так смириться, что и дьяволу поклониться.»
В свое время, следуя истине «нет ничего доброго без рассуждения», я пытался найти метод, и универсальный «рецепт», который помог бы ослабить негативного влияние, пока я не смогу в происходящем основательно разобраться и найти «противоядие».
Помогли слова Карины:
«Опасно человеку, не умеющему читать, давать в руки стоящую книгу.»
Ka’olana
Так удалось выиграть время, чтобы понять следующее:
- «Клиповое мышление» дает о себе знать. Нравится нам или нет, но часть окружения всегда будет искать готовых и понятных решений, говоря об искусстве — известных, и давно устоявшихся штампов / клише. (Это нужно просто принять.)
- Понимание фотографии невозможно, без знания истории ремесла. Стандартизация образов и символов, сюжетов и прочтений, — механизация искусства выгодна тем, кто отказывается признать: культура — непрерывной процесс.
- Без самостоятельной цензуры, человек — проводник чужих идей. На самом деле, в представлении масс, тяга к понимаю глубинных смыслов — нечто необязательное и от этого нужно отказаться, если не можешь — тебе «помогут» (чтобы не обличал).
- Ограничиваясь поверхностным «чтением», человек загоняет себя в тупик. Массы всегда кем-то выращиваются, затем — направляются. По сути — кем-то закабаляются; ради известной системы ценностей.
— Осознав это, удалось найти решение.
Как можно исправить ситуацию
Во-первых, нужно перестать грезить об идеальных зрителях, которые так же подготовлены, и увлечены фотографией, как и вы.
Во-вторых, нужно перестать угодничать: не приняли — ничего, охаяли — ничего. Держать на полке «альбом непонятного искусства» — ничего, если тебе понятна его ценность.
В-третьих, зная что-то большее, чем собеседники, не нужно кичиться; нет в этом мире ничего такого, в чем можно было бы досконально разобраться раз и навсегда.
В-четвертых, из понимания процесса понимания, как процесса, и культуры — как процесса, в сердце храним мысль: постижение смысла — личный культурный уровень человека.
В-пятых, процесс понимания подразумевает движение, иначе будет не прогресс, а регресс, — проще говоря: цель диалога со зрителем — подъем зрителя, точнее его уровня восприятия, до уровня художественного произведения, до уровня искусства (а не своего).
Вместо заключения
Ценность искусства — в смыслах. Их постижение — трудоемкий и длительный процесс, да и необязательный, по мнению тех, чей взор пригвожден к тленному, суетному. Поэтому кому-то везет больше, а кому-то меньше, в поиске единомышленников, в поиске зрителей… Все будет хорошо, если мы вспомним, что под лежачий камень…
Дополнено 12.12.2020
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
26.02.2017 в 23:06
Спасибо за чудесный блог! Перечитываю каждую статью по нескольку раз! Мысли на освещенные вами темы роились беспорядочно в голове, а теперь красиво лежат на полочках сознания! Пишите, пожалуйста, еще.
02.03.2017 в 06:42
И вам спасибо, за добрые слова.
По мере сил, все будет. Следующая публикация 9 марта. Заходите, будет интересный материал.