pochemu-nelzya-otdavat-isxodniki-img
© Красавица и чудовище. La belle et la bête. 2014

Во времена пленочной фотографии мало кого интересовали негативы. Причина проста: люди, без необходимых знаний, навыков и оборудования, не могли извлечь из этого пользу. Всех все устраивало, в отношениях заказчик-фотограф, и никто не требовал отдать в придачу к отпечаткам еще и негативы.

Цифровизация все изменила… Теперь любой, от студента до представителя бизнеса, хочет не только получить исходники, но и считает это «нормальным». Естественно, никто не приобрел нужных знаний, навыков и опыта, но большинству это кажется неважным, ведь они «скачали программу как у фотографа», а значит сами все смогут, а то и лучше.

Признаться, в ответ на требование отдать исходники, я всегда отвечаю отказом. Не потому что я вредный или жадный, а потому что я понимаю последствия, которые ждут меня в будущем, если я начну раздавать исходники всем желающим.

Незавершенная работа

Процесс создания фотографии:

  1. Подготовка
  2. Съемка
  3. Интерпретация полученных данных:
    1. Проявка / Raw-конвертация
    2. Фотопечать
    3. Обрамление отпечатка

Конечно, цифровизация привела к тому, что многие данные так и не материализуются, т. е. ни при каких условиях они не покидают пределы цифрового мира, но даже в его рамках они что-то завершенное должны являть, иначе они так и остаются «сырыми данными» и не могут уже называться фотографией (произведением).

Отказываясь от выполнения базовой цветокоррекции, повышения резкости, конвертации этой информации в формат, поддерживаемый популярными устройствами и сервисами, фотограф отдает клиенту текущие наработки, т. е. незавершенную работу.

Искажение ролей

Клиент — оплачивает создание, автор — создает. Цифровизация не изменила в этом ничего, а новоиспеченное требование «отдать исходники» лишь отражает нежелание людей думать. Им предлагают за свои же деньги выполнить часть работы автора (фотографа), которую, на само-то деле, нельзя выполнить, поскольку интерпретация данных подразумевает авторский взгляд и поскольку клиент его лишен, то он получит угодную ему картинку, но отнюдь не то, что следовало бы сделать из этой заготовки.

Потакание низменному

Обывателю может показаться, что в процессе обработки сырых данных, интерпретируя их «на свой вкус и цвет», он становится соавтором, тогда как (на самом деле) он лишь уничтожает наработки кем-то начатого произведения.

И всему виной — простая гордость, дескать, «я могу ничуть не хуже, а то и лучше, чем специалист, выполнить требующую специальных знаний и навыков работу».

Упущенная прибыль

Отдав исходники, трудно контролировать количество копий в Сети и в рекламе, например. На первых порах это кажется неважным, ведь «свое то ты получил», но коснувшись темы лицензирования, поработав на стоках и пообщавшись с юристами, можно подсчитать, сколько денег ты потерял, просто не понимая, как устроен современный фоторынок.

Вместо заключения

Отдавая исходники, фотограф становится причастным к разрушению фотоиндустрии изнутри и не потому что я параноик и мне «так кажется», а потому что наполняющие интернет, созданные любителями «фоточки», на основе грамотных исходников, порочат имя автора (обесценивают его навыки и опыт в глазах последующих клиентов).

Каждая новая незавершенная работа сдерживает профессиональный рост и все это циклично, а поскольку речь про регресс, то нетрудно представить себе последствия. Но все можно легко изменить, достаточно приучить себя доводить начатое до конца. А если кому-то это не нравится — его дело, не автора.

Дополнено 19.11.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: