pochemu-klienty-ne-cenyat-rabotu-fotografa

Из диалога на съемочной площадке

— Согласен, многие коллеги недовольны отношением клиентов к работе фотографа. Слышны фразы: не ценят труд и результат; делаю больше, создаю новое, а им попроще, как с постеров 20х годов прошлого века, или возле пластикового камина, да под елкой и т. д.

Да, большинство публичных заявлений эмоциональны, порой эгоистичны — похожи на всхлип ребенка, но встречаются и аргументированные, с которыми я полностью согласен. Но! Без укора в адрес заказчика.

— Почему?

— Давайте подумаем. Основной аргумент свадебщиков (и не только) гласит:

Клиенты готовы потратить много денег на внешний облик, сопутствующие и малозначимые моменты. А стоит завести речь об оплате труда фотографа — начинаются требования скидок, мелочность и стремление «прокинуть» ближнего.

Среди коллег, оценка такого поведения различна. Но многие сетуют на малообеспеченность клиентов и твердят о необходимости искать другие сегменты. На мой взгляд — дурка.

Я считаю, что:

Целевая аудитория (ЦА) — это культурный уровень, а не величина материального достатка.

— Возможно…

— Не верите? Давайте поясню. Большинство коллег, друзей и недругов, населяют крупные города, что логично. Там и концентрация финансов побольше, да и «люди лучше».

Вот с последним я и не согласен. Люди везде одинаковы. Независимо от страны, региона или нации. На мой взгляд, причина возмущений — плотность на км² (кв. км).

И на селе, и в городе есть голодные люди. И достаточно взглянуть на облик нашей культуры. Любой праздник — выпить и закусить. Приоритет и ценность. Но что это со стороны потребностей человека?

Maslow's pyramid

Правильно, животная потребность, низшая ступень, которую необходимо удовлетворить человеку. И дело тут не в пирамиде Маслоу, а в том, что у нас низменная ступень — цель жизни.

И заложена эта мораль не сейчас, не 10, и даже не 50 лет назад. Последнее столетие мы живем в изоляции от культуры. Сначала разруха, потом занавес, а после… Дорвались до еды, т. е. упали. Верхние ступени не интересны, взгляд только под ноги. Отсюда и цена…

Необходимо насытить людей, тогда они и рванут к произведениям изобразительного искусства. А пока…

Мы зря ворчим на клиента. Не он такой, а ориентиры жизни (ценности эпохи).

Кстати, вспоминается фраза из фильма:

А ты попробуй голодному человеку дать букет цветов. Так он тебе ими по лицу и сходит.

Полная аналогия к фотографии.

Оценить труд фотографа и фотографию способны на селе, и в городе. Проблема только в наличии голода.

— Быть может.

— В надежде, что имеющий уши, да услышит.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: